Музыка из моего детства

Макс Трапицин
Музыка, как много в этом слове отражено.
И Музыка подобна Музе вдохновенья.
И Музыка внутри тебя, в душе всегда живёт.
У Музыки Её Величества я пленник.

Музыка, как Муза в этом слове всегда меня вдохновляла, сколько себя помню.

А помню я себя с детсадовского возраста. Конечно, воспоминания обрывочные. Но, что касается Её Высочества Музыки, ластиком из памяти не стирается.

Моя семья к музыке прямого отношения не имела и не имеет, но дома в квартире стояла огромная радиола, которая ловила радио - волны и использовалась для прослушивания виниловых пластинок. Этот первый в моей биографии музыкально-технический гаджет достался от моего родного дяди (мамин брат). Я его (дядю) не застал, он погиб до моего рождения. Но по рассказам бабушки и мамы, он был в 1950-1960-е настоящим стилягой и слушал модную тогда музыку. Но, увы и ах, пластинки того времени не сохранились. То, что осталось, это разная польская и болгарская поп-музыка того времени, которая меня по детству "не торкала".

Самые первые детские пластинки, это разные выпуски Радионяня и сказки. Кроме пластинок я ловил музыку из Его Величества Телевизора.

По детству мне нравилась классическая музыка, именно популярная в произведениях Огинского, Бетховена, Баха, Моцарта, Шопена, Чайковского. Её прививали как в детском саду, а также ловил из телевизора фоном. Естественно, авторов не знал и не ведал.

Популярной Музыкой я "заболел" чуть позже.
Опять же, первые, именно взрослые песни для меня стали две песни из любимого телесериала  того времени и всей моей жизни "Семнадцать мгновений Весны". Саундтрек этого сериала - это настоящее детское моё открытие. По детству считал, что именно Штирлиц (точнее Вячеслав Тихонов) исполнял эти две песни, а не Иосиф Кобзон. Песни врезались глубоко в мою детскую память, и я напевал: "Говенья, говенья, говенья". Лично не помню этот самый момент из-за слишком малого возраста, это всё по рассказам моей мамы.

1970-е - самый расцвет ВИА в Советском Союзе и понятно, меня эти Вокально-Инструментальные моментально увлекли. В СССР был закрытый занавес и западная музыка и западный рок в частности до нас не доходил. До поры, до времени... Поэтому я впитывал музыку из ближайшего меня окружения  А что и кто меня тогда окружал, музыка из динамиков радио и ТВ. А что тогда крутили, многие помнят. Еше один источник поглощения новой музыки, это ближайшие соседи за стенкой и этажом выше. "В последний раз", именно с русской версией известной испанской песни мне пришлось вначале познакомиться. Соседи её крутили днём и ночью. А один из первых ВИА, приобретённых на виниле, были "Красные Маки". Каждая песня на пластинке - хит того времени, конца 1970-х. Все песни написаны членами союза композиторов на стихи членов союза писателей.

Уже, учась в школе, покупал на свои карманные деньги дешёвые гибкие флекси пластинки (Flexi-disc) и так называемые синглы, семи-дюймовки на 33 ; оборота. ВИА "Здравствуй, песня", " Лейся, песня", "Верасы" и другие. В первую очередь, меня увлекали мелодизм песен и первые задатки синти-музыки, к стилю synthpop, к которому я потом пришёл окончательно и бесповоротно.

Мелодизмом и своей душевностью в детстве меня покорили песни Юрия Антонова. Пластинки и конечно, телефильм "Берегите женщин", песни из которого стали для меня настоящим музыкальным открытием. Песня "Зеркало" - это некий русский вариант душевных песен британцев The Beatles. С этой четвёркой я познакомился уже в кассетный период времени.

Женский вариант любимых песен, конечно долгое время для меня оставалась Алла Пугачёва. Родители в детстве купили её первый диск-гигант, а потом и разные сборники с её песнями и синглы. До сих пор не появилась такого масштаба певица в нашем отечестве

Западная, европейская музыка тоже доходила до нас, в частности болгарская эстрада. Мне в детстве нравились песни Лили Ивановой, но в русском исполнении на слова отечественных авторов-песенников.

Американская музыка в 1970-е тоже до нас доходила, но в образе и стиле Дина Рида. Его диск-гигант я крутил тогда каждый день, тем более этого русского американца по нашему ТВ крутили довольно часто и выглядел он соответственно, как настоящий мачо - красавец.

Чернокожего певца АфрИка Симона (Afric Simone) с его хитом Hafanana я в детстве на слух воспринимал как песню Дина Рида. В его стиле звучала эта песня. Но когда этого африканца из Африки АфрИка показали в Мелодиях и Ритмах зарубежной эстрады, всё встало на свои места Зажигательная тема от чернокожего певца.

В конце 70-х - начале 80-х в продаже появились два диска-гиганта "Радуга" с песнями типа "Мелодий и Ритмов зарубежной эстрады". В этих сборниках содержалась настоящая кладезь западной, вполне актуальной и модной в то время, музыки. Почти все страны западной Европы. Италию представлял Адриано Челентано. Его, как актёра знал с детства, а его музыкальным рядом, само собой, заразился следом. Франция меня покорила в голосе, манере исполнения и лице Джо Дассена и очаровательная "чао бамбино" Мирей Матье. "Греческий соловей" Демис Руссос покорил меня своими сувенирами.

Электронная музыка открыла мне глаза в музыкальном оформлении Джорджио Мородера. Гибкая пластиночка с двумя треками с его революционного альбома E=MC; (1979). В целом, электронная музыка - это моя первая детская страсть. Мой сосед этажом ниже был заядлым меломаном. Первые электронные звуки я поймал за стенкой, прижав ухо к холодной стене, ловил кислородные звуки Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre). Космическая тема в электронной музыке тогда была актуальна, как никогда. В танцевальной электронике сосед развлекал нас "Automatic Lover" & "Meteor Man". И конечно, Space звучал из каждого утюга. "Волшебный полёт" доносился и из эфиров нашего ТВ.

А непосредственно, лично моим приобретением и ярким впечатлением стали Зодиак (Zodiac). Мама подарила мне на День Рождения в 1980 году диск-гигант "Диско Альянс"(Disco Alliance). Именно такая музыка стала моей основополагающей базой музыкальных вкусов. Электронная synthpop музыка. Весь вечер торжества в этот день, мы с друзьями крутили эту пластинку на моей большой радиоле.

Летом 1980 года с родителями отдыхали на турбазе на берегу реки Волги. По вечерам с родителями ходили на дискотеки. Главными танцевальными хитами звучали тогда, конечно, Чингиз хан (Dschinghis Khan). Также ставили венгров Neoton Familia со своим Марафоном, близкими по стилю с Чингиз ханом.

В целом, с родителями часто тогда ходили в гости к их друзьям, отмечали разные общепринятые Советской идеологией, праздники, День солидарности трудящихся или День Октябрьской Революции, обычно после демонстраций сразу к кому-нибудь шли прямиком или на пикник. И конечно, там звучала музыка: модные тогда немцы с Ямайки Boney M,, шведская четверка ABBA (Money Money - моя любимая по детству песня) и британские братья с Австралии Bee Gees.

В школе в классе шестом мы с одноклассниками начали проводить первые дискотеки, правда они проходили днём, как утренники, потому что ещё дети были, несовершеннолетние. Тогда и начали звучать первые медляки, один из них был хит того времени "Джооонни, ооо, йе" от австрийки Джиллы (Gilla). Также в нашей программе были и набиравшие в те годы популярность Arabesque. Дочка друзей моих родителей тогда все уши прожужжала, какие они сейчас модные. У одноклассника на свой Грюндиг записал альбом этой немецкой диско-троицы. "Полуночной Танцор" ("Midnight Dancer") звучала на всех дискотеках, в том числе у нас. Начальные звуки трека напоминали саундтрек французской комедии "Фантомас и инопланетяне".

Также на дискотеках играли модные тогда французы Ottawan. Впервые их услышал по радио, на местной городской радиоточке звучали песни по заявкам радиослушателей и как раз "You're OK" мне врезалась в душу с их рефреном "Юр Окей! Йо смайл, Йо рей". А потом закрепили успех своим бессмертным хитом "Руки вверх" ("Hands Up"). Песня звучала Красной строкой в советско-венгерском телефильме "Отпуск за свой счёт".

И одно из главных моих открытий в музыкальном мире - яркие мелодисты "шведские The Beatles" Secret Service. Их песни с первых двух альбомов звучали у соседа этажом выше, а потом из каждой форточки доносились их мелодичные рулады от Ола, солиста - вокалиста группы. В школе из динамиков радиорубки по утрам местные, школьные, да и классные диск-жокеи ставили песни Secret Service в перемешку с "Zoo Zoo" модного тогда бельгийского проекта Бисквит.
Потом услышал главный хит Secret Service - "Flash in the Night", на кассете в миксе итальянского радио и понял, что именно такая музыка станет моей самой любимой - мелодичный, романтичный synthpop.

Это был краткий мой обзор детских музыкальных открытий и воспоминаний, с чего и с кого пошли мои мало-мальские меломанские увлечения.