День рождения - грустный праздник...

Ирина Комова
Помню свой день рождения – 7 лет. Меня и моих друзей мои родители отвели в парк Горького, кататься на аттракционах. И я с тоской смотрела на самолетики, делающие мертвую петлю. Но туда пускали только с 14. Как долго, переживала я, это же вся моя такая длинная уже жизнь… Еще 7 лет… А года через три эти самолетики убрали как опасные.

Сегодня - день рождения моей подруги, Умницы. Шестьдесят восемь ей. Я на два года младше. Завтра – большое сборище, а сегодня мы вместе выбрали ей подарок от нас с мужем, посидели в кафе вдвоем. Сидели, и вспоминали под мороженое с ликером мой день рождения, пятьдесят шесть лет тому…

Мне тогда исполнялось 10. Это было на даче. Городская наша квартира была   в ведомственном доме, дачный участок – в ведомственном товариществе, соседи и друзья везде одни и те же.
Это с ними мы искали в лесу инопланетян, доводя до инфарктов безобидных самогонщиков. С ними сидели ночами на кладбище (вылезая в окна из домов) – караулили вампиров и привидения. Не нашли, кстати. Но  я не уверяю, что их нет.

Мои друзья четко знали, чего я хочу. Не кукол, разумеется. Книги с загадками и приключениями, детективы и фантастику,  математические загадки.
Какие чудесные книги я в тот день получила! Агата Кристи и Рей Бредбери! Рекс Стаут и Азек Азимов! Стругацкие! «Приговор веков» - сборник документальных исторических детективов. «Математическая смекалка», «Визит к минотавру» и другие сокровища. Это то, что приготовили родители друзей. Но каждый из них сделал и свой подарок.

Теперь о них, друзьях. Они пришли с самого утра, принесли книги от своих родителей и свои личные подарки.
Умница, 12 лет. Мы ее так звали, потому что симпатичная тихая высокая смугленькая брюнетка очень умный человек, и мы еще тогда сумели это оценить. Если наша молчаливая Умница открывала рот, все сразу затыкались. Умница связала мне крючком сумочку, черно-белую. Потом она вязала мне их еще, но эта была первая.
Мышка, 10 лет. Светленькая голубоглазая хорошенькая тихоня,  добрый, честный человек, совершенно не способный злословить. Книги любила про природу и про любовь, тут наши вкусы не совпадали. Боялась она темноты и одиночества, потому и Мышка. Мышка вышила мне три платочка, обвязала их кружевом. Чудо! Стребовала с меня одну копейку, т.к. дарить платки почему-то нельзя.
Пупсик, 11 лет, пухленькая блондинка. Почему Пупсик – это было ее излюбленное обращение ко всем подряд. Пупсик подарила мне заколку. Покупную заколку, пластмассовый бантик, Пупсик обтянула бисером и бусинками и получилось очень красиво. Я долго носила эту заколку.
Сметана, 13 лет. Тощий, уже тогда высокий, белоголовый. Потому и Сметана – как сметаной голова намазана. Сделал мне изумительный подсвечник из какого-то корня. Храню до сих пор.
Серый, 13 лет. Серый – потому что Сергей. Начитанный, великолепно танцевал. Ироничен и насмешлив. Принес мне в ведерке здоровенную щуку, которую я сразу потрогала, и она меня укусила. Но красавица! Папа пришел в восторг.
Мурзилка – 10 лет, брат Серого, вечно запачканный какими-то красками. Рисовал, выжигал, делал чеканки. Принес мне мой портретик, маслом на дереве, из этого же дерева выжженная  рамочка. Мамуля пришла в восторг. Мы его уже тогда считали талантом. Портретик был у мамы, сейчас у старшей дочки.
Мамочка, 11 лет. Любимая присказка «ой, мамочки». Мы с ним активно обменивались книгами, вкусы совпадали. Подарил от себя мне ведерко раков.
Гармонист, 8 лет. Колобок с большущими темными глазами в длинющих ресницах. Надежный друг, каждый раз пытающийся взять на себя мои проделки. Единственный недостаток – игра на аккордеоне, ведь особым слухом мой друг не отличался. Принес мне огромный букет, где главная фишка была – какая-то травка, «слёзки», как он ее назвал, болотная. Она тихо звенит.
Кукла – это я, именинница. Кукла – потому что маленького роста и с «воробьиными косточками». И с копной буйных светлых кудряшек. Тогда я и до плеча не доставала Умнице, Серому, Мамочке. А Сметане была вообще по грудь. Вот маленький и кругленький Гармонист был со мной одного роста.

Моими главными товарищами по шкодам были Пупсик, Мурзилка и Гармонист. Остальные были разумнее и спокойнее.

Какой это был день! Жарко, солнечно, мы несколько раз бегали на речку с папой. Общим голосованием решили амнистировать щуку, против была только я – обиделась за укушенный палец, но и я решила, что съесть ее за один палец – слишком жестоко. Бандитку торжественно отпустили. Мама пекла пирожки со всем, что попадалось ей под руку. С яблоками, капустой, смородиной, картошкой, клубникой, мясом, сыром, зеленым луком и яйцами… Они моментально исчезали. Лимонад, соки и компоты текли Ниагарой.

Кульминация была вечером, папа и мальчики жарили шашлыки, девочки с мамой чистили картошку и резали салаты, раки расползлись и щипали всех за босые пальцы, вину за сдвинутую крышку на себя никто не брал.
Пупсик изображала пьяную и села в торт. Мышка заревела, Умница уронила челюсть, Мамочка и моя мама успокаивали Мышку тем, что есть еще набор пирожных и конфеты. Гармонист отмывал Пупсика вишневым компотом. Серый и Сметана стояли в сторонке и невозмутимо любовались происходящим. Мурзилка и я качались по траве от хохота.

Поздно вечером сидели у маленького костерка, только комаров разогнать, и говорили о звездах, мечтали… Пока друзей не разобрали их родные.

А потом? Умница через 7 лет вышла замуж за однокурсника и родила двух сыновей.
Сметана и Мамочка стали архитекторами, Мамочка женился на Мышке, Сметана – на Кукле.
Пупсик… влезла в криминал и погибла в 19 лет.
Серый стал настоящим Казановой, череда браков и разводов, но после 45 остепенился. Он тоже технарь, только строил не дома, а мосты.
Мурзилка – довольно известный художник, около 30 лет живет за границей, но наезжает.
Гармонист – в 15 лет был увезен на ПМЖ в США, программист. Он вытянулся, похудел и стал очень красивым мужчиной. Но его сын таки стал музыкантом.
Старший сын Умницы женился на второй дочке Сметаны и Куклы, так что родня, внуки общие.

Грустно, грустно.
Брэдфорд Скоу доказывает  своей теорией «блоковой Вселенной», что время так же статично, как и все прочие измерения: длина, ширина, высота. Это мы передвигаемся в нем, вернее сказать – передвигается наше сознание. Поэтому прошлое, настоящее и будущее существуют «одновременно».
Просто вариантов развития событий записано во Вселенной бесконечное множество, и мы постоянно выбираем свой путь, что и создает иллюзию движения из прошлого в будущее. В действительности, мы существуем в любой точке времени и пространства.
«Мы существуем в разном времени — точно так же, как мы существуем одновременно во многих точках пространства», — заявляет доктор Скоу.

Значит, где-то живые, молодые, красивые и веселые мама и папа отмечают десятый день рождения своей Куклы, а юные Кукла, Умница, Мышка, Пупсик, Серый, Сметана, Мамочка, Мурзилка и Гармонист беззаботно веселятся. Это немного утешает.
 
Пошел второй год, как похоронили Серого, и замкнулся в себе его брат Мурзилка…

Старая я, полинявшая Кукла…