Трудовой конфликт в солидной организации...

Сергей Александрович Хлопунов
     Все началось с того, что мне исполнилось 50 лет. Меня вызвал к себе директор нашего Филиала (в нашей организации принято слово филиал писать с большой буквы), предложил освободить занимаемую должность и добровольно перевестись на менее оплачиваемую работу. Некоторое время обещал компенсировать разницу в зарплате. В случае моего отказа он вежливо сообщил, что меня уволит.
В нашей организации это было обычной практикой. Директора Филиалов на совещаниях в центральном офисе исполнительного аппарата (далее ИА), докладывали о снижении среднего возраста работников. Выживали старичков по стандартной схеме: на первом этапе их уговорами или запугиванием переводили на менее оплачиваемую должность. Это называлось – дать дорогу молодым. На втором этапе добивались от них чтобы они добровольно написали заявление о переходе на работу по срочному трудовому договору. На третьем этапе через год, когда заканчивался срок договора, их увольняли. И если увольняли пенсионера, то увольняли с почетом, выплачивая выходное пособие в размере пяти окладов. Собирали торжественный стол и говорили фальшивые слова о том, как жалко руководству, что уходит ценный работник и как много он сделал для организации.
На каждом этапе человеку через постоянные замечания, которых раньше не было, ненавязчиво внушали, что он уже не справляется со своей работой и ему пора уходить.
    Всю эту методику я как руководитель прекрасно знал и, что греха таить, сам применял на своих подчиненных (в более мягкой, но тем не менее подлой форме). Обычно старички тоже все понимали и не хотели тратить остатки своего здоровья и добровольно писали заявление, заявляя всем сослуживцам, что это их решение, что они устали работать, что ходят сами, уволится и просто счастливы прожить остаток своих дней на свою нищенскую пенсию. Так судьбы людей ломали для улучшения корпоративной отчетности. Я почему-то наивно надеялся, что меня это не коснется и мне дадут доработать как минимум до пенсии.
Чтобы понять логику мох дальнейших решений необходимо рассказать о том, как я «докатился до такой жизни»))).
Всю свою сознательную жизнь я проработал в Электроэнергетике. Как говорят прошел путь от рядового работника до заместителя директора Филиала организации, которая занимается диспетчеризацией по всей нашей необъятной стране. За 30 лет работы в моей трудовой книжке нет ни одного увольнения, только награды и поощрения. И тем не менее я тоже стал неугодным для своей организации.
Первый звоночек прозвенел, когда я работал в сибири в одном из Филиалов нашей организации. Мы только, что закончили большой и дорогой проект. Как я понимаю кто-то что-то не поделил и решили все свалить на меня. Директор сибирского Филиала предложил стандартную схему уйти на нижеоплачиваемую работу или меня уволят с формулировкой «за утрату доверия». Такая формулировка означает на простом человеческом языке только одно – человек украл, что-то, но поймать его за руку не смогли. Но я же ничего не крал сказал я директору. Директор лукаво – серьезно смотрел мне в глаза и молчал… Я понял, что украл видимо кто-то другой, а все свалить пытаются на меня. Другой разумной причины моей «утраты доверия», после того как ИА внезапно увеличил в три раза стоимость проекта, который я курировал» мне просто не приходит на ум.
    Сразу хочу сообщить тем, кто угрожал привлечь меня к ответственности за клевету на уважаемую организацию и уважаемых людей. Господа боятся Вам абсолютно нечего. Доказательств против Вас никаких предъявлять я не собираюсь. Всё, что я говорю в этом рассказе только мои сугубо личные мысли и домыслы. Ну а если кто-то узнал себя и обиделся, то это его сугубо личное дело. Ущерба ни чьему достоинству и деловой репутации я приносить не собираюсь. Злова умысла в моих действий нет. Пусть уважаемая организация процветает и здоровья всем ее работникам!!! Жизнь сама расставит все по своим местам и каждому воздаст по его заслугам.
И так передо мной встал выбор уступить или бороться с несправедливостью. Я сказал директору, что это очень серьезное для меня решение и мне необходимо время чтобы все хорошо обдумать. Обычно в нашей организации специально не дают времени на обдумывание и пытаются использовать эффект внезапности, чтобы работник на эмоциях написал заявление об увольнении сразу на месте, не выходя из кабинета. Я знал все эти «методы работы с персоналом» и прекрасно понимал, что чтобы меня уволить по закону необходимо некоторое время, чтобы успеть наложить на меня два дисциплинарных взыскания. Этого не мог не знать и мой директор. Он скрепя зубами дал мне четыре дня на принятие решения.
Я пытался понять, что я не так сделал – Я позвонил своему руководителю в вышестоящий Филиал, которому подчинялся в оперативном порядке, и прямо в лоб спросил есть ли у него какие нибудь вопросы (претензии) к моей работе. Он ответил, что замечаний к моей работе нет, что я работаю хорошо. Я рассказал ему о предложении, которое поступило от моего директора. Он посоветовал не ждать четыре дня, а завтра же прийти к директору и дать ему свои предложения по улучшению работы в вверенных мне подразделениях. Возможно, директор недоволен отсутствием инициативы с моей стороны. Вообще то инициатива с «низу» в нашей организации если на словах и приветствовалась, то на деле жестоко каралась и наказывалась. Даже пословица ходила в нашей организации - "Инициатива имеет своего инициатора"))). Зная это, я все же решился на следующее утро и принес директору список своих предложений. Директор мельком взглянул на список и сказал – все это теперь уже не актуально и выбросил мой листок в урну. Я жду от Вас согласия на перевод или заявления об увольнении!
Узнав о реакции директора на мои предложения мой оперативный руководитель посоветовал не усугублять конфликт и перейти на другую должность.
Вечером, после работы, неожиданно зазвонил мой сотовый телефон. На другом конце линии со мной разговаривал мой прежний оперативный руководитель, с которым я работал до перевода в сибирский Филиал. Он просто и прямо сказал – Я слышал у тебя намечается конфликт с директором?  Мне как раз нужен зам. директора в Казани. Там твой коллега написал заявление по собственному желанию. А не боитесь, что я окажусь плохим работником и подведу Вас – спросил я. Нет не боюсь я с тобой уже работал и знаю, что не подведешь – ответил руководитель. Нужно переговорить с семьей осторожно произнес я. Завтра утром жду твоего решения сказал голос в трубке и зазвучали короткие гудки…
Вечером на семейном совете я сообщил что предлагают работу в Казани. Что моя зарплата будет в два раза меньше потому, что в Казани не платят северные надбавки. Жена, подумав ответила Казань так Казань я согласна на очередной переезд, тем более что мы рано или поздно собирались переехать жить из Сибири на «большую землю». Казань не был для нас чужим городом там мы учились в институте и познакомились. В Казани сыграли свадьбу и в Казани родилась наша первая дочь.
Я дал свое согласие на перевод в Казанский филиал. Дети остались в Сибири. Младшая дочь заканчивала бакалавриат в университете, а старшая дочь уже работала, и они со своим молодым человеком готовились к свадьбе.
Я решил уйти от конфликта с работодателем, но как оказалось жизнь не прощает не выученных уроков и заставляет их решать заново….
Директор сибирского Филиала был крайне самолюбивым человеком и его самолюбие было задето тем, что меня вместо увольнения пригласили на работу в другой Филиал. В последствии, как я полагаю, он смог мне отомстить за это. После его встречи с моим новым Казанским директором на совещании в ИА у меня и возник конфликт на работе в Казани.
    Со своим коллегой из Казанского филиала Зуфаром я был давно знаком. Так как их Филиал был организован значительно позже остальных то я Зуфару на первых порах старался помогать - подсказывал все тонкости и особенности работы в нашей организации. К работе Зуфара были замечания у вышестоящего Филиала. Но директор казанского Филиала стоял горой за своих работников и защищал Зуфара. Что крайне не соответствовало негласной политике нашей организации. Обычно директора Филиалов сразу стремились избавиться от работника если им были недовольны в вышестоящем филиале. Но все меняется. Директор перешел на работу в другую организацию и Зуфара стало некому защищать, он написал заявление по собственному желанию.
     В казанский Филиал назначили нового молодого директора, которому я и должен был помогать в работе. Нового директора звали Андрей. Он был протеже самого Председателя правления нашей организации и до этого назначения работал первым заместителем директора одного из Филиалов.
Андрей сделал головокружительную карьеру из простого диспетчера до первого заместителя директора Филиала. На одной из проверок он приглянулся своим усердием Председателю правления и его без опыта руководящей работы назначили Первым заместителем директора Филиала – главным диспетчером. В нашей организации очень модно выискивать «точки роста» и продвигать их по карьере. На мой взгляд такие резкие взлеты увеличивают риск кадровых ошибок, так как руководитель, который не имеет навыков руководства людьми, если не работал на месте своих подчиненных не в состоянии адекватно ими руководить.
Вначале наши отношения с Андреем выстраивалась подозрительно хорошо. Я честно все ему рассказал, что произошло у меня с директором сибирского Филиала. Андрей сказал, что не желает слушать об этом, что он в состоянии сам понять, что за люди с ним работают и он не опирается на чье-то мнение.
Я научил Андрея кататься на сноуборде, помог ему приобрести необходимое снаряжение и у нас стали складываться почти дружеские отношения. Как мне казалось, мы полностью доверяли друг другу.
     Коллектив казанского Филиала встретил новое руководство в штыки, и мы вместе с Андреем проламывали это сопротивление и настраивали работу по правилам нашей организации. Особенностью казанского Филиала было то, что при прежнем директоре, люди имели смелость высказывать свое мнение и даже обсуждать (часто на самом деле  бестолковые) указания вышестоящего Филиала. В нашей организации любое отсутствие щенячьего восторга от исполнения любых, даже глупых указаний считалось злостным преступлением и квалифицировалось как нежелание работать. Руководство, при этом, с гордостью  заявляло, что мы все работаем якобы в полувоенной организации.
Постепенно работа налаживалась, люди начинали понимать наши требования и старались их выполнять. В какой-то момент я стал замечать, что участились случаи срыва сроков выполнения поручений. Они выполнялись, но с задержкой на 2-3 дня. Анализируя загрузку подчиненного персонала, я понял, что задержки связаны не с нежеланием исполнять поручения нового руководства, а элементарно с нехваткой времени. Люди работали, старались исполнить поручения, но элементарно не успевали из-за их большого количества. Пришло время не забрасывать персонал поручениями, а заняться их оптимизацией. Так как дополнительных людей нам принимать не давали то единственный способ справиться в постоянно возрастающим потоком документации это оптимизация деловых процессов. Кроме тех заданий, которые приходили из вышестоящего филиала и из ИА мы с Андреем наплодили кучу своих деловых процессов, чтобы показать руководству нашу активность в надежде, что ее заметят и, может быть, найдут полезной для применения в других Филиалах. Мы стремились сделать наш Филиал источником нововведений для нашей организации, совершить качественный рывок, чтобы казанский Филиал был самым передовым из всех Филиалов.
     Как-то я попытался поговорить с Андреем, что необходимо перестать генерировать бесконечные деловые процессы, что нужно подумать над их оптимизацией. Персонал просто не успевает выполнять наши поручения.
Реакция Андрея была крайне негативная, он продолжал считать, что административный ресурс практически безграничен, что люди просто не хотят работать. Если бы они хотели, то оставались бы после работы, работали в выходные. Тот, кто хочет работать всегда найдет время, а тот, кто не хочет находит причины. Кто не хочет работать по моим правилам – пусть увольняются на бирже труда найдем новых. И мы продолжали «закручивать гайки» наваливали на подчиненных все новые и новые поручения…
 Нас поддерживало руководство вышестоящего Филиала. Нам прямо говорили, чтобы мы не стеснялись, чтобы избавлялись от не нужных людей, которые мешают нам работать.
     Данная позиция руководства мне была непонятна, и я надеялся, что до увольнения работников дело не дойдет, что нам удастся сохранить коллектив Филиала.
Я на всю жизнь запомнил слова директора предприятия электрических сетей, когда он назначал меня на должность начальника службы: если ты кого нибудь увольняешь, то это твой недостаток как руководителя. Ты не справился со своей работой, Ты как руководитель обязан организовать работу с теми людьми которых тебе доверили а не с теми которые тебе удобно. У каждого из них есть, жены, дети и ты своим решением наказываешь прежде всего не работника, а его семью.
Но у Андрея был другой взгляд на это. Его интересовало в первую очередь как можно лучше выполнить поручение руководства. Как он говорил у него есть список работников, от которых нужно избавится. В этот список, к сожалению, попал один из моих подчиненных. Назову его Б чтобы не навредить ему. Вся вина Б заключалось в том, что он умудрился поссориться со своим коллегой в вышестоящем Филиале. А коллега тот был родным братом одного из руководителей вышестоящего филиала. Так Б попал в черный список. К Б я, по указанию Андрея, стал применять стандартную методику. Предложили ему освободить должность начальника отдела и перейти в простые специалисты с частичной, временной компенсацией в зарплате. А если он откажется, то будет уволен. Б отказался. Никакие мои уговоры, что ему будет лучше и спокойней согласится и не потерять работу не подействовали.
Андрей обвинил меня в том, что я не умею работать с людьми и вызвал к себе Б чтобы поговорить лично. При разговоре я не присутствовал, но по рассказу Б они сорвались на крик и обложили друг друга крепким трехэтажным матом.
Сразу после разговора Андрей дал мне поручение найти недостатки в работе Б, выдавать ему как можно больше работы, чтобы он не успевал ее делать и фиксировать невыполнение поручений. Потом требовать от него объяснительные, чтобы наложить на него два дисциплинарных взыскания и потом уволить. Всю эту грязную работу приходилось делать мне лично, и непосредственному руководителю Б – начальнику службы.
    Мы насочиняли для Б кучу поручений, естественно часть из них он не смог выполнить, и мы потребовали объяснительные. Когда показали объяснительные директору они ему не понравились. Он продиктовал текст, который Б должен был написать в объяснительной. Б на отрез отказывался писать нужный текст для директора.
    Так продолжалось шесть месяцев. Мы продолжали валить на Б работу, лишали его премии за то, что он не успевает ее исполнять, а он упрямо отказывался писать нужный директору текст в своих объяснительных.
Б неоднократно говорил, что с легкостью найдет другую работу, что просто из-за принципа не хочет уступать. Я продолжал уговаривать Б уступить директору и в конце концов Б согласился временно, пока не найдет другую работу, перейти на нижеоплачиваемую должность и обещал мне написать заявление о переводе. Я сообщил об этом Андрею. Но Б с написанием заявления тянул, то завтра, то послезавтра обещал он мне. Я понимал, что важно не перегнуть палку, что это непростое решение для Б.
     А у Андрея лопнуло терпенье. Он попросил меня передать Б, что если он не напишет заявление, то он попросит руководителя энергетической компании, где работает жена Б уволить ее.
Вызвав Б к себе в кабинет, я передал ему слова директора. Б психанул, выскочил из кабинета и пошел к директору писать заявление. Позже я узнал, что в это время жена у Б сильно и серьезно болела и эта угроза была последней каплей для Б. Я, не зная об этом ударил ему по самому больному...
Через некоторое минут ко мне в кабинет пришли возмущенные работники Филиала сообщили, что у Б подскочило давление и ему вызвали скорую помощь. Толпа требовала от меня восстановить Б на прежней должности.
Я им сказал, что не имею права кого-то снимать или восстанавливать это полномочии директора.Возмущенные люди сказали, что они только, что были у директора и директор им сказал, что он ничего против Б не имеет это оказывается я его упрашивал перевести Б на другую должность и я довел Б до сердечного приступа.
      Я пошел в кабинет директора и спросил Андрей как же так я же по твоему поручению гнобил Б, ты же сам лично с ним разговаривал и не сдержался - сорвался на мат, почему ты из меня главного злодея перед людьми сделал?  Андрей покраснел от злости до кончиков ушей и сказал – если, что-то не нравится я тебя не держу! Когда я вернулся к себе в кабинет возмущенной толпы уже не было. Я понял, что Андрей в любой ситуации будет защищать прежде всего себя, а не своих подчиненных.
Окончательный разрыв отношений произошел чисто по техническому, рабочему моменту.
     От ИА поступило пожелание, чтобы телеметрическая информация (ТМИ) передавалась по оборудованию релейной защиты и автоматики (РЗА). Директор, как всегда с большим энтузиазмом, начал давить на службу РЗА, чтобы они заставили разработчиков оборудования РЗА реализовать эту функцию. Так как в технических вопросах Андрей был не силен он позвал на совещание меня. Я, понимая всю абсурдность с технической точки зрения решения ИА, неожиданно для директора поддержал службу РЗА в том, то не нужно дополнительно на РЗА возлагать функцию передачи ТМИ.
Андрей обвинил меня не много ни мало в том, что я его предал и что предательства он мне не простит никогда!  Больше мы с ним вместе на сноубордах не катались…
  Через неделю мне исполнилось 50 лет и вместо поздравления директор, вернувшись с совещания в ИА (где встречался с моим прежним сибирским директором), применил ко мне стандартную схему - предложил мне освободить занимаемую должность или уволится.
      Пере до мной снова встал выбор – уступить или ввязываться в конфликт.
Я старался рассуждать трезво без эмоций. Аргументы были такие:
- Я проработал 20 лет в должности заместителя директора, знаю все тонкости этой работы то, что я не умею работать абсолютно не соответствует действительности.
- Я уже однажды уступил, чтобы избежать конфликта. Как показала жизнь ситуация повторилась и если я уступлю еще раз, то повториться снова.
- Предложение освободить должность — это временное решение перед моим увольнением. Директор не оставит меня в покое (он сам придумал мое предательство и не простит его).
- На мне висит ипотека, которую я плачу за квартиру в Казани и жена безработная. Половины моей зарплаты как раз хватает чтобы погашать ипотеку и на продукты.
Вспомнил как когда-то в детстве говорил мой тренер по борьбе – не важно выиграешь ты бой или проиграешь ты должен бороться до последнего, сделать все, что на что ты способен – иначе ты не мужик, а тряпка.
- в конце концов у меня есть второе юридическое образование. Если я себя не смогу защитить тогда зачем я учился на юриста?
Взвесив все «за» и «против» я отказался переходить на другую должность и писать заявление по собственному желанию.
Директор был в бешенстве. Он после общения с моим сибирским директор ожидал, что я сломаюсь как сдался тогда в сибирском Филиале.
Он зашипел от злобы и произнес – Я тебя выживу с работы, сгною чего бы мне это не стоило!!!
Через тридцать минут ко мне в кабинет пришел мой подчиненный.  Пряча глаза, он сказал, что его вызвал директор и предложил занять мою должность, что он дал согласие. Директор ему сказал, что вопрос с моим увольнением уже решен, это вопрос только времени и если он не согласится занять мою должность, то он найдет другого, а его уволит вслед за мной.
     И началось… Я сразу стал самым плохим работником во всем Филиале. Директор стал писать письма в ИА в которых убеждал руководство, что я не в состоянии выполнять его самые элементарные поручения. Он изобретал все новые и новые способы чтобы сфабриковать как можно больше формально невыполненных мной поручений.
Например, приходило обычное поручение по системе электронного документооборота (ЭДО) – ознакомить персонал с новым документом из ИА.
Я направлял поручение начальникам служб, они отчитывались, что персонал с документом ознакомлен. Мой отчет об ознакомлении директор не принимал с пометкой нет листка ознакомления с документом.
Лист ознакомления автоматически формируется в ЭДО директору достаточно просто на него посмотреть, но он требует его распечатать завести в ЭДО как новый отдельный документ и приложить его к отчету.
После того как я прикладывал лист ознакомления отчет опять не принимался потому, что не ознакомлены работники, которые были в отпуске и на больничном. Сроки на ознакомление при этом не переносились и появлялось невыполненное поручение в ЭДО
После того как ознакомятся с документом работники, вернувшиеся из отпуска и с больничного отчет не принимается по причине того, что я не провел с подчиненным персоналом технической учебы по ознакомлению с документом.  На возражение о том, что в поручении было сказано – ознакомить персонал и не было требования провести тех. учебу директор с издевкой отвечал - внимательно читайте поручение и с улыбкой на лице при всех работниках Филиала, в присутствии моих подчиненных говорил, что я элементарного поручения выполнить не могу а занимаю такую высокую должность...
После проведения технической учебы шли бесконечные замечания к самому протоколу технической учебы…. И т.д.
Если при следующем поручении ознакомить персонал с документом я прикладывал листок ознакомления и протокол проведения технической учебы, то отчет все равно не принимался с формулировкой «сделано много лишнего читайте внимательно поручение. Фиксирую абсолютную неспособность заместителя директора выполнять самые простые поручения».
В конце концов выполнить поручение становилось практически невозможно. Потом директор требовал объяснительную почему я не выполняю поручение руководства. Я честно и открыто писал, что неоднократно предоставлял отчеты о выполнении поручения, что не устраивало директора и он требовал переписать текст объяснительной заново. Вся моя работа превратилась в бесконечное оправдание и переписывание объяснительных записок.
 Директор перестал начислять мне премию в надежде, что я не выдержу и уволюсь. Это было первый пункт в методике избавления от неугодных в нашей организации.
Нужно пояснить, что такое премия в нашей организации. В один не прекрасный день, нам обозвали половину нашей заработной платы премией. Объяснили это тем, что в результате неплатежей (дело было в 90е годы) организация не может выплачивать нам зарплату вовремя в полном объеме. И чтобы по закону не привлекли организацию к ответственности за задержку выплаты заработной платы нужно половину зарплаты сделать необязательными платежами (обозвать премией) и, хотя бы половину зарплаты выплатить работникам. Как только ситуация с платежами наладится всё вернут обратно. Ситуация действительно была сложная заработную плату выплачивали чем угодно только не деньгами. Продуктами питания, водкой, бытовой техникой, пеньковой веревкой и шпагатом.  При организациях образовались магазины, где можно было брать товары в счет заработной платы. Чтобы хоть немного получить наличных денег некоторые работники подавали в суд на своих мужей чтобы им присудили алименты на детей. Алименты предприятие вынуждено было платить деньгами. Поэтому работники согласились на то, чтобы половину зарплаты обозвали премией. Постепенно ситуация с заработной платой наладилась. Зарплату стали выплачивать полностью деньгами, но никто не собирался возвращать старую систему оплаты труда. Пока не вышли на пенсию старые руководители премия носила формальный характер и выплачивалась всем работникам. Лишали премии только в крайних случаях за очень серьезные нарушения (пьянка, прогулы). Потом премия превратилась в дубинку для новых руководителей самодуров, при помощи которой они избавлялись от негодных им работников. Как хвастался мне один юрист из нашей организации – мы с нашим положением об оплате труда не один десяток судов выиграли! Когда судья, рассматривая исковое заявление о невыплате премии открывал наше положение об оплате труда он читал критерии, по которым можно было снижать или не выплачивать премию. Первый критерий – за действие или бездействие работника, которое привело к материальному или нематериальному ущербу для организации. Второй критерий - – за действие или бездействие работника, которое НЕ привело к материальному или нематериальному ущербу для организации. Получается можно не выплачивать премию совсем за все, что угодно. С таким положением по оплате труда выиграть суд работнику не было никаких шансов. Трудовая инспекция тоже с упорством носорога не хотела вникать в суть данных критериев и отписывалась формально – действия работодателя не противоречат положению об оплате труда и, следовательно, не нарушают законодательство РФ.
В конце первого года моей работы без премии директор сказал – странно в вышестоящем Филиале почему-то нет нареканий к вашей работе… Я это исправлю!
После этого работники из вышестоящего Филиала сообщали мне, что наш директор уговаривал их найти как можно больше замечаний, чтобы помочь ему избавится от меня. Всю эту свою деятельность директор называл «честной» работой, что раньше он якобы закрывал глаза на мои недостатки в работе, а теперь честно из озвучивает.
Директор начал требовать от работников Филиала, которые осмеливались высказывать хоть малейшие возражения по исполнению его бесконечных поручений писать заявления на увольнение. Так как я тоже в пал в немилость к директору персонал Филиала начал понемногу доверять мне. Некоторые из них напрямую говорили Сергей Александрович, вы же тоже начальство, ну поговорите вы с директором, что нельзя так с людьми поступать, мы так хорошо жили при прежнем директоре….  Когда мы работали в АО энерго у нас был профсоюз, путевки давали, на теплоходе организовывали поездки на выходные, а теперь даже пожаловаться некому – увольняют людей направо и налево.
Я понял – профсоюз единственно законный способ противодействия произволу директора.
Когда образовывалась наша организация из состава АО энерго нам говорили- ну зачем вам этот профсоюз? Вы туда только взносы платите, а путевки все равно по блату распределяют. Вы больше денег в профсоюз перечисляете, чем получаете от него. Давайте в нашей организации профсоюз создавать не будем, он лишняя бюрократическая структура. Будем каждому работнику выплачивать к отпуску две заработной платы на которые вы отдыхайте где хотите, а не только в профсоюзном санатории как раньше. А по поводу защиты прав работника так профсоюзы и сейчас не хотят защищать, а в нашей организации хорошие руководители, которые никогда не допустят злоупотреблений своей властью.
Одним словом, в нашей организации профсоюза нет и точка!
Прошло время две заработных платы к отпуску превратились в два оклада (уменьшили в два раза) а после и вовсе отменили доплату к отпуску. Правда потом вернули чисто символическую сумму, на которую можно только один раз в магазин за продуктами сходить))). Ушли на пенсию "хорошие" руководители, которые не злоупотребляли своей властью и пришли новые руководители, которые работникам никаких обещаний не давали.
В результате ни денег, ни защиты сейчас работник не имеет остается только поплакать и увольняться. Но ведь есть же Трудовой кодекс?
Тут я хочу привести слова одного генерального директора АО энерго. Он говорил на совещаниях – Что? Я закон нарушаю?  Юрист я тебе деньги плачу чтобы законы всякие мне работать не мешали! Иди и работай сам со своими законами …
Примерно такое отношение к законам сохранилось и в нашей организации.  Что делать работнику? Идти в суд – нужно платить юристам, которые не заинтересованы в выигрыше дела. Да и где деньги взять когда все в ипотеках и живут от зарплаты до зарплаты? А тут еще и уволили – вообще денег не стало.
Рассуждая таким образом, я принял решение создать профсоюз в нашем филиале, чтобы и себе и людям помогать мог. А самое главное создание профсоюза должно было наконец обратить внимание вышестоящего руководства на положение дел в нашем Филиале.
Вначале мне удалось узнать номер председателя Республиканского отделение Электропрофсоюза. Назначили встречу. После работы я и еще четыре человека, которым тоже приказали писать заявление об уходе, приехали в здание, где располагалось Татарстанское отделение всероссийского Электропрофсоюза (далее ВЭП). Провели учредительное собрание нашей первичной профсоюзной организации (далее ППО). На следующее утро я через приемную официально направил директору уведомление о создании ППО в казанском Филиале.
Директор был в ярости, он рвал и метал, - не знал, что ему делать.
Я направил ему и всем работникам Филиала ссылку по эл. почте с приглашением на первое профсоюзное собрание.
Собрание проходило в дистанционном режиме по видеосвязи во время обеда, т.к. провести его очно директор не разрешал ни при каких условиях.
Директор до 12-00 непрерывно выдавал мне «срочные» поручения в надежде, отнять у меня как можно больше времени. Тем не менее ровно в 12-00 я заявил ему извините пожалуйста я не отказываюсь выполнять Ваши поручения, но только после обеденного перерыва. Сейчас у меня профсоюзное собрание приглашение, на которое я отправил Вам на почту.
От вскипел от злобы и бросил трубку. Директор не знал, что делать, так как указания с верху ему еще не поступили, а сам он предпочитал без одобрения вышестоящего начальства ничего не делать. Но сейчас ситуация выходила из-под его контроля, и он решил принять участие в собрании. На собрание осмелилось подключиться около пятнадцати человек. Как только подключился директор он стал мешать мне вести собрание обвинив меня в том, что ППО образовано неправильно потому, что образовано без его разрешения. Я предвидел, что директор попытается сорвать собрание и пригласил поучаствовать профсоюзного юриста. Дальше на собрании разговаривали юрист и директор. Директор всячески пытался обвинять и найти аргументы о ненужности в филиале никакого ППО, а юрист спокойно объяснял ему, что ППО это законное право работников и для его создания разрешения работодателя не требуется. Что работодатель по закону обязан сотрудничать с профсоюзом и не имеет права препятствовать его работе.
В результате время обеда истекло я только успел пригласить всех работников вступать в ППО и директора в том числе. И собрание закончилось.
Я создал канал в телеграмме и ютубе, где выложил ролик о создании ППО, где подробно рассказывал для чего создали ППО и что намерены мы сделать для работников Филиала.
Директор тоже не сидел без дела. Он пришел, этой же ночью, в диспетчерский зал, когда работал один из моих членов профсоюза и заявил ему – я понимаю зам. Директора вас обманул, вы даже не знаете как руководство ИА категорически против ППО. У нас в организации нет профсоюзов, а Вы создали прецедент. Я бы на вашем месте немедленно написал заявление о выходе из профсоюза иначе будут большие неприятности по вашей работе.
Утром этот человек принес мне заявление о выходе из ППО, извинился и сказал, что он не ожидал такой агрессивной реакции от директора и, что не хочет участвовать в войне с руководством.
По всем подразделениям директор разослал своих верных работников, которые в последствии получили повышения по службе. Эти работники убеждали людей не вступать в ППО, что я его только чтобы меня не выгнали с работы, создал, а для людей ничего делать не буду. А те, кто вступит в профсоюз будет обязательно уволен. Когда я узнал об этом я поговорил с одним из них и сказал, что его руками директор нарушает закон, а отвечать придется не директору, а ему лично. В ответ он нахамил мне, но угрожать людям больше не стал.
Реакция вышестоящего руководства была неожиданной для меня. Никто не хотел даже вникнуть в суть конфликта. Они решили, что у меня слишком много свободного времени если я нахожу время для профсоюзной работы и обязали ежедневно предоставлять отчет, где я должен расписывать поминутно чем я занимаюсь в течении дня. Запретили провести конкурс детских рисунков. Запретили использовать корпоративную почту для отправки работникам филиала любых сообщений, связанных с профсоюзной деятельностью ППО и профсоюзов Татарстана, и начали усиленно искать поводы для наложения на меня дисциплинарных взысканий и увольнения.
Начался дурдом. Я в отчетах указывал, что пишу бесконечные объяснительные. Директор приказывал не указывать это в отчетах, что объяснительные я должен писать дома после работы и фиксировал очередное невыполнение поручения, которое заключалось в том, что я вовремя ему не предоставил отчет с текстом который бы ему понравился. Мне запретили участвовать в селекторных совещаниях и собраниях филиала. Началась моя изоляция и откровенная травля. Я был морально готов к этому. Я надеялся, что вся ненависть и злоба будет выплескиваться на меня и другим работникам Филиала будет спокойней работать. Так в конечном итоге и произошло, работникам Филиала стало жить легче, они к этому быстро привыкли и не понимали, что за это их облегченье я плачу собственным здоровьем). Я надеялся, что рано или поздно руководство нашей организации заметит, что в Филиале твориться и захочет объективно разобраться в происходящем.
Но шло время, вышестоящее руководство оставалось равнодушным к тому что происходило в казанском Филиале. От моего вышестоящего оперативного руководителя в ответ на мои многочисленные обращения пришел ответ, что это я просто не хочу работать, и постоянно ищу оправдания чтобы не работать. Директор добился своего – испортил мнение о моей работе в вышестоящем Филиале. На меня посыпался шквал "высосанных из пальца" замечаний еще и от них. Просьбы моего директора были услышаны….
Я написал письмо в ВЭП с просьбой защитить ППО от произвола руководителя филиала. Состоялась встреча директора с председателем казанского отделения ВЭП на которой директор убеждал, что он двумя руками поддерживает ППО, но только работники не желают сами вступать в ППО, а он их не может заставить. В общем врал не моргая глазом.  Председатель казанского отделения ВЭП говорил, что в данной ситуации он ничего сделать не может пока директор не начнет нарушать закон. Ведь он пока не накладывает на меня дисциплинарные взыскания и не увольняет с работы.
В один из дней директор вызвал меня к себе в кабинет. Разговор начался с того, что конфликт зашел уже слишком далеко. Он спросил, зачем я создал ППО. В нашей организации нет профсоюзов! (он соврал, в нашей организации были ППО в шести филиалах, но эту информацию тщательно скрывают от других работников.) Директор стал мне объяснять, что профсоюз — это враг организации который пришел в его дом и мешает ему работать.  Это не ваш дом – парировал я ему. Вы такой же наемный работник, как и любой из нас. Вы не барин, а подчиненные вам люди не крепостные крестьяне и тоже имеют право голоса в этой организации. И профсоюз — это не враг, а помощник руководителя. Посмотрите вы превратили филиал в армейскую казарму. Люди запуганы увольнением, по вашим указаниям работают без оплаты после 17 часов и в выходные дни. Нет, никаких социально культурных мероприятий. Одна только работа. А не справедливые лишения премии? Когда люди даже не знают за что их лишили! Люди уже устали от режима армейской казармы. У вас нет времени этим заниматься? Так ППО этим может заниматься, да и с оптимизацией деловых процессов в филиале тоже можем вам помочь. Будет снижаться социальная напряжённость в коллективе. Где вы увидели вред от работы ППО?
Директор мне возражал – Я не обязан объяснять за, что я премии лишаю. Премию нужно заработать. Если не получили премию значит нужно лучше работать и это все, что должен знать работник. Никакой профсоюз не будет мне указывать, что мне делать! Я хозяин на предприятии! Не нужны мне никакие помощники! Кому не нравятся мои методы работы, кто хочет развлекаться, а не работать - пусть увольняются я их не держу! Зачем разговор перешел в двухчасовой монолог директора на тему как он идеально руководит нашим филиалом и как неблагодарные работники и я в первом числе вместо помощи ему не желают работать и профсоюз этим лодырям потакает. Директор не давал вставить мне ни слова, и я продолжал терпеливо его слушать… Директор сочетал в себе два абсолютно разных человека – идеального на словах руководителя и сурового руководителя самодура с манией величия.  Так и в этот раз в своем монологе он противоречил самому себе. Так напомнив мне в очередной раз о моем «предательстве» и то, что он этого никогда не простит предложил в обмен на то, что я расформирую ППО он меня не будет выживать с работы и даже разрешит мне работать на нижеоплачиваемой должности. В общем сторговались на том, что я уберу ролики с канала ютуба, а он не будет запугивать людей чтобы они не вступали в ППО и перестанет меня для начала лишать премии за выдуманные им самим же нарушения.
Я ролики из интернета убрал, а премии меня в этом месяце директор все равно лишил. Он сказал, что ни о чем с врагами (профсоюзами) договариваться не собирается и ничего мне не обещал. Как я узнал позже руководство директора, не желая самим разбираться в конфликте, обязало его переговорить со мной, и он снизошел до разговора только для того, чтобы доложить руководству, что я абсолютно невменяемый идиот, с которым не имеет смысла о чем-либо разговаривать.
Я написал официальное письмо с предложениями, которые должны были исключить дублирующие процессы, прекратить недоплачивать часть премии моим подчиненным (формировать так называемый резерв для премирования любимчиков) и несколько еще конкретных предложений выполнение которых позволило бы освободить время подчиненных для выполнение их основной работы.
Директор воспринял это письмо как личное оскорбление. Он кричал – как ты наглец смеешь указывать, что мне делать, а что нет!!!
И на следующий день директор отомстил мне - официально, в присутствии комиссии из трех человек, вручил под подпись 28 писем с требованиями предоставить объяснительные по факту совершения 28 административных проступков.  Затем совместно с юристом вышестоящего Филиала он, чтобы придать значимость, выбрал три проступка из 28 и наложил на меня дисциплинарное взыскание.
Первый и второй мой проступок заключался в том, что я в пятидневный срок не предоставил директору документы сторонней организации (Формуляры ТМИ) согласованный в нашем филиале заинтересованными службами, который сторонняя организация не предоставила, так как не успевала устранить наши предыдущие замечания к этим документам.
Т.е по мнению директора я должен был заставить стороннюю организацию, персонал которой не находится в моем подчинении, быстрее устранить наши замечания и предоставить Формуляр на повторное согласование. Кроме того, я должен был обеспечить повторное согласование документа в нашем филиале без появления новых замечаний. И то, что Регламент по рассмотрению Формуляра ТМИ в нашем филиале, предписывает минимум 8 дней, а никак не 5 (два из них выходные) которых определил директор, не являлось для него основанием на перенос срока исполнения поручения.
Третье поручение – предоставить план работы суть которой заключался в установке двух серверов, которые уже были установлены.
Сервера уже месяц назад были установлены и готовы к настройке, но директор ничего об этом слышать не хотел он требовал план работ по их установке. Что вносить в этот план, если уже все работы выполнены, директор отказывался пояснять и мне и моим подчиненным. План, который я предоставил содержал мероприятия по настройке серверов, которые на данный момент не были выполнены подрядной организацией. Естественно он не был принят директором, так как по мнению директора, которое он озвучил только когда истек срок исполнения поручения (назначенный им самим), в плане должны были быть все-таки указаны подготовительные мероприятия, по установке серверов, которые уже были выполнены на момент выдачи поручения. Я попросил продление срока для внесения в план мероприятий, которые уже выполнены месяц назад. Директор отказался дать мне один день на корректировку плана. И посчитал это невыполненным поручением. Скорее всего поручение было надуманным и выдано было специально с целью наложения дисциплинарного взыскания. При любом варианте нашлись бы замечания к плану и пустяковое поручение было бы формально невыполненным.
Я подал в суд первое исковое заявление по снятию с меня взыскания.
Директор сорвался на мат и прямые оскорбления в мой адрес на совещании в присутствии других работников Филиала. Я написал письмо в ИА в Комиссию по деловой этике. Приехали два человека из ИА и четыре часа не выходили из кабинета директора, где он им рассказывал, какой я плохой работник и коварный человек. Как он со мной мучается. В конце рабочего дня вызвали меня и стали задавать вопросы: Умею ли я пользоваться компьютером? Получал ли я поручения от директора? Организовал, ли мне директор рабочее место необходимое для выполнения его поручений? Я понял, что представители ИА пытаются оправдать директора любыми способами. Я спросил – вы же комиссия по этике, почему вы не рассматриваете вопрос о том, что руководитель обкладывает матом подчиненного, да еще в присутствии других работников? Меня вежливо попросили выйти из кабинета. Чтобы проконсультироваться с юристом ВЭП я вышел на крыльцо здания, так как по всему зданию директор установил камеры наблюдения со встроенными микрофонами и имел возможность следить за работниками и подслушивать их.
Решение комиссии по деловой этике гласило, что так как у меня имеется дисциплинарное взыскание, то я являюсь недобросовестным работником, а директор матом не ругался потому, что нет доказательств.
На предварительном заседании, по первому иску, судья сказал юристам от работодателя, что им необходимо принести письмо, от сторонней организации которое бы доказывало, что я ничего не сделал для выполнения поручения. Иначе помочь он им не сможет и дал неделю времени для предоставления этого письма.
Со стороны сторонней организации было подготовлено четыре варианта текста письма, в которых указывалось, что Формуляры ТМИ не были предоставлены в наш филиал для согласования, в ответ на мои запросы по электронной почте, потому, что они не успевали устранить ранее выданные замечания. Все четыре варианта не устроили моего директора и в конце концов появилось письмо, текст, которого написал он сам, в котором сторонняя организация сообщала, что за эти 5 дней (срок поручения) никаких официальных запросов с просьбой предоставить Формуляры ТМИ от нашей организации они не получали.
В результате суд я проиграл. Судья, основываясь на этом письме обвинил, что я вообще ничего не делал для исполнения поручения (переписка по эл почте и объяснительные от моих подчиненных по исполнению поручения просто не приняли во внимание). Плана посчитали тоже никакого я не предоставил, потому, что в нем не было мероприятий выполняемых персоналом нашего филиала, а были мероприятия, выполняемые подрядной организацией.
Сразу на следующий день после суда директор на радостях наложил на меня второе дисциплинарное взыскание за то, что я на 14 минут раньше окончания рабочего дня вышел за турникет на крыльцо нашего филиала и разговаривал по сотовому телефону с юристом ВЭП.
И с нескрываемой радостью спросил – ну теперь ты понимаешь, что я абсолютно прав? Даже уважаемый судья подтвердил это!
Я ответил ему – я буду обжаловать решение суда, у меня есть подозрения, что судью очень попросили, чтобы я проиграл.  По реакции директора я понял, что «попал в точку». Директор в бешенстве и с испугом в глазах вскочил с кресла! С чего ты это взял, кто тебе сказал! Не волнуйтесь пожалуйста – ответил я – у меня нет доказательств это только мое сугубо личное впечатление от суда.
На заседание суда по второму моему иску я подготовился более основательно. В начале заседания я подал ходатайство об отводе судьи, т.к. второй мой иск рассматривал тот же судья который рассматривал мой первый иск. Я подал ходатайство о самоотводе судьи. Затем я сорок минут зачитывал доказательства принуждения меня к увольнению со стороны работодателя и приложил их под протокол к материалам дела. Добился от представителей работодателя утверждения, что за 30 лет работы я впервые нарушил распорядок дня и что нет никаких последствий для организации, что я раньше на 14 минут вышел за турникет филиала. Второй суд я выиграл.
Я подал на апелляцию по первому иску. Один из трех судей лениво зачитал остальным материалы дела и сказал только одну фразу – доказательства вины Истца в деле имеются. После этих слов суд удалился на совещание, не дав мне сказать ни слова. Так я апелляцию по первому иску проиграл.
Работодатель подал апелляцию по второму иску.
Директор пошел на прямую провокацию. Он позвонил по телефону и попросил написать ему проект служебной записки для ИА в которой мы просим установить доплату моему подчиненному. Такие служебные записки обычно пишет отдел кадров, но директор настаивал, чтобы я лично ее написал.
После того как я три раза направлял ему по эл почте вариант текста записки он возвращал мне его с замечаниями и в последнем варианте потребовал, чтобы я указал в тексте записки домашний адрес работника. Я сказал, что не знаю его адрес. Директор потребовал, чтобы я спросил адрес в отделе кадров и указал его в тексте записки. Я заподозрил, что-то неладное. Зачем понадобился адрес в служебной записке о добавке к заработной плате?
Через два дня я понял зачем директор требовал указать адрес моего подчиненного. Он решил меня уволить за разглашение персональных данных! В дополнение к тексту служебной записки которую я ему составил он порылся в моем компьютере (с помощь системного администратора И.А.) и нашёл текст моего второго искового заявления (с указанием его паспортных данных) который я отправил себе на домашний адрес.
По закону при увольнении председателя ППО работодатель должен запросить письменное мотивированное мнение профсоюза. ВЭП выдал мотивированное мнение о незаконности моего увольнения.
От всей этой длительной нервотрепки у меня у меня случился сердечный приступ, и я попал в реанимацию. После была операция на сердце, длительная реабилитация и лечение.
Через 4 месяца в первый же день моего выхода на работу, за 20 минут до окончания рабочего дня ко мне в кабинет вошла комиссия во главе с директором. Директор, не скрывая от всех своей самодовольной улыбки вручил мне приказ о моем увольнении, мою трудовую книжку и дал 10 минут времени, чтобы я собрал личные вещи и покинул здание. За мной он приставил работника вневедомственной охраны, чтобы я побыстрее собирался, и чтобы охранник выпроводил меня из здания, не дав ни с кем попрощаться из работников филиала.
Третий иск о моем увольнении рассматривал уже другой судья и я его выиграл через два месяца после увольнения.
Придя на работу, с исполнительным листом на руках, охрана по указанию директора отказалась, пропускать меня в здание. Я попросил охранника сообщить директору, что я сейчас вызову полицию. Охранник получил указание впустить меня и проводить меня не в мой кабинет, а в селекторный зал и следить, чтобы я никуда не выходил из зала.
Я взял ручку и написал директору служебную записку с просьбой принять исполнительный лист и допустить меня до работы. Попросил охранника отнести записку в приемную. Через некоторое время пришел работник из приемной забрал у меня исполнительный лист и объявил, что мой кабинет занят и что теперь мое рабочее место будет здесь в селекторном зале, и что директор запрещает мне общаться с другими работниками филиала.
Во второй половине дня в селекторную зашел директор вместе с моими подчиненными начальниками служб. Он сказал, против меня лично у него нет никаких счетов, что ему очень жаль, что суд принял решение о моем восстановлении, что без меня только-только наконец то наладилась работа в филиале (что было откровенной ложью, люди продолжали увольняться) и что просит меня не мешать моим подчиненным работать. Я ответил, что никому не мешал работать и мешать не собираюсь. Сказал, что я готов работать, что я очень рад, что нет неприязненных отношений между нами и предложил пожать в знак примирения ему руку. Директор явно был не готов к такому повороту, что я ему в присутствии подчиненных протяну руку. Но и пожать мне руку ему самолюбие тоже не позволяло. Он психанул вскочил с кресла и убежал из селекторного зала. Мои начальники служб непонимающе смотрели на меня. Я сказал, что начинаем работать, как и прежде. Они сказали мне, что директор под угрозой их увольнения запретил всем работникам филиала общаться со мной. Я им сказал – вы все видели сами я готов помириться с директором и работать дальше – делайте выводы сами….
Через пару дней меня переселили из актового зала в серверную комнату и посадили за столом между щитами электропитания. Как я потом узнал это было сделано специально, так как в серверной была установлена видеокамера, которая круглосуточно записывала все, что я делаю и все мои разговоры.
Тем временем по первому иску я проиграл обжалование в кассационном суде в г. Самара. И по второму иску апелляцию я тоже проиграл. Судья решил, что раз имеется факт того, что я на 14 минут раньше вышел через турникет, то мои 30 лет безупречной работы и принуждение меня к увольнению не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу.
Я подал на кассацию по второму иску и проиграл ее тоже.
Работодатель подал на апелляцию по третьему иску о моем увольнении.
Директор отказывался выплачивать мне зарплату за два месяца которые я находился без работы, и подал апелляционную жалобу на решение суда по моему увольнению.
Я подал заявление в прокуратуру. Прокуратура ответила, что это не ее дело, что нужно обращаться к судебным приставам. Судебные приставы отписались тем, что они не заводили исполнительное делопроизводство поэтому ничем помочь не могут. Нужно обращаться в суд. Я подал заявление в суд. Судья отказался рассматривать дело так как оно находится на рассмотрении в апелляционной инстанции. Я, написал президенту РФ. Администрация президента ответила, что это не ее дело и направила мое заявление в трудовую инспекцию. Трудовая инспекция написала, что меня уволили, что все документы работодатель, составил правильно.
Я подал жалобу в Верховный суд РФ по первому моему иску и мне в ней отказали. Подать Жалобу по второму иску в Верховный суд РФ я не успел в суматохе судебных разбирательств просто пропустил срок обжалования.
Впереди была апелляция по третьему иску о моем увольнении.
Мне в течении трех месяцев не выдавались никаких поручений. Директор напрямую давал указание моим починенным и запрещал им общаться со мной под угрозой увольнения.    Началась самая жестокая пытка – пытка бездельем. Её изобрели японцы в свое время. Заключенному ничего не разрешали делать и общаться, и он постепенно сходил с ума.
Я, вспомнил реанимацию. Понимая, что жизнь одна и, что она так внезапно может закончится пришел к пониманию, что я зря трачу свое время. Я не хочу остаток своей жизни просидеть в этой серверной и трепать свои нервы. Я пришел к директору и заявил, что я готов добровольно уволиться по соглашению сторон.
Директор удивленно посмотрел на меня. В глазах его заблестели огоньки тщательно скрываемой радости. О какой сумме идет речь – спросил он. Как и всем, кто выходит добровольно на пенсию – пять окладов ответил я.
Директор, согласовав эту сумму с ИА ответил, мне, что ему согласовали только два оклада. Тогда я предложил забрать все свои заявления из суда и заключить мировые соглашения с выплатой, положенной мне по суду суммой. В результате сторговались на трех окладах и мировые соглашения работодатель отказался подписывать. Когда я подписывал договор директор спросил я не передумаю? Я ответил, что решение уходить я принял и передумывать не буду.
После моего добровольного увольнения я выиграл апелляцию по третьему иску о моем увольнении, и работодатель был вынужден выплатить положенные мне по суду деньги.
Затем директор попытался обжаловать решение суда о моем восстановлении в кассационном суде г. Самары и проиграл. В Верховный суд РФ жалобу по третьему иску работодатель подавать не стал.
В итоге имеем такой результат:
1. Бороться за свои права можно и нужно. Трудовой кодекс еще работает.
2. Два года я работал без премии, длительные судебные тяжбы.
3. Профсоюз может помочь мотивированным мнением, к которому прислушиваются в суде. Мне профсоюз помог, предоставив в суд мотивированное мнение о незаконности моего увольнения.
4. Раньше я считал, что нельзя запугать сто человек. Я ошибся только единицы готовы бороться за свои права, в основном люди сдаются и пишут заявление по собственному желанию.
5. Не нужно жить чтобы работать, нужно работать чтобы жить.

Выражаю благодарность всем, кто мне помогал и поддерживал меня в это трудное время. Отдельно хочу выразить благодарность моей любимой жене Светлане.
Возможно моя история поможет кому нибудь принять правильное решение – Бороться или писать заявление. Решать только Вам самим….