Что нужно для счастья

У-Вей Гоби
  У каждого человека в жизни иногда случаются истории, после которых его понимание жизни, самого себя и других людей становиться глубже и шире.
  Я называю эти истории "золотыми".
  По моему мнению, именно подобные истории определяюn богатство того или иного человека. Одну из таких историй я хочу вам здесь  поведать.
  Недалеко от пос. Хандыга, где река Томпо впадает в р. Алдан мой родственник взял в аренду участок земли, чтобы там построить базу отдыха.
  На строительство он пригласил меня в качестве прораба и дизайнера.
  Надо было не просто построить, но сделать это в едином стиле и достаточно на высоком эстетическом уровне.
   Сложность заключалась в том, что на это строительство  использовались б/у строительные материалы с разобранных  щитовых домов.
  Когда я туда приехал был июль месяц. Время гнуса и жары.
  Мне в распоряжение дали двух таджиков.
  Старшего звали Алиджан. Когда-то у себя на родине он работал трактористом в совхозе "Путь к коммунизму". Как уроженец и житель деревни он много умел делать руками.
  Второго звали Надыржан. Он был на пять лет моложе своего земляка. Имел высшее экономическое образование. При этом хорошо владел строительными навыками.
  После первой же недели, мои подчиненные заявили, что отказываются здесь работать, если  "хозяин не добавит жалования".
-Здесь невозможно работать,- почти в два голоса говорили выходцы горной области Таджикистана. (оба они были жителями Памира)
-Днем здесь нас заедает гнус, а по ночам холодно. Здесь нет электричества, нет сотовой связи... Как можно здесь работать,- говорили они очень эмоционально с большим акцентом.
  Я передал их требования своему родственнику. На что "хозяин" вынес категоричное "нет"
- Они тут, -говорит Лунь (эту кличку дал я этому человеку за его седину волос), не платят ни за жильё. ни за питание. У них нет здесь расходов на транспорт. Если их здешние условия не устраиваю. я их отвезу обратно в поселок и найду других...
   Я передал слова "хозяина" своим таджикам. Они приуныли и при этом не захотели уезжать. Глядя на них я думал: "Как же мне с такими людьми работать?"
Я решил им помочь: объяснил, как можно себя защитить от гнуса. На окна в вагончике, где они жили, наколотили противомоскитные сетки.  Выданы накомарники и противомоскитные дымовые спирали. Дополнительно дал им теплые одеяла и сменную теплую одежду.
  Во время работы с ними, я часто устраивал чаепитие с различными сладостями.
   Мой родственник, хозяин туристической базы, он же Лунь упрекал меня в том, что  я "порчу" работников.
  Я попросил его не вмешиваться в мою организацию труда.
-Ты можешь делать замечания  к результатам нашей работы, - сказал я ему.
    Вскоре мои таджики повеселели.
    Работа, у нас "пошла в гору"
Мы сооружали различные подсобные помещения из фанерных панелей бывших "бамовских" домов. После чего декорировали  сухими ветками деревьев. Наши сооружения "радовали взор человеческий"
  Мне самому было интересно работать  и общаться с людьми совершенно другой культуры, другой ментальности.
   Однажды я спросил у них: "Что нужно человеку для счастья?"
   Алиджан, крестьянин по своей натуре, очень веселый человек ответил: - "Бабки есть, всё будет!"
   Всё это он сопроводил громким щелчком большого пальца и смехом.
   Налыржан, бывший экономист и преподаватель в колледже, ответил на этот же вопрос неожиданно. Его ответ был очень обстоятельный:
  - Переживание счастья, это сложное чувство. Чтобы оно наступило в человеке, необходимо соединение в одно целое множество событий, подобно тому, как все пальцы  двух рук сплетаются в одно целое. К примеру, чтобы я пережил счастье, у меня должна быть красивая и умная жена; чтобы мои дети были здоровые и послушные; чтобы мои родители жили долго и не болели; чтобы моими соседями были хорошие люди с которыми я мог подружиться; чтобы в стране, где я живу правительство больше думало о благополучии своего народа, чем о своих банковских счетах. И еще. чтобы во всем мире не было войны..."
  Его ответ меня впечатлил настолько, что я даровал ему титул "мудреца"
  Но на этом эта история не заканчивается, а только начинается.
  Чтобы простимулировать работу моих подчиненных, по окончанию стройки, я пообещал им экскурсию по реке Алдан на лодке.
  И вот этот день наступил. У меня была возможность без разрешения выбрать одну из пяти лодок с подвесным мотором. Уже после, анализируя прошедшее событие, я осознал, что выбор мой тогда был сделан неправильным. И вообще всё пошло не так...
  Я не стал говорить таджикам, что в лодке, я плавал чаще в качестве пассажира, а не капитана...
  Я выбрал лодку "Воронеж" без лобового стекла со слабым подвесным мотором "Ветерок".
  В начале мы плыли по реке Томпо. Здесь всё было хорошо. Но когда мы выплыли на Алдан, всё резко изменилось.
  Нас встретил довольно сильный северный ветер, который дул против течения, подымая довольно высокую волну.
  Мои пассажиры перебивая шум мотора закричали: -Андрейжан (частица -_жан, это уважительная форма имени) давай назад!
   Я уверил их, что бояться нечего.
  Алиджану, который сидел в носовой части лодки я дал кусок полиэтиленовой пленки, чтобы он завернулся в нее. Таким образом защищая себя таким образом от брызг воды.
  Надыржан сидел на центральной перегородке.
  Я сидел на корме за мотором и самодовольно думал:
  "Черепахи сухопутные", где вы видели у себя столько воды? У вас на родине одна единственная река Зировшан..."
  И еще мысли о нашем положении: "Если буду поворачивать лодку, так как они просят, волна ударит в бок лодки и перевернет нас скорее, а если я буду держать нос лодки  перпендикулярно волне, то мы спокойно переплывём реку, где отдохнем и спокойно развернем лодку...
  Но я не взял во внимание, что у нас слабый мотор, который не мог вывести лодку в позицию глиссера (это когда нос лодки на скорости поднимается в верх)
  Самая большая моя ошибка, кроме того, что я выбрал неправильный маршрут. заключалась в том, что на нас не были одеты спасательные жилеты.
   Примерно на середине реки я услышал отчаянный крик: "АНДРЕЙЖАН!!!"
   Это был именно крик отчаяния, как сигнал бедствия.
 Передо мной сидел Надыржан и своей фигурой ограничивал мой обзор.
  Я толкнул его в плечо, давая понять, чтобы он наклонился  в сторону.
  Как только он это сделал, я увидел, что носовая часть нашей лодки затоплена водой. До кромки борта оставалось всего два пальца, тогда как в моей половине лодки было абсолютно сухо. Так получилось из-за серединной перегородки в лодке.
  Я наклонился за колпаком мотора, чтобы передать его Надыржану, с командой "отчерпывай".
  В эту же секунду наша лодка уходит под воду.
  Я не сказал, что мы были одеты в зимние солдатские бушлаты, которые после пяти минут нахождения в воде превращаются по своей тяжести в "бронежилеты" и должны тянуть нас на дно.
  Мне ни раз уже приходилось тонуть, поэтому я знал, что не следует торопится покидать место "кораблекрушения", так как обязательно что-то от "корабля"  должно всплыть...
  Это может быть топливный бак, весло и пр. Но всплыла сама лодка, только в перевернутом к верху днище.
  мои товарищи по несчастью, по собачьи, приняли попытку плыть среди волн к ближайшему берегу.
  Я крикнул им :"Назад!"
  Они меня услышали и это их спасло.
  Они двое легли животом вниз на перевернутое к небу дно лодки.
 Я в этот момент держась за край лодки стал анализировать наше положение:
  "Лодка есть, хотя и перевернутая. Вода,( к моему удивлению) теплая (потом  это оказалось обманом) Надо сбросить с себя бушлат. Пока работает мелкая моторика рук" ( Резиновые сапоги с ног я уже с ног сбросил).
 Я набрал в легкие воздуха и отпустил лодку.
  Я тотчас же  пошел ко дну, пытаясь как можно быстрее двумя руками расстегнуть пуговицы на бушлате.
  Какая была в том месте глубина реки, я так и не узнал.
  Я быстро сбросил с себя бушлат и меня тот час же вода выбросила моё тело  на поверхность.
  Лодка оставалась рядом. Мои таджики, оба протянули мне руки с криком :-Андрейжан!"
  Вероятно они уже думали, что я утонул...
  Я вскарабкался на днище лодки и устроился так же как и они, поперек.
   И Алиджан и Надыржан поочередно кричали:-А-А-А-А!!!
   ВОЛНЫ НАС ПОДБРАСЫВАЛИ ВМЕСТЕ С ЛОДКОЙ ТО В ВЕРХ, ТО ПОГРУЖАЯ ВНИЗ.НЕБО НАД НАМИ БЫЛО ТАКОЕ ЖЕ БЕЗУМНОЕ, КАК И РЕКА: ОГРОМНЫЕ АМОРФНОЙ ФОРМЫ ОБЛАКА НА ФОНЕ ТЕМНО СВИНЦОВОГО ЦВЕТА, ТАК ЖЕ КАК И МЫ НЕСЛИСЬ КУДА-ТО ВДАЛЬ.
  Я криком приказал, кричать по моему счету "три" всем вместе.
  Три мужских крика, людей находящихся в бедственном положении слились в единый звук и стал похож на  звук "парохода"...
  И чудо совершилось.
  Нас услышали.
  Мы увидели перед собой лодку.
  Это были люди с нашей базы.
   Мы видели, как они заглушили мотор на своей лодке.
  Как они стоят в полный рост, высматривая нас среди бушующей водной стихии.
  Когда нас вытащили в лодку, нас всех стала бить дрожь.
   Оказывается вода была всё же холодной. Но благодаря стрессу, наш организм боролся за свое выживание и нам казалось вода "теплой"...
   На другой день, я прощался со своими "акахо" ( с таджикского яз. "братьями")
  Они получили от моего родственника полный расчёт за проделанную работу.
  Перед тем, как они пошли на вертолётную площадку мы обнялись.
   Я до сих пор удивляюсь самому себе.
  "Почему я в этот момент снова задал тот же самый вопрос: - ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СЧАСТЬЯ?"
  Не задай я этого вопроса, эта история не стала бы "золотой", а была бы только на "три рубля".
   Алиджан, который прежде сказал, что для счастья нужны только бабки, в этот раз сложил вместе ладони на своей груди и подняв глаза к небу сказал очень эмоционально:
  -СЛАВА АЛЛАХУ ЗИЗНЬ!!! (ЖИЗНЬ)
  Надыржан, которому я дал перед этим "титул мудреца" не мог ответить так же лаконично, как сделал это его земляк. Он говорил, что мы находились на лезвие бритвы, на границе жизни и смерти. Еще немного и "красная ниточка" могла порваться..."
  В конце концов он сказал, то что сказал и  его земляк, что для счастья достаточно одной жизни...