Письма подруг

Кросс Роуд
28-летняя каторжданка Фанни Каплан, она же Фейга Ройтблат, хотела одним выстрелом изменить ход истории. Но не получилось. Она промахнулась. Все пули её Браунинга были  отравлены. И попади она хоть один раз, Ленина спасти бы  не удалось.

Фанни подстраховывали боевики эсеров Лидия Коноплёва и Григорий Семёнов. Дальнейшая экспертиза показала, что пули, извлеченные из тела Ленина, были выпущены из оружия Семёнова, но отправили на каторгу Каплан.

В 1937 году, Семёнова, примкнувшего к большевикам, расстреляли. Он не каялся, а только сокрушался: " Это всё гад Яшка Свердлов затеял, а мне отвечать..."

Фанни Каплан и Надежда Крупская были очень близкими подругами и называли друг друга ласково: Фантиком и Крупой или Крупочкой. Фанни рассказывала Крупе о всех своих делах и романах, в том числе и о длительной связи "ха!" с младшим братом Ленина Дмитрием. Делилась с ней личным и Крупская. В частности, сладким грехопадением с красавцем офицером Черноморского флота...(Вместе с В.И. они "хорошо" посидели за столом, а потом  хозяин распорядился  оставить моряка ночевать, а сам уехал до утра к Инеске Арманд.)

Даже пребывание Фанни на каторге, вместе с лидером левых эсеров Марией Спиридоновой, не помешало их откровенной переписке, которую Фанни умоляляла скрыть от В.И. К нему, кстати, она испытывала откровенную женскую неприязнь.

Вот их два письма:

Крупа - Фантику:
"В какой-то день я сказалась усталой и настояла на посещении "Гранд-опера", где давали "Юдифь" с Фёдором Шаляпиным в главной роли. Кстати, Шаляпин неплохо сложен, ха!...Догадливый мой Фантик, ты ведь поняла, чем дело кончилось? Это только мне невдомёк было. В антракте В.И.(Владимир Ильич - авт.) сходил в гримёрку Фёдора, а после спектакля, они, отослав меня домой, прихватили нескольких хористок и отправились кутить. Шаляпин даже на поклоны не вышел. Вот и вся "культурная" акция.

Абсолютная невосприимчивость В.И. к произведениям искусства- ни к музыке, ни к живописи. Утром я посетовала на это, но Володя посмотрел на меня очень неодобрительно и пробормотал что-то вроде: "Искусство должно принадлежать народу..." Так я и не поняла, что он имел ввиду. Целую.  Твоя Крупа".

Фантик - Крупе:
"Родная моя Крупочка, меня очень тревожат новые для меня черты в облике В.И.
Ведь человек, душа которого закрыта для искусства, - опасен для общества. Тем более - для близких людей. А это странное высказывание. Самое неприятное в них то, что они превращаются в цитаты. Становятся фольклором и оказывают дурное влияние на окружающих. Последствия могут быть просто катастрофическими. Как минимум разграбят картинные галереи. И хорошо, если этим и ограничатся.
Очень знаменательно посещение "Юдифи". Решительнось и способность к самопожертвованию этой женщины всегда произодили на меня сильное впечатление. Живи она сейчас, она бы записалась в партию СР, и я искренне считаю, что только
физическое уничтожение некоторых личностей, может пойти на пользу народу.
А что до твоего "греха", что ты терзаешься? Ты же не минерал, а нормальная баба с нервами, обездоленная любовью. Скольно лет можно в воздержании проводить? Даже монашки, порой, грешат.
Целую, твой Фантик".

п.с. СР - эсеры (социалисты-революционепы)
 
А.Д.
23.09.2023