Судить и обличать ближнего. В чем разница?

Игорь Устичев
                Этой работой мы намерены продолжить рассмотрение антиномий Евангелие, т.е. особо важных и сложных мест, которые содержат два взаимоисключающих доказательства по одному и тому же вопросу. В Своей проповеди Господь говорит: «Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф.7:1), что является заповедью не осуждать своего ближнего, потому что осуждающий такой же грешник, как и осуждаемый: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8:7), и кроме того, осуждающий сам совершает грех, за который в той же мере будет отвечать. Казалось бы, все понятно – закон «Возлюби ближнего своего» в действии. Однако, в этом же Евангелие мы читаем совершенно обратное: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:15-17). И как тут не заблудиться в двух соснах? Для разрешения этой антиномии необходимо разобрать каждую из заповедей по отдельности, ибо не выполнение и той, и другой будет в одинаковой мере нарушением Закона Божьего. Отвечая на этот вопрос, св. Иоанн Златоуст говорит: «Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь поступки». Это означает, что осуждение – это злоупотребление свободой и проявление нелюбви к ближнему теми, кто сами должны быть судимы за точно такие же грехи. Аллегорически это очень близко к нашему афоризму: «Держи вора!». Как известно, кто украл, тот громче всех это и кричит. Всякое осуждение подразумевает публичность, т.е. некую аудиторию, к которой оно обращено. Никто не обличает своего ближнего перед зеркалом. Обличителю нужно внимание публики. Этим усугубляется душевная рана, наносимая обвиняемому, – с одной стороны, и многократно усиливается грех обвинителя, – с другой. Всякий грех подлежит исцелению тем, через что он был совершен. Поэтому, если грех совершен публично, то и исправление его должно быть публичным. Осудил брата на площади, значит и каяться перед ним придется на людях. Причем, это уже не зависит от виновника греха, а от Промысла Божьего. Бог поставит человека в такие условия, что он будет вынужден изгладить осуждение ближнего таким же образом, каким и осудил. Поэтому Христос предупреждает: «Каким судом судите, таким и судимы будите». Закон воздаяния работает именно так. Осуждение есть одно из проявлений гордыни – матери всех грехов. Гордыня сидит в каждом от рождения и умирает только со смертью, настолько силен этот грех, а следовательно, и исцеление ран, нанесенных им, требует сильного лекарства. Осуждая ближнего, виновный в собственных глазах делает себя лучше, но и этого ему мало. Ему нужно, чтобы публика это оценила и признала его таким же. Обвинитель пытается возвысить себя над толпой за счет уничижения собрата. А это прямой путь к братоубийственной вражде. Публично нанесенное унижение заживает очень долго, а может остаться неисцеленной раной до конца дней. Как правило, осуждение происходит без обвиняемого, в кругу своих так сказать друзей, единомышленников или просто знакомых. Обвинитель, превознося себя, за счет обвинения ближнего рассчитывает прежде всего на реакцию слушателей, надеясь таким образом заработать себе некое подобие авторитета, внимания или славы. И всегда среди «друзей» находится тот, кто все услышанное, да еще со своими комментариями, донесет осуждаемому брату. Начало междоусобной брани положено. Мир разрушен, вражда утверждена, ненависть пожинает плоды. Дьявол – торжествует!  Поэтому Спаситель так резко и выступает против осуждающих ближнего. Осуждение – орудие дьявола для посрамления и осквернения человека, созданного по образу и подобию Божьему. Это плевок в тот образ, которым Господь наделил Свое творение. Это, в своем роде, хула на Бога, т.е. любимое занятие сатаны. Обличение, которое заповедует Христос – средство исцеления от греха, проявление милости к человеку, забота о его спасении, защита от погибели. Более того, Христос судит всякое осуждение, даже один раз совершенное, а обличать брата Он повелевает трижды: наедине, в присутствии двух или трех свидетелей, и в Церкви, т.е. в самом публичном месте, которое только можно представить. Возникает вопрос: почему Господь дает такую заповедь? Внешне обличение ничем не отличается от осуждения: есть осудивший и есть судимый, есть обличитель и есть обвиняемый, осуждение – публично и обличение публично, и там, и там наносятся душевные раны, которые могут долго не заживать.  Форма схожая, но цели и последствия совершенно разные. Осуждение – это орудие дьявола, а обличение – средство врачевания от Христа. Главное отличие обличения от осуждения заключается в том, что осуждение, как грех – незаконно, а обличение, как благо, –  исполнение Закона, т.е. заповеди Христа. Цели и последствия осуждения мы уже разобрали. Теперь рассмотрим обличение. В отличии от осуждения, которое никаких предварительных условий не требует и возникает спонтанно, как всплеск гордыни, для обличения требуется соблюдения определенных условий. Во-первых, брат должен совершить грех, т.е. нарушить Закон, и не просто нарушить, а нарушить против обличителя лично: «Если согрешит брат твой против тебя». Если человек совершает грех, не направленный против ближнего, то нет условий для обличения согрешившего, иначе обличение превращается в осуждение. Во-вторых, обличение должно начинаться наедине. Нужно всегда дать человеку шанс исправиться, осознать свою ошибку (что в переводе и означает – грех), проявить любовь к нему, не обнажать его стыд, как это сделал Хам против отца своего Ноя. Если увещевание не помогает, и грех продолжается, нанося ущерб и тому, и другому, то его врачевание требует более сильного средства: для указания человеку на его неправомерное поведение приглашаются двое или трое людей, которые, как правило, знают обоих участников конфликта. На их суд выносятся обстоятельства дела, чтобы они своими увещеваниями вразумили согрешающего. Бывает, что виновник приходит в себя и исправляется, признает ошибку, примиряется с братом. Тогда устанавливается мир и грех побеждается. Но, если и это средство не помогает, и беззаконие продолжается, то Господь велит использовать последнее средство – обличение виновного при большом стечении народа. Во времена Христа никаких церквей не было и в помине, потому что не было христианства. Был только Иерусалимский Храм, в котором проходили богослужения (нигде больше этого делать было нельзя) и синагоги, т.е. молитвенные собрания иудеев. Так, о какой церкви говорит Спаситель? Под «церковью» понимается собрание народа, соплеменников, т.е. истинных иудеев, не прозелитов (обращенных в иудаизм из других племен), ни тем более язычников. Такое сильное воздействие на не уклоняющегося от греха влекло за собой весьма тяжелые последствия для него, которые определены приговором Христа: «…а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Это автоматически удаляло виновного из среды соплеменников, делало его изгоем и презренной личностью, с которой никто из благочестивых иудеев не имел права даже здороваться. По сути, это было изгнание из среды своего народа, что рассматривалось как осуждение на вечную ссылку, сопряженное порой со смертью преступника. Эту норму повелел применить к прелюбодею Апостол Павел: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5). Как известно, после такого «врачевания» прелюбодей покаялся и был возвращен в церковное общение. Таким образом, мы видим, что осуждение, как орудие дьявола, направленное на погибель человека – грех, осуждаемый Христом, а обличение, как средство врачевания заблудшей души, – благо ради спасения грешника. Оба лекарства приносят горечь, но осуждение – это горечь смертельного яда, а обличение – прижигание гниющей раны. В наше время цифровых технологий и повального интернета, оба явления представляют, как огромную силу, так и немалую опасность, потому что многократно усиливаются зло или благо посредством СМИ и цифровых коммуникаций. Одно дело осудить в узком кругу знакомых, а другое – выплеснуть осуждение на просторы интернета или ТВ, многократно увеличивая аудиторию, а значит и ущерб, наносимый осуждаемому. Порой, это приводит к самым тяжелым последствиям, вплоть до самоубийства невиновного. Понятно, что в таких случаях клеветник становится человекоубийцей со всеми вытекающими последствиями; и тогда помимо Божиих законов могут начать действовать и человеческие в виде определенных норм УК. Но, с другой стороны – грех против брата, тоже совершается с использованием таких же средств общения, а значит и его последствия намного опаснее.  В этом случае стирается грань между личными отношениями брата и согрешающего против него и общественными, т.е. грех, направленный персонально в адрес кого-либо, становится достоянием многих. Понятно, что в этих условиях обличить брата своего наедине, особенно, когда не понятно кто это, и где находится – невозможно. Так же как невозможно обличить его в присутствии двух или трех свидетелей, ибо просторы интернета или ТВ огромны, и человек, который грешит против ближнего часто оказывается просто недоступным для личного разговора. Но грех совершается и требует обличения и пресечения. Как же быть в таких случаях? Современный мир и цифровые технологии вносят корректировку в исполнение заповеди Христа, не меняя ее сути, а именно: через что грешит человек против брата, через то он и обличается. Согрешил кто-то в соцсетях, через соцсети подлежит и обличению. Наносится рана публично, публично и наказывается клеветник. Других вариантов просто нет. Здесь очень важно понимать тонкую грань: обличение не должно перейти в осуждение, и единственным критерием их отличающим является любовь к ближнему и стремление помочь, или спасти его от действия греха. Если вместо этого сердцем движет месть или оскорбленное самолюбие, то обличение превращается в осуждение со всеми вытекающими последствиями. Осуждающий никогда не успокоится и будет огрызаться на каждый пост или колкие выпады оппонента до тех пор, пока дело не кончится баном или прямыми, порой матерными, оскорблениями на публике. На просторах рунета – это происходит сплошь и рядом, и во всех без исключения соцсетях. Обличитель, движимый любовью и правдой, ограничиться одним выступлением, а потом просто прекратит общение по учению св. Игнатия Брянчанинова: «Нужно всех людей отдать Богу», и тогда виновник становится "как язычник и мытарь", т.е. неисправимым грешником. Так примерно, выглядит ситуация с обеими заповедями в современном мире касательно мирян. А вот, как быть с лицами в священном сане? Вот тут вопрос самый сложный. Беда в том, что жажда славы человеческой, общественного признания, восхваления, ложно понимаемого чувства пастырского служения, не обошла стороной и наше священство. Сейчас только ленивый батюшка не сидит в соцсетях. Одни, в нарушении священнической присяги, сидят, чтобы хвастаться тапочками от GUCCI за 30 тыс. руб. и чемоданами Louis Vuitton, стоимость которых превышает пятизначные суммы, другие, чтобы выпрашивать деньги на все и чего угодно, третьи – чтобы непрестанно публиковать свои произведения на самые разные темы: от религиозных до анекдотов, четвертые – начинают просвещать народ своими представлениями о вере и Евангелие, на основе выдуманного личного богословия, которое часто является или откровенной ересью или глупостью. Но, не терпится отцу сидеть молча. Обязательно надо, чтобы, как можно больше народа его услышали, восхваляли, а заодно и пожертвования делать не забывали. Пятые - тщеславия ради, выставляют фото себя любимого, матушек, чад и убранство храма. Как быть с этим порочным явлением в нашей церкви? Ведь грех, совершаемый священниками, касается не лично кого-то. Он направлен против всей церкви, против православной соборности. Он многократно усиливается авторитетом церкви и доверием к ней со стороны верующих, чем наносятся ни с чем не сравнимые душевные раны пастве и вводятся в соблазн многие. Ситуация безнаказанности таких батюшек усугубляется естественным почтением мира к священному сану и страхом перед заповедью: «К помазанным Моим не прикасайтесь» (Пс.104:15). В таких случаях тот, кто может и в силах, аргументировано дать отпор или обличить в ереси или глупости такого священника, встать на защиту Евангелие и паствы,– обязан обличить его там же, где священнослужитель выступает. Это не будет нарушением заповеди «Не суди» и заповеди «Не прикасайся», потому что обличение преследует цель уже не столько исправить самого священника – это невозможно, за редким исключением, ибо грех тщеславия и гордыни прочно засел в уме и сердца такого служителя алтаря, сколько защитить от пагубных слов, поведения или еретического учения верующих, доверившихся человеку в священном сане. Людей, которые аргументированно, а не огульно, от ветра головы своея, могли бы встать на защиту православных исключительно мало, но они есть. Если они будут молчать, то сами будут осуждены, как отрекшиеся от Христа, по словам Господа: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32-33). В каждом случае нужно руководствоваться даром рассудительности и любви к ближнему, иначе критика священства превратится в огульное осуждение и богохульство, но с уже более отягчающими последствиями.
                В заключение необходимо отметить, что исполнение любой заповеди Христа требует внимания, предочищенного сердца, любви и сострадания. Если таких качеств нет, то лучше не подходить к Священному Писанию, чтобы: «рука грешнича не коснулась святыни Господней». Нужно помнить, что ради обличения, а значит и спасения человека, Христос изгнал кнутом торговцев из Храма, причиняя им не только душевные, но и телесные раны. Ради этого же, Он публично обличал фарисеев, книжников и учителей иудейских (в нашем случае – это священство) мало приятными и оскорбительными словами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф.23:27), «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:44), и т.п. Но никто же, будучи в здравом уме, не станет обвинять Христа в нелюбви к ближнему или бросать в лицо Ему: «Не суди, да не судим будеши!». Если человек не чувствует в себе силы и знания, или не уверен в своей правоте, то не стоит ему заниматься обличением. Пусть это тоже будет грех, но несравненно меньший, чем осуждение. Нужно помнить, что Бог судит не по результату, а по намерению, и если в сердце своем кто обличил грешника, тому Бог зачтет это, как само исполнение. И такое обличение будет благом, потому что, увидев и обличив грех брата, человек тем самым воздержится от его повторения, а значит удержится от собственного греха и сделает шаг на пути спасения.