Жёлтый период Ван Гога

Лора Зелдович
"Художники - и они только - говорят со следующим
 поколением, а то и через несколько поколений,
  посредством своих работ." 
(из письма Винсента Ван Гога к брату Тео, г. Арль, июль 1888 года).


Было ли случайным, что маленький домик в городке Арль на юге Франции, снятый в аренду  художником Винсентом Ван Гогом вскоре по прибытию в город, оказался жёлтого цвета? Этот цвет - первое, что приходит на ум при упоминании имени Ван Гог. Жёлтые тона, яркие, насыщенные, почти кричащие - ими пронизаны его картины именно этого периода. Похоже, у художника было особенное отношение к цвету.

Окунуться в желтизну - не за этим ли отправился он на юг, где солнце казалось бы прожигало всё вокруг. Он устал от суеты Парижа и надеялся, что тёплый климат и яркие краски благотворно повлияют и на его здоровье, и на творчество. А ещё он надеялся собрать группу художников-единомышленников и создать своеобразное творческое сообщество. Для этого он и прибыл в Арль в феврале 1888 года, а в мае снял часть небольшого домика на площади Ламартин. На первом этаже художник сразу устроил студию. На втором были две спальни, пока ещё не пригодные для жилья, которые он стал приводить в порядок и обустраивать. Он покупал мебель, простую, но придававшую комнатам своеобразный характер. Стены украшал своими картинами. И увековечил спальню в своём полотне. А ещё он написал картину самого домика на площади Ламартин, назвав её просто "Улица". Всё это время проходило в ожидании приезда единственного художника, согласившегося присоединиться к нему и создать начало задуманной им коммуны. Это был Поль Гоген, чьи расходы на переезд, а также долги оплатил брат Винсента Тео. Наконец в октябре 1888 года Гоген прибыл. Поначалу художники творили вместе и вроде мирно сосуществовали. Но продлилось это недолго. Уже к декабрю того же года отношения двух непростых людей стали осложняться. Кончилось всё известным психическим срывом Ван Гога, когда  23 декабря он бритвой отрезал часть уха. Гоген покинул Арль и больше художники никогда не виделись, хотя продолжали переписку.

В местной газете в разделе " Хроника" от 30 декабря появилось сообщение, что  воскресенье в 11:30 вечера некто Винсент Ван Гог, художник датского происхождения, появился в доме терпимости, вызвал некую Рэчел и дал ей своё завёрнутое в газету ухо со словами : " Храни это очень бережно ".

Считалось, что Рэчел была проституткой, которую Ван Гог посещал время от времени. Больше о ней ничего не известно. Но для меня она ожила в прочитанной недавно книге " Подсолнухи " Шереми Бандрик ("Sunflowers" by Sheramy Bundrick). Повествование ведётся от имени самой Рэчел. События происходят в городе Арль именно в тот период, который я для себя назвала "жёлтым". Реальная жизнь Винсента переплетается с вымышленной историей Рэчел, якобы искренне его полюбившей и до конца боровшейся за него, но проигравшей в схватке с болезнью, приведшей к самоубийству художника в июле 1890 года. Таким образом знакомые факты приобретают новый акцент, более личный, интимный и человечный. Передо мной не странный, неухоженный, полубезумный художник, каким видели его не знающие его лично горожане, а умный, образованный, думающий человек с глубокими личными и семейными привязанностями. Не просто художник - самоучка, а человек глубоко разбирающийся в живописи, анализирующий свои работы в письмах к брату и друзьям. Передо мной сложная личность с серьёзными психическими расстройствами, вызывающая сострадание. Хочется понять и принять его, как принимаю я его не признанные при жизни, но позже ставшие великими работы.

Откуда брались эти яркие краски, как бы изнутри освещавшие его картины? Как будто истосковавшаяся душа рвалась к свету и любви. Но если бы была любовь в жизни художника, она нашла бы отражение в его многочисленных письмах к брату Тео. Была очевидна другая страсть -  жажда творить, выразившаяся в огромном количестве написанных им картин. Недолгий период жизни в Арле - всего полтора года - с февраля 1888 года по июнь 1889 пожалуй был самым плодотворным в его жизни. Было создано около 200 картин. Глядя на них трудно представить, что художник переживал тяжёлый психологический кризис. В них отражается страстность, с которой они были написаны. Она пульсирует, словно рвётся за пределы полотен и увлекает зрителей, попавших под влияние этих сил.

Мне посчастливилось столкнуться с такими ощущениями не раз, оказавшись перед полотнами художника в Чикагском музее, где имеется немало его картин в постоянной коллекции. Кроме того время от времени устраиваются его тематические выставки. Одна из них проходила несколько лет назад и называлась "Три спальни". На ней были представлены три картины Ван Гога с одним сюжетом - спальня в жёлтом домике в Арле. Для Ван Гога было обычным повторять сюжеты. Знаменитых подсолнухов было написано несколько. Вот и спален было три, но они практически никогда не выставлялись вместе. Одна из картин находится в постоянной коллекции Чикагского Арт Института, две другие прибыли из других музеев и теперь висели рядом, доступные для сравнения.  Они были похожи, но не были идентичны. Это не были копии, каждая была индивидуальной и оригинальной. Каждая отражала восприятие художника комнаты в том самом жёлтом домике в определённый момент. Стоя перед картинами Ван Гога ощущаешь не столько реальность, сколько настроение, ею вызванное. Возможно именно в этом их магия. Я определённо попала под неё, разглядывая его работы.

Винсент Ван Гог прожил в Арле не долго, а в жёлтом домике и того меньше. Но этот период его жизни, будучи чрезвычайно драматичным, одновременно был одним из наиболее важных. Здесь под полящим южным солнцем возник тот художник Винсент Ван Гог, которого мы знаем и которым восхищаемся. Только тогда никто не подозревал, что его, непризнанного и гонимого, отделяет один шаг от всемирного признания.

Меня давно интересовало, как к художнику пришла известность. Недавно я узнала об этом из вновь прочитанной книги и собираюсь поделиться с вами в следующем рассказе.

"Спальня" Ван Гога из коллекции Арт Института в Чикаго (фото из интернета).