Основание

Гедеон Янг
#Основание, #кинообзор, #фантастика, #Азимов, #мистика

«Основание». Для русскоязычного уха название звучит странновато – основание кого или чего?, но тут уж переводчики не стали заморачиваться и перевели «Foundation» дословно. Так и быть, простим эту забавную несуразицу. Титры сообщают, что проект основан на цикле романов корифея Азимова, злые языки же ворчат, что от него тут остались немногие объедки. Хотя дочь Айзека значится в продюсерском комитете – стало быть, есть ободрение потомства. Ну да ладно, простим и это – ведь замысел оказался действительно успешно реализован, и фанаты, облизываясь, с нетерпением ждут третьего сезона. А что же в первых двух? А тут у нас неимоверно далёкое будущее – какая-то туева хуча десятков тыщ лет от нашей эры, человечество не просто успешно вышло в космос, но и заселило все возможные для обитания планеты на Млечном Пути, те же в своих лучших традициях успели позабыть общее прошлое и в кровь передраться друг с другом. Но и это не самое страшное – вечный спутник человейника тоталитаризм оказался неистребим, и вот уже много столетий всех их объединяет межгалактическая Империя. Которой в свою очередь заправляют уже полтора десятка поколений императоров – Клеонов. Причём в «лучших» традициях успешных достижений науки будущего – клонированно воспроизводя самих себя. Да не в одном, а сразу в трёх лицах – юного Брата Рассвета, зрелого Брата Дня и пожилого брата-Заката. Которые ведут жизнь, соответствующую императорам галактического уровня – сотнями миллионов, да что там – целыми планетами уничтожая несогласных бунтарей, рисуя историческую фреску о своих эпохальных подвигов живыми красками да трахая наложниц, не забывая стереть им память после ночи плотских утех. Ну и свою многотысячелетнею секретаршу-робота промеж делом.
Помимо банальных и варварских бунтов, безсмысленных и беспощадных, зреет и куда более серъёзная оппозиция в лице гениального Гэрри Сэлдона. Полубезумный (как кажется) в духе всех киношно-гениальных учёных Сэлдон изобретает «психоисторию» - сложный математический замут, позволяющий предсказывать будущее. А поскольку будущее Империи психоистория сулит печальное, вместе с тысячью лет упадка для всей человеческой цивилизации, Сэлдона чуть было не репрессируют, но во имя светлого будущего отправляют в изгнание на край обитаемой Вселенной – строить «Основание», проект, призванный спасти человечество. Вместе с ним туда отправляется и юная милашка Гааль Дорник, единственный вундеркинд, сумевшая постичь хитроумную систему Сэлдона. Дальше следует многосерийный космический блокбастер с путешествиями во времени и пространстве, межзвёздными сражениями красочных звездолётов, вечно оживающий, хоть и давно умерший Сэлдон и внематочная дочь Гааль Сальвор, явно старшая её по возрасту. Будут и пророчества, и кастования, и новые религии будущего, и всенепременные ложь, подлоги и обман. Кроме впечатляющих компьютерной графикой космолётов и нескольких неведомых зверушек типа «Рога Епископа», более никаких иных рас, кроме подвидов человеческих, во всей обитаемой вселенной не наблюдается, и это странно.
Все в угаре и наперебой хвалят Ли Пэйса за гениальную актёрскую игру. Спорить не буду - не спец  в актёрстве, смотрю завсегда лишь на семантику. То есть на того, кого актёр играл – а в данном случае злокозню и плохиша Дня. Который вызывает соответствующую реакцию. Конечно, его вполне заслуженно, хоть и далеко не с первой попытки, загнобили, спустив в открытый космос. Стервозный-по-принуждению андроид Демерзиль, по-видимому, тоже хорошо сыграна, но интересна опять-таки её роль в третьем сезоне – угандошат таки или и там выживет? Интересно, Сальвор грохнули насовсем или как-нибудь воскресят? Ей же только через полторы сотни лет предписано сгибнуть? И финальная сцена с поклонением менталиков Сэддону и Гааль в криокапсулах тоже как бы не очень ясна… .
Не обошлось и без обязательной лэгэбэтэ повесточки – а именно душещипательная лав стори генерала, то ли патриота, то ли предателя, и его заместителя. Символично, что за бокалом раритетного вина гибнет именно генерал, а полюбовничек выживает.
В хитросплетениях сюжета с первого раза тоже разобраться сложно, помогает лишь непрерывная динамика проекта, зияющие глубины космоса да аппетитная Гааль Дорник в исполнении мулато-метиски испано-зимбабвийского происхождения Лу Льобелль. Не совру, признавшись, что помимо прочих её лицезрение было одной из ведущих мотиваций.