Сергей Александрович Мартинсон вторая часть - окон

Борис Пономарев 3
Сергей Александрович Мартинсон (вторая часть — окончание)

Критики встретили этот фильм «в штыки». Они писали, что в нем имеет место излишняя легкость и развязность многих актеров, причем исключение составляло лишь пение Смирновой-Немирович, музыкально-грамотное и освещенное чувством, а также исполнение роли Бони Сергеем Мартинсоном. Эти же критики утверждали, что в наше искусство проникают буржуазные влияния, о которых предупреждала газета «Правда». Но кинозрители очень хорошо приняли фильм «Сильва», поэтому много лет спустя кинокритики высказывались об этой ленте совершенно иначе: "Массовая аудитория никогда не прислушивалась к мнениям киноведов и кинокритиков, поэтому и сегодня фильм «Сильва»» востребован зрителями".

Не могу удержаться от того, чтобы не поведать здесь чрезвычайно интересную историю, касающуюся певицы Зои Александровны Смирновой-Немирович, очень хорошо сыгравшей роль Сильвы в вышеуказанном фильме, поскольку в ее собственной жизни имели место события, ничуть не меньшие по значению, чем события в жизни ее героини Сильвии Вареску. Она была женой Михаила Михайловича Ромма, сына знаменитого кинорежиссера Михаила Ильича Ромма. В своих мемуарах «Устные рассказы» Михаил Ильич написал о жене своего сына следующее:
«Георгий Константинович Жуков приехал на банкет Эйзенхауэра, а у Эйзенхауэра была хорошенькая секретарша в военной форме, которая ужасно понравилась Жукову. Ну, Жуков и сказал: «Достать мне какую-нибудь даму, чтобы была со мной в военной форме». Никого подходящего в Берлине не нашли, кроме Смирновой-Немирович. Она и поехала с Жуковым к Эйзенхауэру. Маршал Жуков, приняв достаточно, снял с груди орден Красной Звезды и самолично надел его на грудь секретарши Эйзенхауэра. В ответ, Эйзенхауэр снял с себя какой-то орден и надел его на грудь Смирновой-Немирович. Это оказался высший орден американской армии. Все, вплоть до генерала, должны были перед ней стоять смирно».

Тем временем, советские киностудии в ударном темпе вели работы по созданию новых игровых фильмов. В 1944 году Тбилисская киностудия осуществила съемки (на базе «Мосфильма» в Москве) комедийного художественного фильма «Свадьба» по произведениям Антона Павловича Чехова. Режиссером данного фильма был Исидор Маркович Анненский, в активе которого был невероятно удачный короткометражный фильм-водевиль по одноименной пьесе А.П.Чехова «Медведь». Он сумел в сжатые сроки, в условиях войны, набрать один из лучших актерских ансамблей в истории отечественного кино. Естественно, в нем был и Сергей Александрович Мартинсон, сыгравший роль телеграфиста Ивана Михайловича Ятя. Когда заходит речь об его участии в этом фильме, все, прежде всего, вспоминают чрезвычайно талантливо исполненный им в дуэте с гениальной актрисой Верой Петровной Марецкой, игравшей роль акушерки-певицы Анны Мартыновны Змеюкиной, страстный романс под гитару с бантом со словами «...Тебя отнимут у меня. Я — не твоя! Я — не твоя!», и восклицания Змеюкиной в процессе пения: «Дайте мне атмосфэры! Дайте мне бурю!» и «Махайте на меня, махайте!». И Ять тут же послушно «создает атмосфэру» игрой на гитаре или обмахивает Змеюкину веером. Данная кинолента стала несомненной удачей советского кинематографа, поскольку впоследствии она вошла в перечень ста великих советских фильмов, ставших легендами, и в этом есть также и большая заслуга Сергея Александровича Мартинсона. 

Следующая значительная кинороль Сергея Александровича имела место уже после нашей Победы в Великой Отечественной войне в фильме «Подвиг разведчика», снимавшемся в 1947 году на Киевской киностудии кинорежиссером и актером Борисом Васильевичем Барнетом по сценарию Михаила Борисовича Маклярского, Михаила Юрьевича Блеймана и Константина Федоровича Исаева. Фильм изначально, как в таких случаях говорится, «был обречен на большой успех» по той причине, что М.Б.Маклярский был не только замечательным писателем и сценаристом, но и полковником госбезопасности, великолепно знавшем все то, о чем он писал в сценарии. Борис Васильевич Барнет приложил немало усилий для того, чтобы собрать на съемочной площадке прекрасный актерский коллектив. На роль главного героя, разведчика майора Алексея Федотова, заброшенного со спецзаданием за линию фронта под именем Генриха Эккерта, был приглашен уже хорошо тогда известный советским кинозрителям актер Павел Петрович Кадочников. 

Сергею Александровичу Мартинсону роль Вилли Поммера, офицера немецкой разведки, адъютанта генерала Эриха фон Руммельсбурга, приближенного к самому фюреру, и наследника главы крупной компании по скупке и обработке свиной щетины, была предложена без всяких проб, и он сразу же принял данное предложение. С.А.Мартинсон блестяще сыграл роль этого бывшего вожака гитлерюгенда, подобного надутому индюку, абсолютно преданного рейху, но не гнушающегося при случае заработать деньги на закупке щетины и получать небольшие авансы из рук советского разведчика, говорящего ему при этом: «Терпение, мой друг, и ваша щетина превратится в золото!». Чрезвычайно интересны и диалоги этих двух героев данного фильма:
- Вы заметно взволнованы, Вилли? Опять что-то произошло?
- Вы тренируете свою наблюдательность, Эккерт? Может быть, вы хотите служить у нас?
- С удовольствием, только вряд ли из меня получится толк.
- Вы правы, мой друг, разведчиком нужно родиться.
- Представьте, мой отец то же самое говорил про коммерсантов.Тоже нужен талант.
- У разведчика должен быть особый талант. Особое чутье. Особый нюх. И злость…
- Надо очень любить свою Родину.

В результате, С.А.Мартинсон своим исполнением роли Вилли Поммера снискал уважение и любовь зрителей почти в той же мере, что и П.П.Кадочников, превосходно сыгравший  роль героя-разведчика, выполнившего поставленное перед ним задание, а также доставившего в Москву генерала фон Кюна. К слову сказать, блестящая работа над этой ролью принесла Павлу Петровичу не только Сталинскую премию, но и нечто иное, совсем из ряда вон выходящее: документ на кремлевском бланке с подписями И.В.Сталина и К.Е.Ворошилова, удостоверяющий присвоение ему звание майора всех родов войск Советской армии. Успех сопутствовал и самой кинокартине: выйдя на экраны страны в 1947 году, она стала лидером кинопроката данного года, ее посмотрело за это время более 22 миллионов кинозрителей. В этом имелась и заслуга С.А.Мартинсона. 

После участия в создании превосходного приключенческого фильма «Подвиг разведчика», Сергей Александрович в течение многих лет, почти до самого конца своей жизни, снимался в бесчисленном множестве советских художественных фильмов, с присущим ему талантом играя роли второго плана, а также эпизодические роли. И только один раз ему удалось сыграть главную роль в художественной киноленте.  Это была роль старого богатого князя К. в драме «Дядюшкин сон», снятой в 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Константином Наумовичем Воиновым по сценарию, написанному им совместно с Лидией Романовной Вильвовской на основе одноименной повести Федора Михайловича Достоевского.

У данного фильма была своя предыстория: С.А.Мартинсон уже играл эту роль в Театре-студии киноактера в 1965 году в постановке Н.Плотникова. К.Н.Воинов побывал на этом спектакле, который понравился ему настолько сильно, что он тут же загорелся желанием снять фильм для большого экрана, и пригласил Сергея Александровича на главную роль. 

В этом фильме князь К. приезжает в провинциальный город Мордасов, где его сразу же пытается «окрутить», выдав за него свою дочь, местная дама Марья Александровна Москалёва. Но ее интриги наталкиваются на контринтриги мордасовских сплетниц и ловкачей. В конечном итоге, хитроумный план Марьи Александровны разрушает претендент на руку ее дочери, уверивший старого князя в том, что его сватовство к девушке — всего лишь сон. Прекрасный комедийный актер, С.А.Мартинсон, как всегда, умело и остро выстраивает образ выжившего из ума, разваливающегося физически, жалкого и беззащитного, но все еще тянущегося изо всех сил к жизни, старика-ловеласа. 

О С.А.Мартинсоне и о его вкладе в советское искусство можно рассказывать еще очень долго, но я в заключение своего повествования поведаю лишь одну, но весьма интересную, как мне кажется, историю, касающуюся его умения шутить и в обыденной жизни. Эта история связана с тем, что его дочь Анна (от первого брака с Екатериной Ильиничной Ильиной) вышла замуж за режиссера Генриха Сауловича Габая, от которого родила двух девочек-близняшек. В 1972 году вся ее семья, включая маму Екатерину Ильиничну, эмигрировала в Израиль, а оттуда, уже в 1974 году, переехала на постоянное место жительства в США.  

Сергей Александрович очень любил свою дочь и внучек, мечтал о встрече с ними, и эти чувства были взаимными: дочь непрерывно посылала ему приглашения на приезд в США, чтобы повидаться с ним. Но «компетентные органы» неизменно отказывали ему в разрешении на такую поездку под разными предлогами. При получении очередного приглашения, сотрудники «органов» вызвали его к себе и вновь отказали, причем на этот раз объяснили причину: он, уже немолодой человек, может принять там решение остаться с родными людьми, и тогда на враждебном Западе такое событие станет причиной радостного ликования недоброжелателей нашей страны. «Да, я, действительно, очень стар, но моим единственным желанием является смерть в том городе, в котором я родился», ответил Сергей Александрович. Сотрудники влиятельного ведомства, вызвавшие его на эту беседу, были обрадованы таким заявлением, но отказ на поездку оставили в силе. Когда С.А.Мартинсон покинул их обитель, они, из чистого любопытства, решили узнать, в каком именно городе он родился? Открыв его досье, они превратились в соляные столбы, так как в нем черным по белому было указано, что родился он в Париже. 

Скончался Сергей Александрович Мартинсон 2 октября 1984 года, причем не в Париже, а в обожаемой им Москве (он довольно часто говорил своим коллегам, что не представляет себе жизни где-либо, кроме своей любимой столицы). Похоронен он на Кунцевском кладбище Москвы.

Борис Пономарев