Беженцы

Дмитрий Купянский
На бывшей территории СССР полыхают конфликты. Идут боестолкновения. Ухудшается экология. Уничтожается инфраструктура городов и сёл. Некоторые посёлки вообще становятся похожи на Сталинград образца 1943 года. Но, самое главное - люди. Они гибнут, получают увечья, остаются без жилья.

Слово «беженцы» звучат чуть ли не в каждом выпуске новостей. Незавидная судьба. Я испытал это на себе. Уехал из Баку в декабре 1989 и только в марте 1990 получил крышу над головой и работу. Спасло то, что я был без семьи. Свои мытарства я описал в рассказе «Билет в один конец». http://proza.ru/2020/12/01/1894 . Лейтмотив простой – беженцы никогда не нужны собственной стране. Они могут быть нужны другой стране для рейтинга, каких-то политических или экономических мероприятий. В девяностые мне потребовалось около двух лет, чтобы стать гражданином России. Ответ всегда был один «Вы не беженцы, вы просто вернулись на свою Родину».

Сегодня очень много говорят о карабахских беженцах. Российские телеканалы считают хорошим тоном в каждом выпуске упомянуть о них. Но, по странному стечению обстоятельств, почему- то, говорят только о беженцах - армянах. Начисто игнорируя то, что есть ещё и беженцы – азербайджанцы. Сейчас никто не вспоминает этих людей, которым дали сутки, чтобы освободить свои дома и деревни. И без транспорта, пешком через горные перевалы их гнали на все четыре стороны. Почему о них никто не вспоминает? Эти люди никуда не делись. Они ушли из домов, где жили их предки СТОЛЕТИЯМИ. Прошло всего тридцать три года, как в отношении азербайджанского населения был применён геноцид. Всё! Забыли! Теперь есть только армянские беженцы, которых хотят выселить из домов, где они жили последние ТРИДЦАТЬ лет.

В 2005 году я приехал в Баку. На свою Родину. Пусть она неласково обошлась со мной, но, я её люблю. Разумеется, меня встретил товарищ, которого я называю своим братом. Весь мой отпуск он сопровождал меня по местам, которые мне дороги. Первым делом поехали на нашу старую квартиру, где мы родились, выросли, сдружились. Маленький пятиэтажный дом - общага. Общий балкон на десять квартир. Посмотрели на свои квартиры, где комнатка двенадцать квадратных метров, туалет без ванны метр на полметра и кухня два на два метра. К своему удивлению я увидел в квартирах не молодых людей, на которых, собственно, и рассчитывалась общага, а вполне зрелых и даже пожилых. Одна женщина лет пятидесяти спросила указывая на мою видеокамеру, мол из-за чего съёмки, будут давать жильё? Но, мой друг объяснил, что мы тут жили когда то и теперь снимаем на память. Она тогда вздохнула и сказала «Лучше бы обманул, сказал что будут расселять. А так уже и надежду потеряли». Мой друг потом объяснил мне, что тут теперь живут беженцы из Карабаха. В тех квартирках, что нам на троих казалась тесной, живут семьи по пять, семь человек. Но им ещё повезло.

На следующий день он показал мне как живут остальные. Рядом с нашей второй квартирой стояло какое то строение. Я даже затрудняюсь его охарактеризовать. Знаю, только, что во времена своего пионерского детства там был пункт приёма макулатуры и металла. Теперь там жили люди. Барак просто разделили и поселили несколько семей. Из удобств – электрический кабель проброшенный от ближайшего столба, да костёр на улице для приготовления пищи.

Может быть, за последние двадцать лет их всё же расселили, но так было. Русские беженцы, в те времена, были не нужны России. Как не нужны были и азербайджанцы Азербайджану. Могу ошибиться, но кажется, нынешних беженцев из Карабаха в Армении никто не ждёт. В лучшем случае, их злость и ненависть будет использована в каких то политических игрищах, как это было в Баку 1989 года. Ведь «Народный фронт Азербайджана» первоначально был создан из сильно обозлённых беженцев из Карабаха.

Хотелось бы ошибиться…