Письма Учителю. Глупый гений

Евгений Садков
           "Даже показывая обывателю язык, Эйнштейн остается Эйнштейном"
                Ван Ли-чжун, отоларинголог при дворе Фу Си.

 "                Учитель,

 только правда между близкими по духу. Пусть не всегда приятная даже таким личностям, как Вы, но необходимая для будущих поколений россиян.

 Понимаю и полностью принимаю Вашу позицию по сыновьям Вашего ратного друга. Особенно старшего (http://proza.ru/2023/09/20/106). Думаю, покажется странным, но напоминает Петр присоединившегося не так давно к нему Евгения. Такой же мужловатый, прямолинейный. Думаю, при ином раскладе мог бы и на столицу пойти.

 Вы не знаете, но на нашего тоже возлагали некие надежды. Мол, только он может изменить ситуацию, громко стукнуть по главному столу своей кувалдой. Но перефразируя одного деятеля, самолет упал, оперный театр, как с Вашим духовным оппонентом, закрылся. Лишь призрак оперы в зацацканом  военном мундире витает над главной ложей.

 Чуть иначе понимаю ситуацию с главным саратовским бунтарем. Не нашего времени, здесь Бондаренко вылинял. Вашего, с непринятым Вами Николаем Гавриловичем. Вы оба жаждали разогнать затхлый воздух уходящей монархии. Но он -революционной мясорубкой, что, знаете ли, и случилось.

 Вы же хотели изменить ситуацию обмахиванием миротворческим опахалом. Мол, уважаемые латифундисты, давайте обобщим главный источник вашего благосостояния. Кроме приверженцев Вашу идею не приняли ни "сливки", ни "обрат".

 Жалко, но понимаемо, с позиции непротивления зла насилием, расхождение во взглядах с Чернышевским (http://proza.ru/2023/09/17/290).

 Но вот ситуация с Менделеевым явно указывает на застарелую болезнь российской интеллигенции. Как на токовище глухарей. Неумение и нежелание слышать сходный по звукоряду голос подобного тебе. Того, кто может, не теряя своего, усилить и позицию стоящего рядом.

 Пытался найти информацию о Вашей прямой встрече с Дмитрием Ивановичем. Известный толстовед А.И.ШИфман пишет, Вы виделись с ученым в 1897 году у художника Ярошенко. Другой "яснополянец" Н.П. Пузин уточняет, это было в феврале.

 Косвенно эта встреча подтверждается Вашим письмом Кузьминским в октябре следующего года. Да и возникшие трения читаются:

 "Поцелуйте за меня Сережу, спасибо ему за письмо, пусть пишет. Да книги Менделеева что ж не присылает. Они ведь должны просветить меня"

 Последнее предложение, видится мне, весьма язвительно.

 Сергей, сын Льва Николаевича, в июле встречается с Менделеевым. Тот весьма резко проходится по Вашим взглядам на науку.

 Думаю, это весьма предсказуемо. Вы больше болеете за безземельное крестьянство, желая сначала провести реформы в сельском хозяйстве. Менделеев же подходит к земле с позиции агрохимика, предвестника зеленой революции. Не в меньшей степени Дмитрий Иванович за промышленный рывок в развитии России. С научных позиций он, естественно, многогранней Вас.

 Отсюда и словесные уколы, про гениального глупца, которыми вы обменялись. С одной стороны непререкаемая, пытающаяся вытянуть из нравственного болота, духовность. С другой-периодичность, как в той системе, работы по становлению прогрессивной экономики. Не случилось. Как, впрочем, и демографический прогноз.

 Одно, увы грустное, объединяет двух великих людей России. Его, как и Вас,  игнорировал Нобелевский комитет. Версий такого отношения к Менделееву побольше. Но как и Вашем случае медаль ушла к французу. А могли бы два россиянина быть первыми обладателями престижной мировой награды. Но не срослось. Походу, опять политика.

 Думаю, он переживал серьезнее. Но ваше отношение к материальному и общее увлечение древней философской игрой скрасило горечь от мата ваших противников.

                Ваш ученик ЕС"