Культура второй половины XIX века

Виктор Еремин
К концу XIX столетия российская культура достигла небывалых высот. Писатели наши создали по сей день никем не превзойдённые произведения. Великие творцы Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Иван Тургенев, Антон Чехов сделали нашу литературу одной из величайших в мире. Не меньший вклад внесли мало понятные для иноземцев, близкие только русскому народу писатели Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, драматург Александр Островский.

Великие художники были столь многочисленны, что можно перечислить только малую их толику. Это исторические живописцы Василий Суриков, Илья Репин, Василий Верещагин, пейзажисты Иван Шишкин, Исаак Левитан, Василий Поленов. Волшебные картины братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых знает нынче каждый ребёнок.

Гениальные композиторы прославили нашу Родину в веках. Музыка Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова с тех далёких времён и до сих пор ежедневно звучит на знаменитейших сценах мира. Особую славу получили участники группы «Могучая кучка», куда помимо Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова ещё входили композиторы Милий Балакирев и  Цезарь Кюи, а так же критик Владимир Стасов.

Из архитектурных творений того времени выделяются храм Христа Спасителя (архитектор Константин Тон), храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге (архитектор Альфред Парланд), здание Исторического музея на Красной площади (архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов), Политехнический музей в Москве (архитекторы Ипполит Монигетти и Николай Шохин).

Третьяковская галерея и Русский музей

Жили в Москве два брата-купца — Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы. Очень успешные и богатые были они купцы. Старший из братьев решил собирать картины, написанные только русскими художниками. Младший ему помогал, как мог. Когда у Павла Михайловича не хватало денег на покупку картины, по просьбе брата покупал её Сергей Михайлович. Вскоре у братьев появился соперник. В Санкт-Петербурге собиранием картин русских художников увлёкся царевич Александр, второй сын императора Александра II. Художникам от этого только лучше было — один собиратель не купит картину, другой непременно возьмёт. А если картина очень хорошая, то получал её тот, кто больше художнику заплатит. В 1870-х годах Павел Третьяков построил для своей коллекции особое здание-галерею и в конце жизни подарил и собранные им с братом картины, и здание-галерею городу Москве. Так появилась Третьяковская галерея. Полное её название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Волею судьбы царевич Александр стал императором Александром III. Когда он умер, сын его император Николай II учредил в Санкт-Петербурге в память об отце Русский музей имени императора Александра III — самый большой в мире музей русского изобразительного искусства. Основу музея составили картины русских художников, собранные царской фамилией, а также коллекции многих знатных особ, которые подарили их русскому народу.

Московский зоопарк

Московские профессора различных биологических наук решили создать в городе «живой музей на открытом воздухе». С просьбой о помощи они обратились к семье императора Александра II. Деньги на музей были даны. Благодаря этой помощи в 1864 году в Москве открылся зоопарк. В дальнейшем русские императоры всегда помогали своему зоопарку. Сегодня Московский зоопарк — главный зоопарк России. В нём содержатся и что очень важно — успешно разводятся более 1150 видов животных.

Первая в России электростанция

В конце XIX века люди узнали, как удобно и полезно электричество. Повсеместно началась электрификация. В Российской империи первая электростанция была построена в 1886 году прямо в Зимнем дворце, в одном из внутренних дворов Нового Эрмитажа. С того времени этот двор называется Электродвор. Спроектировал электростанцию техник дворцового управления Василий Леонтьевич Пашков. Целых пятнадцать лет электростанция Зимнего дворца считалась самой большой во всей Европе. Работала она на паровых машинах, которые разогревались углем. Дворец освещали почти пять тысяч ламп накаливания Яблочкова.

Римский-Корсаков

Есть у нашего народа священное понятие — товарищество, т.е. бескорыстная взаимовыручка, взаимопомощь. Уникальным, ярчайшим примером товарищества стала жизнь великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Началось все с того, что тяжело больной композитор Александр Даргомыжский в конце жизни решил осуществить свою мечту — сочинить оперу «Каменный гость» со стихами Александра Пушкина. К нему пришло вдохновение, и за два месяца композитор написал 3/4 оперы. Но затем болезнь взяла свое. Умирая, Даргомыжский просил, чтобы оперу дописал кто-нибудь из молодых композиторов. За дело взялся Римский-Корсаков и сотворил мировой шедевр, отдав славу автора Даргомыжскому.

Через какое-то время умер композитор Модест Мусоргский. Он был плохо организованным, неряшливым человеком. Приходившие ему в голову музыкальные темы композитор записывал на каких-то клочках бумаги, архив его представляла собою здоровенную кучу листиков и тетрадок. Римский-Корсаков несколько лет разбирал и систематизировал документы Мусоргского, доработал за него великую русскую оперу «Хованщина». Под конец работы миру был явлен грандиозный самобытный гений композитора Мусоргского.

Прошло не так уж много времени, и умер композитор Александр Бородин. Он не успел закончить свою великую оперу «Князь Игорь». И вновь за дело взялся Римский-Корсаков. Он доработал шедевр русского музыкального искусства, который потрясает слушателей в наши дни.

Работа над чужим творчеством не помешала Римскому-Корсакову создавать свои авторские произведения. Только опер он написал 15, многие из них («Снегурочка», «Млада», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и др.) являются сегодня мировыми шедеврами русской классической музыки.

Железные дороги

Первая паровая железная дорога в России начала работать в 1834 году на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Придумали и построили её крепостные умельцы отец и сын Ефим и Мирон Черепановы. Первая общественная железная дорога в стране, она же шестая в мире, открылась в 1837 году и была длиной 23 километра. Поезд ходил между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Ежедневно он перевозил от 500 до тысячи пассажиров. Первый железнодорожный вокзал был построен в конце этой дороги, и назывался он Павловский вокзал. Долгие годы вокзалы оставались центрами развлечений в своём городе. Там устраивались балы, карнавалы и прочие весёлые праздники. Настоящее гигантское строительство железных дорог в России началось уже после Крымской войны, во второй половине XIX века.