Урок

Владимир Мельников 68
Молодой приплод вылупился из созревших яиц, давно сменивших белоснежный окрас на светло-коричневый. Десятки новых муравьев выбирались из тесной, мягкой оболочки и тут же попадали под пристальный осмотр старшего по родильному отделению муравейника.

Эксилоп был старый и опытный мурашек, который уже не бегал по дебрям высокой травы в поисках пищи или строительного материала для Дома. Теперь он следил за работой муравьев-нянек, чистотой ходов и вентиляцией этой части обиталища их большого и сильного клана. А еще он отбирал молодняк, распределяя молодежь по направлениям их будущей деятельности.

Этот выводок, после того, как Торинсион - Главный Страж Дома отобрал самых перспективных для обучения воинскому искусству, Эксилоп решил определить в водоносы.

Он обошел молодняк, ощупывая их головы своими усиками и помечая запахом Семьи. Всё, теперь они часть единого организма. Молодняк полон сил и энергии, но глуп. Пока что ими руководят только заложенные в них инстинкты. А учить обыденному – это задача Эксилопа.

Отдав команду следовать за ним, учитель отправился по проходу, который выводил к выходу их Дома, расположенному ближе всего к тоненькому ручейку, протекающему за двумя стволами деревьев, держащих небосвод над их Домом.

Задача учителя проста. Надо показать маршрут, по которому они теперь день за днем, до самой своей смерти будут доставлять воду на потребность Матери-царицы и тех мурашек, которые работают, не покидая пределов Дома.

А еще им надо показать самое опасное место на этом пути. Это ловушки Вечно Голодного. Прожорливой и хитрой твари, обладающей большим терпением и мощными жвалами, убившими уже множество членов их Семьи.

У края первой ловушки Эксилоп остановился, показывая молодняку ту черту, которую пересекать смертельно опасно. Мелкие и легкие песчинки, если на них становился потерявший осторожность мурашек, тут же обрушивались вниз, по склону конусной ловушки, в самой нижней точки, которой свою жертву поджидал хищник. Любые попытки выбраться наверх им тут же пресекались. Свою жертву он вновь сбивал вниз порцией выбрасываемого им песка.

Ну вот и конец учебы для этой группы. Но тут их накрыла тень и что-то, сильно сдавив тельце Эксилопа, оторвало его от сухого листика лесной подстилки. Трава, листья и земля стремительно проносились под ним. С ужасом старый учитель увидел, что он приближается к самой большой ловушке, которую только что показал своим ученикам. Оковы, сжимавшие его тельце, разомкнулись и он полетел вниз. Упав совсем рядом с торчащими из песка челюстями, Эксилоп рванул вверх, преодолевая обсыпающиеся из-под передних лапок песчинки. Ему почти удалось достичь заветный край, но мощный удар порции песчинок, выброшенных Вечно Голодным, перевернул его и сбросил в смертельные объятия голодного подземного чудовища.

***

- Доброе утро! – в класс, держа журнал успеваемости подмышкой, вошел учитель биологии.

- Здравствуйте, Михаил Олегович!

- Не спешите усаживаться, дети. Сегодня математики не будет, а я проведу с вами практическое занятие.

По классу прошел шум от радостной новости. На сегодня планировалась контрольная работа, которая теперь была перенесена.

- Выходим на улицу. В коридоре не шумите! Уже начались уроки.

Класс дружно направился в школьный сад.

- Внимание! Смотрим сюда. Тема практического занятия – хищные насекомые. Кто знает, какие насекомые, которые водятся в нашем климате, являются хищниками?

Ребетня громко загомонила, выкрикивая слова; пауки, осы, сколопендры.

- Правильно. А сейчас я вам хочу показать одного из самых хитрых насекомых. Вернее, не его самого, а его примитивную, но достаточно эффективную, ловушку.

Учитель опустился на корточки, жестом предлагая всех подойти ближе.

- Обратите внимание на эти конические углубления. Это и есть те самые ловушки. А обитает в них очень опасный для всех попавших в них насекомых Муравьиный Лев. Да, да! Не смейтесь. Вот такое странное наименование для него придумали люди. Сейчас я попробую вам продемонстрировать, как он охотится.

Михаил Олегович пристально всматривался в траву: - Ага. Вот и муравьи!

Со второй попытки он удачно подхватил одно насекомое и перенес его в яму-ловушку.

- Сейчас, дети, вы можете наблюдать, как Муравьиный Лев действует на завершающем этапе своей охоты. Следите за попавшим в яму муравьем.

***

В этой части рассказа автор вынужден прибегнуть к некоторым приемам, описывая манеру речи, имена героев и их действия, адаптировав их к понятным людям понятиям.

Малый звездолет шестого уровня, принадлежащих Академии воспитания, несся в межзвёздном пространстве, ведомый автопилотом, по заложенной в него Учителем программе.

В просторном салоне, кроме Учителя, собрался весь класс второго уровня Академии.

- Проверим, как вы все подготовили домашнее задание. Тема – взаимовоздействие гравитаций небольших небесных тел. Первым отвечать будет Тхи-бур-Фастер-жаб. Готов?

- Да, Учитель.

- Вначале расскажи, как ты готовился.

- С помощью вычислений, которые нам преподали на астрофизике и математике, я выбрал подходящую для проведения демонстрации звездную систему, - щупальце Тхи-бур-Фастер-жаба коснулось виртуального шара в центре зала и все увидели место, которое было выбрано учащимся.

- Это небольшая система планет, вращающихся вокруг маленькой звезды на окраине своей галактической спирали. Мой выбор пал на нее из-за того, что это задворки известного нами пространства.

- Какие планеты ты выбрал, Тхи-бур-Фастер-жаб и по каким критериям?

- Вторую и третью от звезды. Первая слишком мала по своей массе. Четвертая имеет перспективу заселения нашей Расой. Остальные либо слишком велики, либо находятся из-за своей орбиты далеко друг от друга, что создаст неудобство в подготовке демонстрации. Время, как вы нас учили, очень дорого.

- Если ты готов, отправляй звездолет.

- Мной подготовлены координаты для полета.

Тхи-бур-Фастер-жаб, перебирая щупальцами переместился к пульту управление, и введя нужные данные, дал команду искину корабля на прокол в нужную часть вселенной через гиперпространственный прокол.

Когда звездолет достиг конечную точку маршрута, он лег в дрейф.

- Согласен с твоим выбором, Тхи-бур-Фастер-жаб, - сказал Учитель, осматривая на голограмме мелкие шарики, несущиеся на небольшом расстоянии друг от друга. – Ты делаешь успехи в учёбе. Но посмотрим, что покажет твой опыт. Какие характеристики атмосфер у выбранных образцов?

- Согласно спектральному анализу, вторая планета имеет плотную кислотную атмосферу. У третьей она состоит из соединений, кислорода, азота и водорода.

Услышав эти характеристики, все ученики скривили от омерзения мышечные ткани вокруг глаз.

- Приступай, Тхи-бур-Фастер-жаб. И я жду твои комментарии по ходу проводимого тобой опыта. Просто механических действий для хорошего балла недостаточно.

Манипулируя светящимися линиями голограммного пульта управления, Тхи-бур-Фастер-жаб пояснил: - Сейчас я при помощи гравизацепов нашего корабля изменю траекторию полета второй планеты и придам ей иное ускорение. Теперь, когда скорость стала достаточной, начинаю смещать ее на орбиту третьей планеты. Сейчас ее скорость в полтора раза превышает скорость третьей, что вполне достаточно для достижения результата.

Тхи-бур-Фастер-жаб убрал щупальца от пульта.

- Все, Учитель. Теперь нам остается только ждать. Начинаю обратный отсчет.

На голограмме маленький желтый шарик стремительно догонял голубой, чуть больший его размером. При окончании учеником счёта, желтый пронесся мимо, едва не зацепив синий, и помчался дальше по новой для себя орбите. Вспышка, произошедшая в момент самого маленького при пролёте расстояния, обесцветила третью планету, превратив ее в серый бесформенный камень.

- Я жду пояснений результата и твои выводы, Тхи-бур-Фастер-жаб.

- При прохождении второй планеты на предельно малом расстоянии от третьей, произошло взаимодействие гравитаций обоих тел. Гравитация третьей планеты сместила новую орбиту второй, но в силу того, что у второй плотность атмосферы была больше, вторая смогла сорвать атмосферу третьей, при этом сохранив свою.

- Оценка – отлично. Надеюсь, что все также достойно продемонстрируют мне, как они подготовились к уроку. Следующий доброволец, марш к пульту управления.