Анатолий и Тоша. Прощание

Владимир Мельников 68
Раасказ пятый

С женой и дочкой Анатолий столкнулся в парке, когда бежал на остановку трамвая.

Дочь увидела его раньше матери и сразу бросилась на встречу ему. Подхватив девочку, он крутанул ее вокруг себя, как она любила.

- Привет, Света.

- Привет. Домой бежишь?

- Нет. У меня еще подработка в институте. Тут три остановки на трамвае. А что Полинка такая зарёванная? Глаза и нос красные. Обидел кто?

- Трагедия у нас. Кота нашего машина сбила. Думали, что ветеринары помогут, но нам сказали, что там травмы… - жена отвела глаза и всхлипнула, - без вариантов короче.

Анатолий заметил, что дочь собирается вновь пустить слезу. Радость встречи с отцом отходила на второй план, уступая горю потери любимца.

Присев возле Полины, он положил ладонь на ее голову и погладил волосы:

- Вот, послушай:

«Вы не плачьте хозяева, я ухожу ненадолго,

Я хочу побродить по просторам кошачьей вселенной

Я вернусь к вам однажды быть может котёнком бездомным

Вы лишь только при встрече узнайте меня непременно

Я хочу прогуляться по тихим небесным тропинкам

Посмотреть как полуночных звёзд загораются горстки

Под лучами весеннего солнца погреть свою спинку

К облакам бархатистым прильнуть словно к маминой шёрстке»*

- Здорово! Так он что, вернется? – глаза дочери светились от радостной надежды.

- Конечно. У котов девять жизней. Твой друг, такое случается, улетел на радугу. Чуточку погуляет и вновь вернется к тебе.

Полина запрыгала на месте, хлопая в ладоши.

- Удивил, если честно, - Света смотрела на Анатолия как-то оценивающе. – Не ожидала. Стихи, да еще от такого котоненавистника, как ты.

- На днях в интернете прочел. Запомнилось.

- У Поли скоро День рождения. Придешь?

- Конечно. Что на подарок взять?

- На твой вкус.

- Хорошо, Свет. Я побежал в институт. Опаздываю уже.

«Брехливый кожаный – это нормальное явление! «На днях прочел… Запомнил…» - передразнивал Тоша Антолия, бегущего к трамваю, стоявшему уже на остановке. – «Запомнил он. А то, что зубрил стих два дня подряд, слабо сказать?».

- Слабо. Главное, что выучил.

«- Главное, что ты врешь там, где нет в этом необходимости!».

Анатолий смолчал – кот был прав. Он уже не раз ловил сам себя на том, что врал, когда можно было сказать правду. Вот и сейчас мог бы сказать, что понравился стих и он его зазубрил. Но, что сказано, то сказано.

«- Слышь, Анатоль, а что вы разбежались? Женщина симпотная. Только не ври, как обычно!».

- Да накипело у Светки. Сам видишь, что характер у меня не сахар. В общем, по мелочи, но накопилось у нее. А спусковым крючком, опять же, ваше кошачье племя послужило!

«- Это как же?».

- Да смотрели фильм «Собачье сердце», а там Шариков рассказывал, как он в саночистке котов душил. Ну, я и давай ему подражать: «Ух, мы их, душили-душили… Душили-душили…». Раз десять сказал, да еще и руками показывал, как бы я котов душил, а они язык из пасти высовывали.

«-И что дальше?».

- Скандал. Истерика. Собранные вещи.

«- У профессора прямо сейчас уточни, дебильность лечится?».

***

Тоша осторожно пробирался по густой и очень высокой траве. Его очень раздражала сильная влажность. Растения повсюду были мокрые, а падавшие сверху капли мочили его шерстку.

- Ох, уж эти ученые! Забросили в какую-то глухомань. Чувствую, что еды мне тут совсем не попадет. Хоть я вас двуногих и недолюбливаю, но наличие вкусной еды, ваш единственный плюс.

«Не скули все время об еде. Выбирайся уже из этих зарослей!».

- Да я и сам как-то не горю желанием бродить по такому лесу, - кот продолжил свой путь, мордочкой раздвигая широкие листья папоротника.

Просунув голову под очень большой лист он тут же замер, весь трепеща от ужаса. Прямо перед ним открылся большой желтый глаз с круглым чёрным зрачком, который внимательно уставился на него.

- Кто ты, мелкая копия пантеры? И что делаешь на моей территории? – услышал Тоша, рассматривая огромные клыки.

- Я тут случайно оказался. Извините, что потревожил вас.

- Я спросил, кто ты?

- Я, Чёрный кот Тоша, - ответил Тоша, понемногу отступая назад. – Малосъедобный.

- Даже не пытайся убежать от меня.

«Это тигр! Смываемся!».

- Позвольте, я поясню. Я совершенно не собираюсь убегать. С моими короткими лапками это просто невозможно. Наоборот, я хотел бы с вами познакомиться и понять, куда я попал.

- Я, Шер-Хан! Хозяин этого леса!

Огромный бенгальский тигр поднялся и смотрел на непрошенного гостя сверху. Оранжевое с чёрными полосами туловище закрыло собой весь обзор маленького котенка.

- А я тут путешествую. Двуногие послали с научной целью, выяснить как вам тут живется.

- Люди? Ты служишь этим двуногим?

- Еще я их называю кожаными или недоразумением природы, уважаемый Шер-Хан.

Тигр сел и посмотрел на гостя совсем другим взглядом.

- Эти слова заслуживают уважения. Действительно – недоразумения. Никак не могу понять, хотя все в джунглях считают меня мудрецом, как эти слабые существа смогли захватить власть?

- Этого я не знаю, но думаю, что тут не обошлось без коварства.

- И еще одни мудрые слова! Хорошо! Теперь, Черный кот Тоша, ты мой гость и перестань опасаться за свою жизнь.

- Премного благодарен, уважаемый тигр.

«- Да ты у меня гений дипломатии! Или подхалим?».

- Сам дурак! – рявкнул Тоша и тут же обратился к тигру. – Это я не вам, Шер-Хан.

- А больше здесь никого нет, - Шер-Хан подозрительно посмотрел на гостя.

- Одно из этих недоразумений завелось у меня в голове, как клещ на загривке. Все никак вычесать его не могу. Вот его друзья меня сюда и забросили.

- Какие странные у тебя глаза, Тоша. У пантеры, на которую ты так сильно походишь, они, как и у меня, круглые. А твои – как щелочки.

- Я ваш очень-очень дальний родственник. Наверно. Вы тоже ведь кот, просто очень огромный. А с пантерами я еще не встречался.

- Поверь, ничего интересного в них нет. Мелкий перекрашенный леопард с вредным характером.

- А можно, я все-таки уточню? Я какую книгу я попал по воле двуногих бестолочей?

- Ха! Еще одно хорошее определение! Ты, Тоша, все больше и больше мне нравишься! Попал ты, как и я, несчастный, в «Книгу джунглей». Но многие несведущие называют ее «Приключения Маугли».

- А почему же вы несчастный? Такой сильный и властный зверь может быть только царем в этом мире.

«- Мелкий подхалим».

- Меня автор сделал главным врагом всего живущего в этих джунглях. Это его прихоть.

- А на самом деле?

- А на самом деле, я старый и одинокий тигр, с трудом защищающий свою охотничью территорию.

«- Почему одинокий? Спроси за Табаки».

- А мне говорили, что у вас есть помощник.

- Шакал? Табаки, такой же одинокий старик, который питается объедками с моего стола. Я приблизил его из жалости, когда он ослаб и отбился от своей стаи. Сейчас греет свои старые кости на камнях неподалеку от сюда. Если бы не мое покровительство, старика давно бы съели волки или ради удовольствия прибила Багира.

- У вас наверно много врагов, дорогой Шер-Хан?

- Врагов? Насмешил! Это все придумал старина Киплинг. Кто может тут быть мне врагом? Волки? Серая помесь домашних псов! Они смелые, если нападают на жертву вдесятером. И то, могут не справиться. Или Багира? Эта бездельница использует всех в своих целях. Делает умное выражение на морде и разглагольствует полунамеками, используя обычные женские чары. Особенно томный голос. Волки, лопухи, делятся с ней добычей. Медведь у нее вообще на побегушках.

- Медведь, наверное, достойный противник?

- Тоша! Ты видел когда-нибудь медведей, живущих в джунглях? Наш Малайский медведь, это самый мелкий среди всех медведей! Жрет все подряд, предпочитая насекомых. Его точно, как я Табаки, приютили волки.

- И вы, Шер-хан, никого не боитесь?

- Огонь боюсь, это правда. Но его все боятся. С питоном Каа у нас с детских лет паритет. Как-то по молодости повздорили, а итоге я ему порвал кожу, а он мне сломал несколько ребер. Теперь я, не лезу к нему, а он ко мне. Заметь, что автор ни разу не упомянул, что Каа ко мне плохо относится, несмотря на мое противостояние с этой шайкой.

Есть еще Сахи, вредный и молчаливый дикобраз. Кстати, из-за него я с этим человеческим детенышем и связался. Как-то по неосторожности нахватался иголок Сахи и не мог сам вытащить. У двуногих пальцы гибкие и ловкие. Вот я и сунулся к ним, чтобы помогли. А они раздули трагедию, что я питаюсь человеческими детенышами.

- И как с иголками разрешилось?

- А…,- Шер-Хан изобразил на морде брезгливость. – Поймал в лесу пару бандар-логов. Одному прижал хвост, чтобы он не сбежал, а второму приказал вытаскивать иголки.

- В заложники взял?

- Ты о «законе джунглей» что-то слышал?

Тоша сделал вид, что вспоминает законодательство тропических лесов планеты.

«Каждый сам за себя», «Мы с тобой одной крови», - подсказал ему Анатолий, что смог вспомнить на эту тему.

Тоша выбрал первый вариант подсказки.

- Каждый сам за себя? Кажется, так он звучит, уважаемый Шер-Хан?

- Ответ не верный! Закон джунглей гласит: - Выживает сильнейший! Если бы я проявил слабость с этими подобиями двуногих, то не смог бы дальше охотиться и погиб бы от голода.

- А так – съел бандар-логов.

- Вот еще! Они жутко вонючие! К тому же, я был не сильно и голоден.

- Если можно, Шер-Хан, не стоит упоминать при мне об еде. Пожалуйста.

- Ты голоден? Так совсем рядом есть немного мяса косули. Пойдем со мной, - и не дожидаясь ответа, тигр отправился по тропе через кусты. Тоше пришлось перейти на бег, чтобы не потерять Шер-Хана из виду.

- Ну, погоди, Анатоль! Я тебе эту подсказку еще припомню. Выставил меня перед уважаемым тигром как невежу. Представляю, чтобы он сказал, скажи я об одной крови!

На поляне Тоше открылась не приятное зрелище с остатками пиршества тигра.

Котенок принюхался. Пахло кровью и прелыми листьями лесной подстилки, на которой валялись кости косули с небольшими частицами мяса.

- В конце концов – я хищник! – подбодрил себя Тоша и собрался откусить небольшой кусочек.

«Предупреждаю. У нас медицина не очень сильна в борьбе с гельминтами из тропических лесов. Тут таких подкожных червей подхватить можно, что потом не поймешь от чего помер».

- Пожалуй, Шер-Хан, я откажусь. Пусть потом Табаки доест. Он старенький, ему полезней будет. А я как-нибудь перетерплю. Кстати, а где можно увидеть всех остальных? Багиру, Балу, волков и этого самого Маугли.

- Уж не надумал ли ты примкнуть к этой стае? - Шер-Хан злобно глянул на Тошу и сделал шаг в его сторону.

- Нет, нет, уважаемый Шер-Хан. Напоминаю, что тут я с исследовательской миссией. Хотелось узнать что-то об их жизни.

- Ты хочешь собрать обо мне сплетни с их лживых языков!

В словах Шер-Хана явно чувствовалась раздражение, переходящее в ярость.

Тоша, прижал уши и стал пятиться назад.

«Сваливаем! Профессор, вытаскивай нас!».

Шер-Хан бросился вперед, открыв пасть с восьмисантиметровыми клыками, целясь в котенка, но они впустую клацнули в пустоте.

***

- Как мне теперь «развидеть» то, что я сегодня увидел? – Алексей Николаевич продолжал смотреть в потухший экран большого монитора. – После этой беседы с Шер-Ханом я буду совершенно по-другому воспринимать мультфильм «Маугли». А его просто обожают мои внуки.

Профессор встал и повернулся к собравшимся в комнате.

- После сегодняшнего эксперимента, коллеги, впервые хочу поблагодарить именно Тошу. Надеюсь, что он это слышит. Спасибо! Впервые он проявил активность в познании места исследования. Похвально. Кстати, Анатолий, именно поэтому я выдернул вас двоих. Думаю, что за это от наших кураторов я получу «по шапке». За то, у нас остается возможность дальнейшего исследования произведений.

А вам, Анатолий, я хочу указать на недопустимость неуместных комментариев действий носителя в ответственные моменты. Тоша проявил себя как истинный мастер переговоров на начальной стадии эксперимента.

- Изворотливость котов и их гармоничность в любой обстановке вы, Алексей Николаевич, упоминали при нашем первом разговоре. Тоша сегодня это полностью подтвердил. А Шер-Хан – выживший из ума маразматик. Сами видели, как он завелся с пол оборота.

«Не подлизывайся, ирод. У меня память очень хорошая, хотя мозг меньше твоего будет. Все тебе припомню, Анатоль».

- И все-таки, Анатолий, спасибо за участие в нашей работе.

***

Анатолий подходил к зданию института, когда его очень резко позвал Тоша: «Анатоль, остановись! Это срочно!».

- Дай, хотя бы, мне дорогу перейти спокойно!

«Увы, Анатоль. Время. Меня призывают, а я не хотел уйти, не простившись с тобой. Извиняться за доставленные тебе неудобства не буду, я и так сдерживался, как мог».

- Тоша, если быть честным, то мне без тебя будет скучно.

В ответ была тишина.

Идти в институт смысла уже не было и Анатолий набрал телефон профессора: - Здравствуйте, Алексей Николаевич! Наше сотрудничество закончилось. Тоша исчез. До свидания.

Тут же, он удалил номер из телефонной книжки, а на звонки, с незнакомых номеров, он никогда не отвечал. Противные слезы, предательски заволокли глаза мужчины.

***

- Привет, Маша! Как вы тут поживаете?

- О! Братик пожаловал! Сто лет, сто зим! Наконец-то решил проведать! Как сам?

- Гулял тут по делам недалеко. Решил заскочить. Племянник спит?

- Да, только уложила. Чай будешь?

- С печеньками?

- С ватрушками.

- Буду, - Анатолий поставил пакет возле холодильника. – Купил судака большого замороженного. Думаю, что быстро не растает.

Они пили чай с домашними ватрушками, в которых было много творога, изюма и в меру ванилина. Сестра, как ей и положено, корила брата за разлад в его семье.

- Вот, что тебе, бестолочи, не хватало? Жена – хозяйка и красавица, дочка – ангелочек. Ты хотя бы помнишь, что у дочки завтра день рождения?

- Помню. Подарок собираюсь сегодня купить. Я ее и Светку на днях видел и обещал прийти.

- Может помиритесь?

- Кто знает? Она мне пару раз снилась. А ты чем в декрете занимаешься? Инет и телек с сериалами?

- Это только в твоем мужском уме такие представления о декретном отпуске!

- Да шучу я! Шучу!

- Пошли, покажу тебе кой-кого.

Они прошли в зал, и Маша отодвинула занавеску, которой был прикрыт промежуток между шкафом и стеной. В большой коробке, развалившись на всю длину коробка, лежала большая кошка, возле которой в разных позах разлеглись пять пушистых комочков того же, что и их мать, голубого окраса.

- Вислоухая британка?

- Нет, Толик. Такой породы не существует. Вислоухие только шотландцы. Эти – скоттиш-фолд, то есть гладкошерстные. Смотри, какие милахи! Глазенки, как камешки янтаря, шерстка холодного темно-серого оттенка. Родословная до пятого колена.

- И как мамашу зовут?

- По паспорту – Арчибальдина, а дома, просто Арчи.

- А папа?

- Френки. И по паспорту, и в быту. Он с малым сейчас спит.

- Так у вас парочка?

- Мы теперь котозаводчики. В клубе состоим, на выставки катаемся. Эти котята уже имеют своих хозяев. Завтра-послезавтра начнут их забирать. Документы уже в клубе готовы, предоплата внесена.

- Дорогие?

- Триста бакинских копеек.

Из кухни послышался шум сминаемого полиэтиленового кулька.

- Вот змеёныш! – воскликнула Маша и помчалась на кухню.

Из кулька торчал маленький черный хвостик.

Развернув кулек, Анатолий увидел черного котенка, который вцепился в ледяную тушу судака, и злобно рыча на людей, пытавшихся оторвать его от законной добычи. В конце концов маленькие коготки соскользнули с рыбины и пушистый урчащий комок развернулся в злобно шипящего демона.

- А это что за недоразумение?

- Это, Толик, наша проблема. Он, как и все, родился темно-серым. Но с месячного возраста начал темнеть. Теперь полностью черный. Такой цвет есть у этой породы, но по линиям обоих родителей только темно-серые. Понимаешь?

- Не совсем.

- Если о нем станет известно, под сомнение можно поставить всю родословную. А этого не может быть! У нас проверенные родители. Это какой-то генетический казус. И характер у него кардинально отличается от братьев и сестер. Те, видел, пожрали и спать мамке под бок. А этот вечно где-то путешествует, ищет, что можно стащить из еды или прячется так, что не найдешь никогда, пока он сам не решит появиться. Когда проголодается.

- У меня был такой знакомый кот.

- Откуда, Толя? Ты же всем известный котоненависник!

- Да был значительный опыт общения. Знаешь, я его у тебя куплю. Только таких денег сразу нет и, если можно, я за пару-тройку месяцев, все выплачу. Дочке подарю.

- Ты что? Я его тебе так отдам. Ты только никому не говори, пожалуйста, что он от моих. Хорошо?

- Договорились! Буду всем говорить, что его мама шотландская актриса, гастролировавшая у нас в стране, а папа неизвестный подонок!

Достав из кармана несколько монет, Анатолий бросил их на стол: - Так, говорят, положено.

Котейка смотрел на новый персонаж, появившийся в квартире с явным презрением.

- Ну, Тоша, привет! Давно не виделись! Завтра представлю тебя новой семье, где у тебя будет маленькая подруга.

- Я думала, что ты скажешь «новая хозяйка».

- Это за твоими чистокровками приедут хозяева, а этому чертенку ехать к друзьям.

***

Анатолий смотрел хоккейный матч, когда в висках почувствовал резкую боль. Проскочила мысль, что надо бы принять таблетку, но в этот момент он чётко осознал, что услышал в своей голове голос: «- Анатолий! Анатолий! Простите, что тревожу. Мне вас очень рекомендовали, и я решил, что у вас побуду до следующего призыва. Зовите меня…».

Не дослушав голос в голове, он вскочил на поиски мелкого мерзавца.

- Тоша! Тоша, тварь, ты где?

- Тоша! – в это же время орала на кухне Светлана, обнаружившая съеденный почти полностью копченый куриный окорочок, оставленный ею на столе для приготовления салата.

- Тоша! – вопила в коридоре дочь, нашедшая в своем ботинке маленького дохлого мышонка.

«- Вот кожаные, ни минуты без меня обойтись не могут» - думал Тоша, поудобней сворачиваясь между лифчиками и стопкой трусиков Светланы, на полке шкафа-купе.