Анатолий и Тоша. Голод и страх

Владимир Мельников 68
Рассказ четвёртый

- Добрый день, Анатолий! Хорошо, что вы так оперативно откликнулись на мою просьбу и приехали. Мы тут, на новом и временном месте, уже обустроились и готовы дальше изучать ваше сознание.

- И миры литературы.

- Конечно. Этот проект курирует сразу по нескольким направлениям нашего исследовательского центра. И все хотят конкретных результатов именно по их профилю. Техникам интересен механизм обратной связи от нас к вам. Физикам – природа перемещения сознания. Литературоведам, естественно, какие-то нюансы о создании произведений. Психиатрам – возможность лечения и профилактики таких явлений, как у вас.

- Вы так корректно вместо терминов «заболевание» и «шизофрения» используете слово «явление». Говорите, как есть. Я знаю, что болен. Что сегодня по плану?

- Да, как всегда. У вас полусон, а у нас наблюдение и снятие показаний приборов. Кстати, обязан довести к сведенью, кураторы от психиатрии настоятельно требуют, чтобы мы испытали процесс возможного «отрыва» вашего сознания от сущности вашего фамильяра.

- И каким это образом?

- В теории, в период опасности «там», мы должны попытаться вывести вас из состояния сна, разорвав видение. Психиатры и физики считают, что может появиться шанс на то, что ваше сознание вернется в нашу реальность уже без вселившейся в ваше сознание сущности. Это открывает для них простор в лечении подобных болезней.

- А он? То есть, она, эта сущность? Что с ней?

- Останется в том мире. Однако, к моей радости и не удовольствию коллег, пока такой технической возможности нет. Технари работают в этом направлении, ну, а пока, что проведем опыт как обычно. Располагайтесь.



***

Для меня коридор был абсолютно темным. Казалось, что темноту можно было пощупать руками. Естественным звуковым фоном были падающие с одинаковым интервалом где-то вдали капли воды.

«- Это точно коридор, а не подвал?».

- А какая тебе разница?

«- Так коридор ведет куда-то, а подвал – замкнутое помещение».

- Мне все равно. Лучше, пусть будет подвал. Если это коридор, то придется идти к этому «куда-то», а подвал дает полную гарантию, что я точно никуда не пойду и тут завалюсь спать с мыслью, что подвал расположен под кухней.

Тоша мелкими шажками продвигался вдоль холодной и сырой стены, сложенной из грубо обтесанных камней, постоянно ругаясь – пол тоже был каменный, холодный и сырой.

По мере продвижения вперед, звук капель отдалялся, но на смену ему пришли звуки глухих ударов, скрипа чего-то деревянного, стук металла. Впереди мелькнул отблеск какого-то света и тут же исчез.

Дойдя до угла, Тоша замер. Подозрительных запахов не было, и он высунул свое ухо за ребро камня, сканируя звуковую картину. Только после этих мер предосторожности, в дело исследования включились глаза. Осторожно высунув голову с уже прижатыми ушами, но широко раскрывшимися зрачками глаз, Тоша решился продолжить свой путь. В этом ответвлении коридора пол был значительно суше, а в дальнем конце небольшим, но ярким пятном, горел закрепленный в стене факел.

На Т-образном перекрестке коридоров Тоша замер, решая куда пойти. Справа раздавался ритмичный звук ударов металлом о металл, слева легкий сквознячок доносил запах какой-то еды.

«- Давай направо! Там что-то вроде кузницы, значит люди работают, и мы поймем, куда попали».

- Меня не перестает удивлять глупость двуногих! Зачем нам кузница? Этот резкий шум от ударов может свести меня с ума. А гарь от горна? Я буду чихать и фыркать. А сажа? Она, конечно же черная, но моя шерстка нежная! Кроме того, в таком шуме, даже если кто-то и будет разговаривать, мы с расстояния ничего не услышим и придется подходить поближе. А там огонь и искры! А у меня шерстка! Короче, отвали. Мы идем на запах. Если это кухня – там тебе и люди, и информация…

«- И что-то можно стырить из еды».

- Молодец! Растешь над собой, но медленно. Можно и не тырить, а попросить. Поварихи – народ толстый и добрый. Угостят точно. А вот потом можно еще и стырить что-нибудь.

По мере продвижения, количество факелов увеличилось и коридор становился светлее. Уже можно было что-то и рассмотреть. Но особого интерьера тут не наблюдалось. Единственным украшением являлись, провисающие под тяжестью копоти от факелов, натяжные потолки из многолетней паутины.

Запах становился более выраженным, но оптимизма коту не добавлял.

- Кислятиной какой-то отдает. Фу! Если ближе подойдем, и эта вонь усилится, буду чихать.

«- Давай назад вернемся. Какая разница, от чего чихать? В кузне от гари, в кухне, от вони».

- Вот тянет тебя к рабочему классу. Глядя на тебя, понимаю обезьян.

«- А эти тут при чем?».

- Твои ж предки! Только одно их племя взяло в лапу палку-копалку, а второе решило издали на этот процесс посмотреть. Потомки первых теперь опыты над котиками ставят, а вторых – бананы и апельсины трескают и на ветках отдыхают. Чувствуешь разницу?

Кухня разочаровала обоих. В просторном помещении, с все такой же черной паутиной на потолке и по углам, и жутко грязным полом, стоял большой парующий котел, возле которого суетились два повара. Ожидание Тоши, что это будут толстые и добрые поварихи, не оправдались. Поварами оказались два мужика, один из которых был низким толстым, а второй – высоким и очень худым. Добротой они также не отличались.

- Жан! Жирная твоя рожа! Где ты дел соль? Пропил опять?

- Это почему я ее мог пропить? Надо лучше искать! Где-то тут она. Ищи лучше.

- Кретин! В помещении, где только этот чертов котел и дрова, надо искать мешок соли?

- Да на хрен солить баланду для этих заморышей? Быстрее подохнут.

- А господам офицерам и солдатам я что должен в пищу добавлять? А начальнику тюрьмы? А себе, в конце концов?

- Так я не знал, что это соль на всех! – толстяк осунулся и опустил глаза, уставившись в лужу, растекшуюся из опрокинутого старшим поваром ведра.

- Продал уже?

- Нет. В моей каморке.

- На вот банку, наберешь в нее с горкой. Это в наш котел пойдет. Остальное, как продашь, делим пополам. И смотри мне, без обмана. А не то – вылетишь на припортовую помойку.

- Хорошо, Гюстав. Сейчас принесу.

- Для тебя, остолоп, я не Гюстав, а старший повар, месье Жаккар. Что ты засыпал в арестантский котел? Вонь стоит, как будто ты уксус варишь.

- Сегодня капуста и ячневая крупа, месье старший повар.

- Три горсти крупы на весь котел?

- Пять.

- Ладно. Я пошел к себе, а ты сейчас же пришли мне помощника. Пусть дров натаскает.

Длинный вышел из кухни, не заметив притаившегося в темноте котенка, и быстрыми шагами направился по коридору. Тоша тут же устремился за ним следом. Кухня для арестантов уже не представляла интереса ни в кулинарном плане, ни в качестве источника информации.

Кухонный зал, в который пришел старший повар, кардинально отличался от предыдущего помещения. Котлы были вычищены, а паутина под потолком была нормального серого цвета. Пол оказался деревянным и лапкам было не так противно по нему ступать. Прошмыгнув в приоткрытую дверь, кот спрятался за ящиком и притаился.

В помещении было еще двое, которые что-то нарезали на столе, громко стуча большими тесаками.

- Что-то мяском не пахнет. Бедноватое заведение.

«- Мышей ловить научись!».

- Мыши – это спорт или хобби. В любительском спорте, без интереса, я не мастер. А хобби у меня, это рыба или, на худой конец, колбаса.

«- А информации у нас как не было, так и нет».

- Ни у нас, а у вас, Анатоль! Моя задача тут ножками топать, а полы грязные и холодные. Что-то я не замечал, что тебе нравится босиком по кафельному полу бродить! О! Вон в какой-то чуланчик дверь приоткрытая. Может там какие вкусняшки завалялись? Может окорок свиной к потолку подвешен?

Едва переступив порог чулана, Тоша был сбит с ног кем-то большим, стремительным и агрессивным.

Вывернувшись из захвата когтистых лап и сильным ударом задних лап оттолкнув нападавшего от себя, Тоша принял боевую стойку, сильно выгнув спину и подняв шерсть дыбом.

Напротив него стоял крупный рыжий кот, сверлящий его немигающим взглядом больших оранжевых глаз. Сильно прижатые уши и нервно дергающийся из стороны в сторону хвост, означали решимость к скорой атаке.

Тоша, не меняя стойки, боком отошел от стены, чтобы иметь больше свободы для маневра в случае драки. Рыжий немного приподнял одну лапу.

«- Тоша, он крупнее тебя».

- Да по фигу! Большие громче падают! Эй! Какие проблемы, рыжий? Я тут вообще проходил мимо!

- И «случайно» зашел в мой чулан?

- Точно так. Случайно. Что тут искать. Я удивлен, что, живя в такой нищете у кожаных, ты еще не шатаешься от голода.

- Это моя территория!

- А я спорю что ли? Я ж говорю, что попал сюда волей случая!

- Оставаться не собираешься?

- Я? В таком загаженном свинарнике, где даже пожрать порядочному коту нечего? Зачем? – Тоша фыркнул, но глаза от рыжего не отвел.

- Точно?

- Клянусь своими шарандулами!

- Да кому они нужны? – рыжий сильно уменьшил амплитуду колебания хвоста.

- Э, не скажи! Там, где я постоянно обитаю, коварные двуногие приманивают красивых котиков и отвозят их к другим злым двуногим, которые отрезают котиковы шарандулы и забирают себе!

- Да ладно? Зачем? – рыжий успокоился и сел.

Тоша из встречной вежливости, прижал шерсть и немного опустил спину: - Это страшная тайна кожаных. Но точно, что не жрут они их. Может хранят, как какой-то талисман, на удачу?

- Глупцы!

- Поддерживаю!

- А как же котики без своих причиндалов потом живут?

- Скучно! А как же еще? Но сыто.

- Лучше впроголодь, но с причиндалами.

- Тоже согласен с тобой, коллега. Позволь представиться: Черный кот Тоша! Я тут с исследовательской целью изучаю местную архитектуру.

- Рыжий кот Жером. Но меня кожаные именуют Жирдяем.

- Мне даже странно, что на такой бедной кухне, у тебя сохранилась такая упитанная фигура. Мыши?

- Да откуда тут мыши? Не приживаются!

- Ловишь?

- Крысы их жрут! Вот крыс тут очень много.

- Ловишь?

- Глянь на меня, Тоша. Где я и где крысы?

- Но тут есть совсем нечего! Я слышал, что только капуста и крупы.

- Это для сидельцев в камерах. Одни кожаные мучают других кожаных, держа их в маленьких комнатах, почти без света. И морят голодом.

- Дикие!

- Согласен! – Жером, уже совсем успокоившись, облизал шёрстку на лапе.

- Так, что тут со жратвой? Мяса совсем нет?

- На этой неделе и не ожидаем. Пост. Двуногие жрут только растительную пищу.

- Обезьяны.

- Согласен, хоть и не знаю, что это такое.

- И чем ты питаешься в их пост?

- В охране есть пятеро арапов. Мусульмане. Эти этот пост не соблюдают. Свинину только не едят, а курятину уважают.

- Молодцы!

- Согласен. Только сегодня они уже все сожрали. Утром мне немного потрошков перепало.

- А что это вообще за место такое?

- Чудной ты кот, Тоша. Забрел, а сам не знаешь куда? Это тюрьма Иф. Ты в крепости на маленьком острове по среди моря. Вообще странно, как ты сюда попал? С корабля или рыбацкой лодки?

- Не важно. Главное, где и что можно пожрать?

- Согласен. Но ничего предложить не могу. Хотя… Есть один вариант. Сиделец тут есть один, придурковатый, но умный! Так двуногие из охраны говорят. Аббат Фариа, они его так зовут. Ему еды подкидывают сами служащие тюрьмы. Говорят, что он лекарь. Глянет в глаза и человек замирает. А еще он может приказать, что-то сделать и человек эти приказы выполняет.

- Глазами лечит? Странные! Пошли, нужную травку пожрали и вся хворь прошла.

- Это мы можем, а кожаные глупые. Жрут и пьют что попало, а потом хвори лечат.

- Так что там с этим аббатом? Жратва есть у него?

- Должна быть. Он добрый. Если я к нему попадаю, всегда что-нибудь дает. Мало, но дает.

- Жрать хочется!

- Пошли, я тебе покажу лаз, по которому к нему попасть можно. Сам пойдешь.

- А ты?

- Я ел. Там, в любом случае, для двоих будет мало. А зачем нам опять ссориться?

- Согласен. Пошли, Жаром.

Пробежав несколько коридоров и спустившись на два этажа, они протиснулись в нишу со сводчатым потолком, где сильно воняло плесенью.

- Тебе туда, - рыжий показал на узкую щель. – Как доползешь до перекрестка, сверни направо. Это к аббату будет.

- А налево?

- Там друг его обитает. Молодой, худой, лохматый. Они с аббатом друг к другу иногда тем лазом ползают. Аббат этот лаз долго копал. Ладно, пока. Я на берег схожу. Может волной какую рыбешку выбросит.

Тоша протиснулся в узкую щель и пополз вперед.

«- Тоша, ты был прав. Кухня – источник информации».

- А оно мне вот это все надо?

«- Ты, о чем?».

- Да вот так ползти по какой-то щели и пачкать шёрстку на пузике? Потом вылизывай!

«- Наука требует жертв».

- Твоя наука требует, вот ты жертвой и будь, а не котов используй. При чем, на их голодный желудок!

Четыре очень крупных серых крысы перегородили дальнейший путь. Они не мигая смотрели на Тошу своими красными глазками, скаля маленькие, но острые зубы.

«- Крысы!».

- А ты наблюдательный, Анатоль! Скажи еще мне, что их четыре.

Тем временем, крысы начали приближаться маленькими шажками. Тоша пятился назад, не отводя от них взгляд ни на мгновенье.

Позади раздался писк и быстро оглянувшись, кот увидел еще три крысы. В это мгновенье четверка бросилась вперед.

«- Вытаскивайте нас отсюда!».

***

Ну, что я вам скажу, Анатолий. Миссия практически была провалена. Ни с одним главным и даже второстепенным героем, познакомиться не удалось. Обзор тюремной кухни и рацион арестантов, вот и все полученные сведенья. За то, сколько было потрачено времени на обсуждения проблемы стерилизации котов! Мне и моим коллегам, а также, руководителям проекта, теперь будет очень трудно жить, осознавая, что наши домашние питомцы очень скучно живут без своих бубенчиков.

- Шарандул!

- Пусть будет – шарандул.

- Тоша пережил два нападения, между прочим. В прошлых экспериментах таких эксцессов не было.

- Мир жесток, Анатолий. И литературный мир, как выяснилось, не исключение. Тем не менее какой бы результат ни был, это результат. Полученные данные все равно требуют нашего дальнейшего исследования, а приборы корректировки. Спасибо, Анатолий. Я вам перезвоню. Ваш гонорар можно получить сейчас у ассистентов.

***

«- Не справедливо, Анатоль. Я работу работаю, а ты гонорары получаешь и на себя любимого тратишь».

- А не надо было ко мне в голову проникать. Жил бы спокойно, птичек ловил, рыбу тырил, за кошками гонялся. И мне бы спокойно жилось, без всяких психиатров и проводков на голове.

«- Сие, увы, от меня не зависело».

- А от кого?

«- А не скажу… Не знаю, потому что».

- А что ты знаешь о таких явлениях?

«- Нельзя говорить. Вы, кожаные, болтаете слишком много. Я тебе скажу, а ты помчишься этой тайной делиться с кем попало. Какая же это будет после тайна? Меня в порядочном обществе перестанут уважать».

- Я, в последнее время, только с тобой и общаюсь. Даже на работе меньше разговаривать стал. Ну, расскажи?

«- У котов девять жизней!».

- Ха! Тоже мне, удивил! Это все знают.

«- Не знают, а предполагают. А ты теперь точно знаешь, потому как, это я тебе сказал».

- И сколько у тебя их было?

«- Восемь. Жду девятый заход. Теперь понимаешь, в чем тайна?».

- Не совсем.

«- Ой, тупой! Ну почему мне такой тормоз достался? Девять жизней, это аллегория такая. У вас понимается, что коты живучие, потому, что им дается девять жизней».

- А как на самом деле?

«- У нас всего девять жизней. Вот я, Черный кот Тоша, появился в этом мире. Жил, жил и помер. Бывает. После этого я снова буду котом, но чуть позже и в другом теле. И так девять раз. А в промежутке между призывами, приходится временно квартировать в сознанье таких двуногих, как ты. Кому-то везет, а кому-то, как вот мне, не очень».

- А ты не в курсе, так только с котами или и с другими животными происходит?

«- Не. Не в курсе. Можно у людей тебе поспрашивать, которые в пять утра, вместо лежания в теплой постели, по парку гуляют. Может у них псина подселилась и требует по привычке утренних прогулок? Да кто ж тебе в таком признается».

- Теперь у меня есть объяснение странности в поведении некоторых людей. У несколько моих знакомых есть все признаки того, что тараканы, при чем такие огромные, племенные, подселились и их никуда призывать не собираются.

«- Таких кошечек и я знавал не мало. Но тебе с этим знанием лучше помалкивать. В психушку упекут и опыты будут ставить уже не за гонорар».

- И когда призовут?

«- Сие мне тоже не ведомо. Когда надо, тогда и призовут. Терпи».

- А потом, после девяти раз, куда попадешь?

«- Этого тоже никто не знает. Надеюсь, что это будет хорошее место».

- Кошачий рай, где много мяса, сметаны?

«- И рыб. Больших, маленьких, средних. Их можно даже больше, чем сметаны. Или поровну, но все же немного больше».

- Хорошо. Зайдем в «Водный мир». Куплю и поджарю мойвы.

«- Понюхаю!».