Глава 12 Папа пропал на фронте

Наталия Арская
ПАПА ПРОПАЛ НА ФРОНТЕ

 После ноябрьских праздников Сергей Александрович стал постоянно выезжать со своими спектаклями на фронт. Возвращался оттуда уставший, но довольный. Все его пьесы солдаты встречали с большим воодушевлением, и, как сообщала пресса, они положительно действовали на дезертиров: беглецы возвращались в строй и приводили с собой добровольцев.
Папа вел военный дневник и писал фронтовые заметки и статьи во все газеты Пролеткульта, городские и даже центральные: «Правду» и «Известия». Эти статьи и разные похвалы со стороны высшего начальства в адрес поэтического отдела Пролеткульта, театра и его руководства притупили страхи мамы об опасности. И когда он веселым голосом сообщил о длительной поездке на месяц-полтора их агитбригады на фронт, в район Пскова и Изборска, она была уверена, что они будут далеко от тех мест, где сейчас идут бои. Вместе с артистами они везли с собой агитаторов и лекторов. Помимо спектаклей планировались концерты, составленные из стихов, песен и танцев. Некоторые артисты сами напрашивались в такие поездки, чтобы получать дополнительные пайки. Жители города голодали и очень сильно.
Папа наряду с военными был приписан к воинской части, но не говорил об этом родным. Мама считала, что к нему это не относится, даже выданная ему военная форма ее не насторожила. Для Анны Михайловны он всегда был работником Петрокоммуны и идейным вдохновителем пролетарской культуры.
Перед каждой поездкой папа обычно показывал Алеше на карте то место, куда они уезжали. В этот раз ему было некогда. Все вечера он что-то писал, переделывал сценарий новой пьесы, готовил кому-то доклады для выступлений, перепечатывал их на машинке.
Дедушка сам развернул карту и показал Алеше направление, куда выезжала агитбригада. Внуку он ничего не сказал, но сердце его екнуло: эти места находились на самой передовой линии фронта, а силы противника, как сообщала недавно большевистская газета «Правда», намного превосходили силы молодой Красной армии, состоящей в основном из новобранцев и рабочих питерских предприятий.
Весь город уже был на военном положении. Каждый день тысячи людей вместо того, чтобы вставать к станкам, рыли окопы и строили укрепления.
Рано утром, перед тем, как уйти, папа прошел в комнату Алеши, хотел разбудить его, но тот крепко спал, подложив под голову правую руку. Сергей Александрович приложился щекой к его щеке, поцеловал и прошептал в ухо: «Алешка, я тебя очень и очень люблю. Тебя и маму! Не беспокойтесь за меня. Я скоро вернусь».
Когда Алеша проснулся, папы уже не было. Мальчик обиделся, что его не разбудили, надулся и ни с кем не разговаривал. Чтобы его успокоить, мама разрешила ему входить в папин кабинет, сидеть за его столом, рисовать или читать книгу, но ничего там не трогать. Папа может вернуться в любой момент.

*      *      *

Казалось, в их жизни ничего не изменилось. Мама работала в своем театре, дедушка занимался хозяйством и внуком. Иногда они совершали прогулки к своему старому дому или к Михайловскому замку. Возвращаясь вечером домой, Алеша был уверен, что сегодня непременно увидит папу. Но прошел месяц, второй, а Сергей Александрович не приезжал, и от него не было никаких известий.
Мама начала везде звонить и ходить по инстанциям. Там делали вид, что ничего не знают. В Пролеткульте даже не могли назвать людей, которые были в той фронтовой агитбригаде. Таких бригад много. Они приезжают и тут же уезжают обратно. Кто-то гибнет в перестрелках с немцами, кто-то заболевает тифом или новой болезнью испанкой, больных оставляют в местных больницах, мертвых – в моргах.
Папины друзья Мгебров и Чекан тоже выезжали со своим театром «Арена» на фронт. Виктория Владимировна подробно освещала их выступления в журнале «Грядущее». В последней статье она рассказала, как во время спектакля в Юрьеве немцы ворвались в город, зрители (бойцы) бросились в бой, а артистам пришлось бежать, побросав все костюмы и декорации. Они уехали оттуда с последним поездом.
Встретившись с мамой, Виктория Владимировна рассказывала об этих приключениях с восторгом. Им с мужем все это нравилось, было частью той стихии, которая называлась революция и которую они приняли с большой радостью, несмотря на гибель маленького сына. Революция требовала жертв, Котя стал такой жертвой вместе с другими героями, похороненными на Марсовом поле.
От Чекан мама узнала, что папа официально является красноармейцем и состоит на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате.
– Узнай, где находится ваш комиссариат, и сходи туда, – посоветовала Виктория Владимировна. – Там должны все знать.
– Странно, – сказал Михаил Андреевич, узнав об этом, – почему Сергей от нас все скрывал. Я еще удивился, что ему выдали военную форму, и он подарил Алеше буденовку.
– Не хотел нас расстраивать. Меня только возмущает, что он – работник Петрокоммуны, поэт и драматург пропал, и никому до этого нет дела. Заметь, что и поэты перестали к нам приходить, как будто чего-то боятся.
– Увы! – с горечью сказал дедушка. Он-то хорошо понимал, что такое отношение к Сергею, будь он хоть полковник или генерал, связано с родственниками его жены: мужем сестры Ольги Владимиром, братом Николаем и им самим, Михаилом Андреевичем, служившим когда-то у одних из Романовых управляющим. ЧК может придумать, что угодно, например, что Сергей помогает Михаилу Андреевичу и заинтересованным лицам спасти царскую семью и сбросить советскую власть. Недаром чекистский агент постоянно стоит напротив их подъезда и везде ходит за ним хвостом. Жизнь в семье Гордеевых могла сослужить большевику Лаврову плохую службу.
Пойти в военкомат маме посоветовала и Хенна. Пряча глаза и оглядываясь по сторонам, как будто их может подслушивать кто-то из посторонних, она объяснила маме, что все сведения о фронтовиках можно получить в военкомате.
– Но Сергей Александрович – не военный, – удивилась мама такой осведомленности девушки.
– Раз ему выдали форму, значит военный. И еще я видела у него наган.
– Наган? Где же он лежал и почему я не видела?
– Он его чистил перед отъездом, я случайно в этот момент вошла в кабинет.
Мама пошла в военкомат. На ней было светлое драповое пальто с лисьим воротником, скромное синее платье, кожаные сапожки на шнурках и меховая шляпа с вуалью – обычная одежда, в которой она теперь везде появлялась. Стараясь выглядеть как можно скромней, она не накрасила губы и не подвела брови, как обычно делала перед выходом на улицу.
Стоило ей войти в кабинет, как сидевший за столом человек в военной форме, видимо, из бывших царских офицеров, быстро вскочил, подвел маму к стулу и, вернувшись на свое место, выслушал ее стоя. Он сам и вызванные им два красноармейца тщательно просмотрели папки со списками работников культуры, пропавших без вести, пока, наконец, в одной из них не отыскали донесение командира 4-й части 5-й армии Западного фронта, в котором упоминалась фамилия поэта Волгина.
Анне Михайловне разрешили взять документ в руки и самой с ним ознакомиться, но она так волновалась, что долго не могла сосредоточиться. Поняла только одно: во время спектакля в Изборске в город ворвались немцы, и артисты вступили в бой вместе с бойцами 4-й части. Часть была полностью разбита.
К донесению прилагался список убитых, раненых и пропавших без вести. Имя Сергея Волгина числилось среди пропавших.
– Знаете, как бывает в бою, – с сочувствием сказал военком, – кто-то выжил и сумел выйти к своим, кто-то попал в плен. Так что, Анна Михайловна, надейтесь на лучшее. Прошло три месяца, это не так много для пропавшего человека. Бывает, что люди объявляются через два или три года. Так было в войну с германцами.
– Мне непонятно, почему ЧК выясняет у знакомых и сослуживцев моего мужа его благонадежность. Он вполне показал свою преданность советской власти до переворота и после, работая в Петросовете.
– Анна Михайловна, это вынужденная мера. Белогвардейцы активно работают в нашем городе, у них есть тут подпольные организации, верные люди, которые дают им нужную информацию, деньги, устраивают на заводах диверсии. Мы все постоянно должны быть начеку. Вашего мужа проверяют, как и всех, кто попал в плен. Есть такая установка свыше.
Военком услужливо проводил ее до двери и держал открытой, пока мама не вышла в коридор.
Анне Михайловне было непонятно, почему ей об этом не рассказали папины друзья из Пролеткульта или сослуживцы из Петрокоммуны, наверняка все знавшие. В последнее время они все перестали им звонить и приходить в гости, а встретив ее в театре или на улице, отворачивали голову или переходили на противоположную сторону. Она не придавала этому особого значения: мало ли куда люди спешат или не хотят выслушивать ее жалобы. Та же Чекан ей разъяснила, что ЧК подозрительно относится к тем, кто пропадает без вести; по их мнению, они переходят на сторону врагов, становятся шпионами, диверсантами или пробираются к белым.
Маме стало ясно: люди боятся ЧК. О зверствах в ее застенках рассказывают страшные вещи. Недаром в Петрограде недавно убили ненавистного всем председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого.
Как-то поздно вечером к ним домой пришли поэты Семенов и Брагин. Их принимала одна мама. Молодые люди записались добровольцами в РККА и пришли к ним попрощаться. Поэты признались, что их тоже вызывали в ЧК, хотя они не были ни в одной поездке с Сергеем Александровичем.
– Помните, какую замечательную постановку Сергей Александрович сделал на 7 ноября? – говорил Николай Семенов. – Такой человек не может быть врагом народа. Мы так и говорили с Гришей в ЧК. Да им, Анна Михайловна, бесполезно, что-либо доказывать.
– А что они еще спрашивали?
– С кем он среди студийцев больше общался, о чем они говорили, как отзывался о советской власти?
– Как он мог еще отзываться, если он несколько лет был членом Петросовета и сейчас им является? – возмутилась мама.
– У них есть записи свидетелей, которые слышали, как он осуждал продотряды и расстрелы крестьян за укрывание хлеба. Расспрашивали о вашем брате Николае Гордееве. Мы даже не знали, что тот самый Гордеев – ваш брат.
– Боже мой, какое недоверие к людям. А стихи Сергея, его пьесы? Сам Ленин предлагал печатать его стихи в «Правде» еще при царе и распространять в армии, считая их лучшей агитацией за большевиков.
– Анна Михайловна, мы верим, что Сергей Александрович жив и скоро вернется. Жаль, Алеша спит, мы принесли ему подарок.
Они протянули коробку с набором мушкетеров – любимых Алешиных героев. Все в голубых плащах с серебряными крестами, в шляпах с перьями, сапогах с отворотами и со шпагами. Их было восемь штук – трое на конях, остальные пешие в разных позах. Таких элитных солдат французского короля Людовика VIII делали за границей, и ребята могли их приобрести или обменять на что-то дорогое на черном рынке. Маму так растрогал этот подарок, что она расплакалась.
– Спасибо, ребята, – сказала она, вытирая слезы. – Алеша будет рад такому подарку. И меня вы вернули к жизни. Можно я вас расцелую и перекрещу? Я все еще верю в Бога.
Она расцеловала их и перекрестила.
– Берегите себя и пишите нам письма. Адрес наш знаете.