Что такое гордыня?

Игорь Устичев
                На эту тему написано столько, что и представить невозможно. Ее не обходили в своих трудах и святые отцы, и учителя Церкви, и ведущие богословы прошлого и настоящего. О ней не говорил только ленивый из числа богословствующих. Не иссякающий интерес к ней обусловлен простым фактом: причиной грехопадения, по учению Церкви, была гордыня, которая сподвигла первого Ангела Света Люцифера восстать против Бога. Дальше все известно: денница стал дьяволом, который искусил наших праотцов. Они пали и через них в мир вошел грех, с которым пришла смерть. Смерти и греху стали подвержены все люди от Адама и Евы и до наших дней. Человек был создан для вечной Жизни, а не для смерти, поэтому в нем заложена тяга к жизни, которая является главной движущей силой его существования. Соответственно, понять, что такое грех, причиной которого стала гордыня – естественное желание всякого философствующего ума, ибо это вопрос жизни и смерти. Какие только значения не приписывают гордыне: от непослушания старшим до нежелания следовать в геенну вслед за остальными. Нам важно разобраться в этом вопросе, потому что от него зависит спасительная жизнь каждого.  Если обобщить многочисленные определения гордыни, то ей можно дать такое толкование: это свойство, которое превозносит человека в его собственных глазах над всеми остальными и над всем остальным. И если исходить из такого понимания рассматриваемого греха, то возникает множество непростых вопросов. Самый главный из них – как и почему это свойство возникает? Бог создал человека чистым и неповрежденным, не зараженным никаким злом и пагубным свойством. Грехом гордыни его заразил дьявол в райском саду, который, искушая наших прародителей, как яд впрыснул в их души гордыню. Если проанализировать грехопадение Адама и Евы, то можно заметить, что их падение, или первородный грех по учению блаж. Августина, было вызвано не столько желанием вкусить запретный плод, сколько стать «аки боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Это желание возникло вследствие гордыни, разлившийся в душах наивных Адама и Евы. Откуда это свойство появилось у виновника всякого зла – дьявола, мы подробно рассматривали в статье «Падение Люцифера», и пытливый ум может к ней обратиться. Мы же вернемся к нашим праотцам. Желание стать как боги, было обусловлено с одной стороны – любопытством, т.е. желанием подсмотреть в замочную скважину на то, что может видеть только Бог, а с другой – желанием уровняться с Ним по силе и могуществу. Мало было Адаму и Еве той власти, которую они получили над всей землей растительным и животным миром, так они захотели еще большего. Этим впоследствии заразилась вся природа падшего человека. Гордыня – это семечко горчичное из известной притчи Христа, но только наоборот. Иисус говорит о семени горчичном, как о добродетели, из которой вырастает путь в Царствие Небесное, а гордыня – семя первородного зла, которое ведет в царство дьявола, т.е. на землю, а затем низвергает в преисподнюю. Как от доброго семени вырастают многочисленные ветви добра, так от злого – многочисленные тернии греха. Вся наша греховная природа имеет своим основанием гордыню, спасает от которой только смерть. В том уникальность смерти, и неисповедимый Промысел Божий к падшему человеку и состоит, что через грех в мир вошла смерть, и через смерть уничтожается грех. Именно поэтому Бог сделал Адама и Еву смертными, чтобы через вечную жизнь, каковой они обладали в раю, грех тоже не стал вечным. Как писал св. Ириней Лионский в своей работе "Против ересей": "Смерть - конец греха". Поэтому, как не парадоксально, но грех убивает сам себя через смерть, которую он же и породил – человек престает грешить только со смертью. Так, как же понимать «гордыню» на нашем бытовом уровне? Мы уже выяснили, что жить и не грешить человек не может, поскольку заражен грехом от наших прародителей. Поэтому каждый, кто говорит брату своему: в тебе гордыня, гордыня тебя обуяла, смири гордыню и т.д. и т.п. – лжец и фарисей! ибо обвиняет другого в том, чем сам заражен. Особенно много таких среди клириков самого разного звания и чина. Это обусловлено профессиональной деформацией их психики, поскольку трудно не согласить с главным атеистом и пьяницей К. Марксом, что: «Бытие определяет сознание». Поэтому современное церковное и монашеское бытие определяет их сознание так, как определяет. Обвинять человека в гордыне – все равно, что обвинять его в появлении на свет Божий. Своими силами искоренить основу греха человек не в силах. Любой физик или математик скажет, что сама себя никакая система изменить не в состоянии. Для это нужно воздействие извне. Так и человек не может сам в себе убить гордыню, а значит рождался жил и умирал, зараженный грехом, за что и подвергался осуждению в геенну. Так было до Боговоплощения Христа. Для спасения Своего творения Бог направил в мир Единородного Сына, ибо только Тот, Кто создал систему под названием «человек», может ее изменить и исправить. Но Сам по Себе Христос тоже ничего не может, потому что без воли человека, без апостольского вопля: «Господи, спаси мя!» (Мф.14:29), спасение невозможно. Грех, живущий в нас, – цепи, которыми прикован к земле от превозношения, а значит и от проявления гордыни человек. Не будь греха, а точнее его переживания в себе, никто не спасся бы. Все бы в мечтаниях и превозношениях своих «улетели бы на небо», т.е. пали бы в бездну греха, в объятия дьявола. Путь к избавлению от гордыни, а значит и всех остальных грехов, которые как звенья одной цепи связаны с ней, только один: искренняя и чистая вера, покаяние, приложение усилий к исполнению заповедей, сострадание и любовь к ближнему. Эти качества не могли бы развиться в человеке, если бы не этот грех. Как гордыня является матерью всех грехов, так любовь, из которой вытекает покаяние, является матерью всех добродетелей. А покаяние возможно только при осознании своей греховности. Правильно понимание гордыни необходимо, чтобы, во-первых, – не впасть в отчаяние от неизбежности погибели, и во-вторых – видеть путь избавления и спасения. Св. Иоанн Златоуст говорил, что все грехи мира от его создания являются маленькой искрой брошенной в море Божественной любви. Гордыню и, грехов из нее вытекающих, не нужно бояться. С ними нужно бороться, а их вражда против человека – надежный якорь, удерживающий от бездны погибели. Зная и понимая свою греховную природу, любомудрствующий человек возлагает всю надежду спасения исключительно на Бога и Его океан любви, которая покрывает все. (1Кор. 13:7)