Сергей Александрович Мартинсон первая часть

Борис Пономарев 3
Сергей Александрович Мартинсон (первая часть)

В своем недавно опубликованном повествовании, посвященном любимому мной выдающемуся советскому актеру и режиссеру Эрасту Павловичу Гарину, я написал, что впервые в своей жизни увидел его в годы Великой Отечественной войны на экране одного из кинотеатров моего любимого Ташкента, в котором я имел счастье родиться еще в довоенном 1938 году. То же самое произошло и с первым моим знакомством с творчеством не менее любимого мной превосходного актера Сергея Александровича Мартинсона. Замечательный детский фильм-сказку «Золотой ключик», созданный в 1939 году на киностудии «Мосфильм» уже известным тогда кинорежиссером Александром Лукичем Птушко по сценарию Алексея Николаевича Толстого и Людмилы Ильиничны Толстой, я посмотрел примерно в то же время, что и фильм с участием Эраста Павловича Гарина, и даже в том же самом летнем кинотеатре ташкентской детской технической станции, находившейся в Краскомовском переулке улицы Жуковского. В этом фильме Сергей Александрович Мартинсон изумительно сыграл роль своего рода «нечисти» по имени Дуремар — отвратительной личности с неприятной и даже отталкивающей внешностью, злобной и вредной, занимавшейся вылавливанием в болоте пиявок для их последующей продажи людям в лечебных целях. Я на всю жизнь запомнил его вопли: «Пиявки, пиявки, пиявки!». И хотя Дуремар был подлым и мерзким человеком, игравший его роль Сергей Александрович Мартинсон настолько талантливо высвечивал в фильме все его мерзопакостные качества, что зрителям сразу становилось ясным и понятным наличие у него феноменального актерского таланта. Понял это и я, хотя тогда был еще совсем юным зрителем, и запомнил этого потрясающего артиста на всю жизнь. По моему мнению, никто из самых знаменитых в то время актеров не смог бы сыграть эту роль лучше, чем это осуществил С.А.Мартинсон.

Так уж случилось, что в конце 50-х — начале 60-х годов мне неоднократно приходилось бывать в Москве, где я останавливался у своих родственников, живших в самом центре столицы на Петровке. Когда я выходил по утрам из их дома, то почти всегда встречал Сергея Александровича Мартинсона, жившего, судя по всему, неподалеку от моих родственников, который с бидончиком в руке явно направлялся за молоком в один из близлежащих продовольственных магазинов. 

Должен сказать, что в его облике абсолютно ничто не напоминало чрезвычайно нескладного Дуремара, носившего убогую, жалкую одежонку. Навстречу мне всякий раз энергичной быстрой походкой направлялся невероятно элегантный, лощёный джентльмен, аристократ до мозга костей, от которого во все стороны, как лучи от Солнца, исходили волны чувства собственного достоинства. Он всегда был одет в превосходно сидящий на нем, безукоризненно пошитый и тщательно отглаженный модный костюм с неизменным галстуком-бабочкой, а на ногах были великолепные штиблеты, начищенные до зеркального блеска. И все это имело место, несмотря на ранний час! Такое отношение человека к своему внешнему виду очень многое говорило о нем, и я счастлив до сих пор в связи с тем, что мне довелось тогда увидеть этого замечательного актера и человека вживую. Это окончательно упрочило мое мнение, что Сергей Александрович являлся совершенно неординарной личностью, перфекционистом, стремящимся все в своей жизни доводить до совершенства.

Как я выяснил впоследствии, такого рода личные качества появились у него вовсе не случайно. Они были напрямую связаны с его происхождением и детством. С.А.Мартинсон родился в богатой аристократической семье 25 января (6 февраля) 1899 года. Его отец Александр Александрович Мартинсон, шведского происхождения (шведом из знатного шведского рода являлся дед Сергея Александровича), был по профессии инженером-строителем, владел известной карандашной фабрикой «Мартинсон и Ко», но попутно успешно занимался коммерцией, поставляя, в частности, драгоценные камни императорскому двору, а мама Феодосия Александровна, урожденная Петрова, была русской дворянкой. Семья жила в самом центре Санкт-Петербурга в особняке на Миллионной улице. Поскольку его родители обожали театр, они с удовольствием брали Сергея с собой — и в оперу, и в балет, и в драму, и в кабаре. На следующий день в гимназии он не только подробно рассказывал одноклассникам обо всем увиденном при очередном посещении театра, но и во всех деталях демонстрировал, как играли те или иные роли понравившиеся ему актеры, при этом копировал их игру настолько талантливо, что доставлял тем самым огромное удовольствие своим товарищам по учебе, поскольку у них сразу возникала полная иллюзия того, что они сами присутствовали на данном спектакле. Сергей часто говорил им, что «театр представлялся ему сказочным волшебством, полным загадочного очарования». В гимназии он играл в театральной студии. Я думаю, что все это и предопределило в дальнейшем выбор им актерской профессии, хотя его родители надеялись на то, что их любимый сын станет инженером. В то время Сергей занимался также музыкой и изучением иностранных языков. Судя по всему, у него явно были великолепные лингвистические способности, так как он в совершенстве овладел немецким и французским языками. 

После окончания гимназии и двух лет службы в Красной армии, он поступил учиться в Ленинградский институт сценических искусств, который окончил в 1923 году. Сергей Александрович стал выступать на эстраде, был актером нескольких театров, мюзик-холла. Однажды его выступление увидел Всеволод Эмильевич Мейерхольд и тут же пригласил на работу в свой театр. Сергей Александрович без колебаний согласился и, покинув северную столицу, перебрался в Москву. В результате, его биография оказалась тесно связанной с Государственным театром имени Мейерхольда (ГосТИМом), в котором он стал одним из ведущих актеров, поскольку у С.А.Мартинсона имелись чрезвычайно нужные для театра Мейерхольда качества: музыкальность, пластика, мимика и чувство ритма, а сам Всеволод Эмильевич Мейерхольд на всю жизнь стал его кумиром. В ГосТИМе Сергей Михайлович проработал до 1938 года.Очень скоро к нему пришла слава. Критики весьма позитивно комментировали его мастерство: «Мартинсон убедителен и неповторимо оригинален как в области водевиля и ядовитой сатиры, так и в мире поэтической сказки, в образе героя лирической комедии, в образе героя психологической драмы. Он органически сочетает в одном образе комедийное с трагическим». Когда ГосТИМ в 1930 году побывал на гастролях со спектаклем «Ревизор» в Париже, публика валом валила на эту постановку и, увидев в «Ревизоре» С.А.Мартинсона в роли Хлестакова, стала называть его русским Чарли Чаплином.

Безжалостное закрытие ГосТИМа, произошедшие вслед за этим арест В.Э.Мейерхольда и его гибель стали для С.А.Мартинсона страшной трагедией. После этих событий все предвоенные годы Сергей Александрович играл в Театре Революции и продолжал сниматься в кинофильмах в острохарактерных ролях (впервые он снялся в кино в 1924 году в фильме режиссеров Леонида Захаровича Трауберга и Григория Михайловича Козинцева «Похождения Октябрины», в котором сыграл роль Кулиджа Керзоновича Пуанкаре).

Большой удачей  Сергея Александровича, как я уже написал выше, была роль Дуремара в «Золотом ключике», а затем он сумел повторить успех своим участием в фильме «Антон Иванович сердится», снятом в 1941 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Александром Викторовичем Ивановским по сценарию Евгения Петровича Петрова и Георгия Николаевича Мунблита. С.М.Мартинсон чрезвычайно талантливо сыграл в данном фильме роль горе-композитора, бездаря и халтурщика Керосинова, «работавшего» над созданием претенциозной аранжировки фольклорной песни «По улице ходила большая крокодила; она, она зеленая была».

 А вскоре началась Великая Отечественная война. Кинорежиссер Сергей Иосифович Юткевич на второй день войны решил создать фильм «Новые похождения Швейка», сатирически показывающий фюрера Адольфа Гитлера, причем роль бесноватого Адольфа Шикльгрубера должен был сыграть Сергей Александрович Мартинсон, так как именно у него, по мнению данного режиссера, имелись все необходимые качества для того, чтобы сделать это самым наилучшим образом. С.А.Мартинсон дал согласие на участие в этом фильме, но до начала его съемок стал успешно сниматься в антифашистских «Боевых киносборниках» №6, №7 и №11, которые вышли на экраны страны в 1941 и 1942 годах, причем в «Боевом киносборнике» №7 он впервые сыграл роль Адольфа Гитлера, а также в антифашистской кинокомедии 1942 года «Швейк готовится к бою».  Кинолента «Новые похождения Швейка», в котором С.А.Мартинсон сыграл роль фюрера во второй раз, вышла в кинопрокат в 1943 году в качестве продолжения фильма «Швейк готовится к бою». В третий раз он сыграл роль Адольфа Гитлера  уже после войны, в фильме режиссера Игоря Андреевича Савченко «Третий удар», снятого на Киевской киностудии и вышедшего в прокат в 1948 году.  

Во всех указанных фильмах, в которых роль Адольфа Шикльгрубера исполнял Сергей Александрович, фюрер вызывал смех и омерзение, он заставлял советских кинозрителей поверить в то, что этот «недочеловек», одержимый манией величия, не может быть непобедимым, поэтому война обязательно закончится так, как пообещал  22 июня 1941 года Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В.М.Молотов в обращении к советскому народу в связи с началом войны: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!».

Сведения о таком исполнении С.А.Мартинсоном этой роли настолько сильно разозлили Гитлера, что он объявил о включении Сергея Александровича  в черный список его личных врагов, которые должны быть немедленно повешены после пленения, и за его голову была назначена огромная сумма денег. Насколько мне известно, в этом черном списке деятелей культуры и искусства были такие знаменитые люди, как актер и режиссер Чарльз Спенсер Чаплин, включенный в него за пародию на Гитлера в фильме «Великий диктатор», диктор Всесоюзного радио Юрий Борисович Левитан, невероятно популярный в нашей стране человек, вина которого состояла в том, что он читал по радио военные сводки Совинформбюро и приказы Верховного главнокомандующего И.В.Сталина, а также писатель, поэт, журналист и общественный деятель Илья Григорьевич Эренбург за то, что, будучи корреспондентом газеты «Красная звезда», написал для нее, для других газет и для Совинформбюро около 1500 пропагандистских антифашистских статей. Думаю, что находиться в этом черном списке вместе со столь прославленными деятелями культуры и искусства, было для С.А.Мартинсона чрезвычайно почетным делом. 

А жизнь в нашей стране продолжалась, и становилось ясно, что помимо патриотических, пропагандистских, антифашистских фильмов советскому народу требовались и обычные художественные фильмы, причем наибольшая потребность ощущалась в комедийных и музыкальных фильмах для поднятия настроения населения, естественно, с участием «актера повышенного спроса» Сергея Александровича Мартинсона. И такие фильмы начали создаваться. В 1944 году на Свердловской киностудии были завершены съемки художественного фильма «Сильва», поставленного режиссером Александром Викторовичем Ивановским по оперетте венгерского композитора Имре (Эммериха) Кальмана »Королева чардаша» («Сильва»). Либретто этого фильма было написано Михаилом Николаевичем Долгополовым и Григорием Марковичем Яроном. Премьера данной картины состоялась 13 ноября 1944 года в Свердловске, а в феврале 1945 года — в Москве. Один из первых его показов был организован в Будапеште, столице Венгрии, откуда родом был автор оперетты Имре Кальман. В это время он находился в США и, когда узнал о таком событии, прислал туда трогательную телеграмму: «Я счастлив, что на улицах нашего Будапешта вместо страшной гитлеровской пропаганды и маршей будут звучать прекрасные венгерские мелодии».

Сергей Александрович Мартинсон сыграл в данном фильме роль Бони, графа Конислау. Роль главной героини сыграла Зоя Александровна Смирнова-Немирович, солистка (сопрано) московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.  

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев