Олег Вещий

Равиль Байбурин
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда…
А. С. Пушкин.


       Князь Олег по прозвищу «Вещий» (т.е. кудесник, чародей, волшебник, знающий будущее, умеющий предвидеть события и находить выход даже из самой, казалось бы, невыгодной ситуации) принадлежит к числу наиболее загадочных личностей древнерусской истории.
Это был князь-легенда, князь-загадка…
         В жизни этого великого правителя тайн хватило бы на десятерых…
 Хитрый и жестокий варяг, он пришёл на Русь как наёмник.
Пришёл,  чтобы, в конце концов, стать одним из самых русских князей.
Великий правитель, великий воин, мудрец на троне, князь-волхв, жрец Перуна:
• С успехом продолжил Дело, начатое Рюриком.
• Железной рукой собрал разобщённые славянские племена воедино перед лицом внешней угрозы – Хазарского каганата, растущей мощи Запада и происков Византийской империи.
• И создал единое древнерусское государство.
• Завоевал новые земли.
• Укрепил обороноспособность городов, подвластных территорий
• «Отмстил неразумным хазарам».
• И прибил свой щит на врата Царьграда, заставив гордую Византию признать Русь равной в договоре 911 года.
• Он правил так долго, что многие стали считать князя не только Вещим, но, едва ли, не бессмертным.
         
***

Мы не знаем ничего о его социальном происхождении – князь он или знатный дружинник.
Не знаем и о его отношениях (в частности, семейных) с Рюриком и сыном последнего - Игорем.
Кем конкретно он был?
 Откуда происходил?
 Кто были его предки?
 Эти вопросы остаются открытыми и с большой вероятностью за давностью лет найти на них ответы уже невозможно…

• Новгородская первая летопись младшего извода считает, что Олег был не князем, а простым «воеводой», пользовавшимся доверием правителя. Следовательно, он не состоял с ними в кровном родстве.
 
• Иоакимовская летопись называет Олега варягом, и утверждает, что он приходился Рюрику шурином – братом жены Ефанды, которая была «дoчерь князя Урмaнскoгo».

• Раскольничья летопись именует Олега «вуем», дядей Игоря по матери.

• Наконец, один из летописцев XVII века называет его племянником Рюрика.

• А кое-кто из исследователей считает, что Олег был младшим братом Рюрика.

         Вероятнее всего, Олег не принадлежал к семейству Рюрика. А просто узурпировал власть при помощи преданной ему дружины, сделав Игоря игрушкой в своих руках.

         Премудр и мужествен был этот легендарный князь, осторожен и смел, расчётлив и отчаян, смекалист и талантлив, прозорлив и дальновиден, жесток и беспощаден.
Прославлен был своей отвагой, решительностью, мудростью, хитроумием и проницательностью.
Удачлив был князь в воинских делах.
Великий князь отлично владел наукой – «удивил – победил».
 В народном представлении он обладал какими-то нечеловеческими знаниями и сверхъестественной силой.
 Таким его образ сложился и в легенде, на основе которой А. С. Пушкин написал свою знаменитую поэму «Песнь о вещем Олеге».
         
О детских годах Олега нам практически ничего неизвестно. По данным летописи, он был князем в Новгороде и в 879 году стал правителем Руси после смерти Рюрика.
По существу же, Олег был регентом. Поскольку от Рюрика остался малолетний сын Игорь.
Тут надо сказать, что на момент прихода к власти Олега, как такового Новгорода ещё не существовало. А имелось 3 селения, окружённых городской крепостью, которая была построена ещё в IX веке.
Именно крепость в те времена именовали «городом».
Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в Старгороде.

1. Поход на Киев.

Возглавив Северную Русь, князь Олег не стал сидеть сложа руки.
А сразу же продолжил дело своего предшественника – объединение славяно-русских земель в единую державу.
После того, как власть попала в его руки, он задумал  овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию.
И в 882 году Олег предпринял поход на Киев, тщательно подготовив его.
Он собрал большую рать, куда вошли представители всех подвластных Новгороду народов. Здесь были ильменские словены, кривичи, чудь, меря, весь. Ударную силу его войска составила варяжская дружина.   
         Олег двинулся по водному пути с войском.
Он хотел не просто обогатиться за счёт очередного похода, а создать новое владение, скреплённое единством власти.
         Олег взял главный город кривичей Смоленск.
Утвердившись там, он пошёл вниз по Днепру и взял Любеч - город северян.
Князь оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надёжных, опытных воевод, а сам пошёл дальше.
Он  на ладьях спустился к Киеву.
Олег знал, что силою нелегко будет взять этот город. Ведь там были опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая.
Поэтому, не рассчитывая взять сильную крепость штурмом, князь пошёл на военную хитрость. Точнее говоря, он действовал, как мы бы сейчас сказали, вероломно. Он прикинулся не тем, кем был на самом деле.
Своё войско он оставил позади, а сам с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки - купцы варяжские - едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам.
 Аскольд и Дир, не подозревая о ловушке, явились на берег Днепра.
 Но вместо купцов навстречу им вышел князь Олег с маленьким княжичем Игорем на руках: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, – сказал он и указал на Игоря. – А это сын Рюрика!»
Аскольда и Дира не пощадили -  они были тот час отправлены к праотцам.
Но похоронили почётно на горе…

• Вот что об этом писал знаменитый русский историк Н. М. Карамзин:
 «Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооружённых ратников в ладьях и велел объявить государям Киевским, что варяжские купцы, отправленные князем новгородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег; воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: «Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь и, показав Игоря, примолвил: «Вот сын Рюриков! Сим словом осуждённые на казнь, Аскольд и Дир, под мечами убийц, пали мертвые к ногам Олеговым…»

• В одной поздней летописи встречаем другую версию событий: Олег прикидывается больным, ложится в ладью и посылает к Аскольду и Диру со словами:
 «Я гость подугорский, и иду в Греки от Олега князя и от Игоря княжича и ныне в болезни есть, и имею много крупного и драгоценного бисера и всякого узорочья, ещё же имею нечто сказать вам из уст в уста».
 Пришедших к нему Аскольда и Дира убивают прямо в ладье. Но эпизод с переодеванием воинов отсутствует.

         Вот так князь Олег утвердился в Киеве: заманив тамошних правителей Аскольда и Дира на званый обед и там, их зарезав.
То есть, в результате дворцового переворота.

• Таким образом,  как писал украинский историк Н. Ф. Котляр:
«Удачливый кондотьер, предводитель лихой дружины (надо полагать, мало отличавшейся от разбойничьей шайки) устранил наследственных киевских князей Аскольда и Дира (точнее, одного из них) и принялся самовластно править в Киеве».

          При этом народ киевский принимает это известие совершенно спокойно. Не возникают ни восстания народных масс, ни протесты местной аристократии.
 Возникает вопрос:
 Почему?
Ответ таков. После принятия Аскольдом и его старшими дружинниками христианства, в среде населения Киева сформировалась стойкая оппозиция из племенной верхушки, волхвов и народных масс, недовольных, прежде всего,  угрозой новой религии. Потому как эта новая религия отнимала у них старых богов, древние обычаи, обряды, традиции. Все они хотели, чтобы в Киеве правил языческий правитель. Правитель, который бы не затрагивал их интересов, не разрушал бы старой веры в естественных «богов» - Ярило, Дождьбога, Стрибога, Перуна и других. Потому и не оказала Аскольдова и Дирова Русь сопротивления Новгородской Руси. Таким образом, получается, что Олег не просто захватил княжеский престол, но занял его в согласии с желаниями киевлян.

• Наталья Павлищева:
         «…Город, враз оставшись без князей, не успел понять, как оказался во власти сильного, хитрого Олега.
         Киевляне смотрели на нового князя, задирая головы, - велик, мощен. Выжигать не стал, дани не потребовал, чего хочет, непонятно. Киевские бояре собрались по зову князя, ждали, что скажет, какую виру потребует за свой приход. Что Аскольда с Диром убил, то мало кого беспокоило, и без них найдутся, князь своего посадит.
         Олег вышел к боярам твёрдой поступью, рядом с ним Игорь казался мелким, хотя был тоже высок для своих лет и строен. Сразу было ясно, кто за кем ходит. Хищные, цепкие глаза князя оглядели сидящих перед ним людей, ни одного не нашлось, кто выдержать взгляд смог, все очи долу опустили. Хмыкнул Олег в усы, но так, чтоб не услышали, сказал, что убиты Аскольд и Дир, что им тризну справить надобно. Так сказал, точно и не он убил, точно заслуга это. И снова посмотрел, ожидая сопротивления. Но никто не противился, все вмиг поняли, что перед ними Хозяин, что под него голову клонить надобно. Воли княжеской покорились, ждали, что дальше скажет. А Олег объяснять ничего не стал, распорядился, чтоб тризну готовили, а про то, что с Киевом дале будет, ни слова.
         Побоялись киевские бояре, что потравит их на тризне пришлый новгородский князь, только Олег и это предвидел. Сказал, чтоб сами тризну правили, он вмешиваться не станет. Жутковато было боярам, слыхали они про то, что в Новгороде князь вместе с Рюриковичем сидит точно волхв. Всё наперёд знает.
         После тризны снова собрал Олег бояр да воевод киевских, навис над ними своей тушей, глазами сверкнул. Затаились те, ждали, что скажет, а он молчит, точно сам ждёт, кто первый не выдержит. Дождался, крякнул боярин Улеб, осторожно спросил:
         - Не гневись, княже, спросу. Далече плыть-то собрался?
         Олег смотрел на него так, словно внутрь влезть хотел, боярин на что уж не маленький. А даже съёжился под этим взглядом, мысли мелькнули: «Волхв он, как есть волхв!» Не торопился отвечать новгородец, оттого киевлянин добавил:
         - Может, помощь в чём нужна? Скажи, соберём враз…
         Загудели киевские бояре, верно сказал Улеб, хитро. Вроде и князя не обидел, и спросил, надолго ли к ним.
         Да только ответил Олег не то, что ждали, захохотал так, что у бояр уши позакладывало:
         - Далече?! Помощь?! Ну, сбирайте, пригодится… А идти никуда не пойду, здесь останусь! – Показал на Игоря: - Вот вам Рюриков сын, он княжить станет! – Скромно потупил глаза. – А я при нём посижу до срока, пока не подрастёт.
         Никого не обманули опущенные долу глаза Олега, в них читалась жёсткая воля и усмешка. Хозяин пришёл в Киев! И покорился ему славный град, почуяв твёрдую руку и ясный ум. С тех пор и до смерти Олега ни разу не пожалели киевляне, что встали под князя, хотя и жёсткой рукой правил. Много голов полетело да много хребтов поломал».
(Из книги «Вещий Олег»).

         Олег, увидев, как удобно расположен Киев, как он богат, красив и надежен, перенёс в него столицу из Новгорода и сказал:
«Да будет Киев матерью городам русским».
 В переводе на современный язык это означает, что он провозгласил Киев столицей всех подвластных руссам земель.
А произошло это в 882 году.
То было эпохальное, поистине переломное событие в истории Древнерусского государства: Север сливается с Югом. Правда, насильственным образом.

• Советский историк Б. Д. Греков отмечал:
«Гранью, и весьма существенной в истории Руси, является объединение Новгорода и Киева, то  есть  Славии и Куявии, в одно, большое государство».

С того времени и стало единое восточнославянское государство,  которое вошло в учебники истории, как Древнерусское государство, или Киевская Русь.
Названия условные, т. к. сами жители державы называли её Русской землёй, Русью.
 
         Овладев киевским престолом, Олег сразу же погрузился в государственные заботы.
Важнейшими из них стали:
        -   Освобождение от власти хазарского каганата.
        -   Подчинение Киеву восточнославянских племён.

2. Дела и поступки.

Новый князь был не просто воином, полководцем.
Он был ещё и государственным деятелем, мудро и последовательно занимающимся обустройством своей земли.
 
• Он сразу же занялся строительством городов и острожков.

 Этим самым Олег старался утвердить свою власть в покорённых местах и, одновременно, создать действенную защиту от набегов степняков.
Установив дань для северных племен, князь начал подчинять себе племена славян, жившие к востоку и западу от Днепра.
-   Первым делом он пошёл на древлян (союз племён, живший в украинском Полесье).
Древляне были покорены и обложены данью – с дома брали по чёрной кунице.
-   В 884 году Олег начал войну с северянами и подчинил их Киеву.
Северяне заселяли территории современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей и платили дань Хазарии.
-   В 885 году наступил черёд  радимичей (союз радимичей проживал в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению реки Сож и её притоков).
Таким образом, 2 союза племён – северян и радимичей, были освобождены от власти хазар.

В итоге, князь Олег сумел:
• покорить многочисленные разрозненные племена (древлян, северян, кривичей, радимичей, полян, словенов),
• собрать их под свою руку,
• сплотить вокруг Киева,
• обложить данью.
 Кстати, данью, вполне посильной. Потому и платили её братья славяне, не возмущаясь и не бунтуя.

• Наталья Павлищева:
«Олег действительно правил кнутом и пряником, куда отправлял дружинников да сам ходил, наказывая, в других местах судил по справедливости, не жалея богатых и не давая спуску никому, а куда и хлеб отправлял, помочь в голод. Ежели беда какая у племени, от хазар или ещё от кого, так и дань уменьшал, чтоб на ноги встать могли».
(Из книги «Вещий Олег»).

• Олег добился согласия о союзнических отношениях с белыми хорватами, тиверцами и волынянами (проживали от нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря, в междуречье Днестра и Прута, а также у Дуная).

• Он увеличил территорию государства за счёт земель племён неславянского происхождения (меря, весь, чудь).

• Олег заключил мирное соглашение с варягами.
И, чтобы оградить своё государство от их нападения, обязался уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен.
Спрашивается, зачем?
А для того, чтобы на северо-западных границах Руси был мир.

• Вёл он длительные победоносные  войны с хазарами.
С хазарами, которые постоянно угрожали восточным славянским племенам и заставляли их платить дань.
 Все знают стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», где рассказывается об одном из таких походов:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам;
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам...
         Военный успех сопутствовал Олегу.
Он нанёс ряд поражений хазарам.
 Разрушил их порты на Каспии.
Перестал платить им дань.
И те при нём не осмеливались покидать пределы своих степей.

• Для защиты рубежей государства по всей протяжённости границы были сооружены «заставы» - специальные укрепления, на которых несли службу караулы дружинников.

• Успешно воевал князь с болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

• Правда, были у него не только одни победы. На рубеже IX-X веков Олег потерпел чувствительное поражение от венгров (угров).
В это время их орда передвигалась по Причерноморью на запад. В ходе их переселения в Европу венгры обрушились на русские земли.
Князь был разбит и заперся в Киеве.
Согласно венгерской хронике, венгры предприняли осаду города.
Но безуспешно.
И тогда стороны сели за стол переговоров.
В результате было принято требование угорского вождя Альмоша - ежегодно выплачивать им дань.
 А угры, в свою очередь, покидают территорию Руси, преодолевают Карпатские горы и переселяются в Среднее Подунавье.

• Осуществил князь несколько походов на юго-западное побережье Каспийского моря против Арабского халифата:
      
  -  В 909 году удар русской рати был направлен на Абесгунь.
         -  В 910 году на город Сари.

3. Поход на Царьград.

         Особенно прославился Олег, тем, что совершил отчаянно смелый поход на Царьград.
Так на Руси называли город Константинополь – столицу Византийской империи (сейчас это город Стамбул).
И там, в знак победы, повесил князь свой щит на воротах.
         
Вот как это было.
         Как-то раз греки ограбили русский караван. А купцов, пытавшихся отстоять своё имущество, предали позорной казни – распяли на крестах в своем Царьграде.
 Князь Олег, узнав об этом, сильно разгневался. И, послал вестников ко всем славянским племенам. Послал их с тем, чтобы созывать всех, кто владеет мечом и копьем, кто в силах натянуть тетиву лука, идти в поход на коварных ромеев. Так называли на Руси греков.
И вот стали собираться и поляне, и ильменские словены, и северяне, и древляне, и радимичи, и кривичи...
Никогда еще не было у Руси такой огромной рати (80000!).

         «В лето 907 пошёл Олег на греки, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собою множество воинов и пошёл на конях и на кораблях; и было кораблей числом 2000».
Так сказано в старинной летописи «Повесть временных лет» о начале похода.

…Шли чрез пороги под грохотом вод
По высям днепровского брега,
По бурному морю ветер носил
Проворные русские челны;
Летела, шумела станица ветрил,
И прыгали челны чрез волны!

         Вот впереди показалась столица Византии…
         Надо сказать, что город Константинополь стоит на мысу, омываемым Мраморным морем. Узкий залив – Золотой Рог (русичи называли его Суд) – идет перпендикулярно Босфорскому проливу и образует великолепную гавань. При входе в залив на обеих его сторонах стояли высокие башни. Когда приближались вражеские корабли, то от одной башни к другой протягивали гигантские железные цепи; они «замыкали» Суд. Город становился неприступным со стороны моря. С суши же его окружали широкий ров, наполненный морской водой. За ним - отвесная насыпь, наружные стены (высотой в 5-ти этажный дом!), укреплённые башенками, новая насыпь. И, наконец, главная оборонительная линия – внутренние стены с 96-ю грозными башнями (высота – 40 метров!).
         Увидев разноцветные паруса приближающегося русского флота, греки перекрыли гавань цепью.
 Византийский император Лев VI Мудрый (или Философ), завидев мощную рать русов, не решился дать бой. И заперся в городе, отдав окрестности Царьграда на разграбление.
Мощные стены Царьграда ощетинились копьями.
 Камни и стрелы, летящие вниз, встретили русичей.
         Но не устрашил славян яростный отпор.

«И вышел Олег на берег и начал воевать», – повествует летописец Нестор.
• Руссы «повоевали» всю округу:
 «Много убийств сотворили в окрестностях города грекам: разбили множество палат и пожгли все церкви. А тех, кого захватили в плен, одних посекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам…»

…Водима любимым вождём,
Сражалась, гуляла дружина
По градам и селам с мечом и огнём…

         Затем русичи с разноцветными щитами, в блестящих на солнце доспехах окружили прекрасный город и начали готовиться к осаде. Стали вязать штурмовые лестницы, натягивать луки, воины строились плотными рядами. Невольная дрожь пробирает защитников Царьграда от этой картины.
         Как мы знаем, греки перегородили залив Золотой Рог аграмадной цепью.
Но для князя Олега разве это преграда?
Нет, конечно. Повелел князь вытянуть ладьи на берег.
 Вещий Олег проявил необычайную находчивость.
Он прибёг к следующему хитроумному приёму:
 «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли».
Закипела работа. Руссы не только поставили ладьи на колёса, но и «сотворили кони и люди бумажные, вооружённые и позлащённые, и пустили их по воздуху на град».
         Росичи одели мачты парусами. Ветер как раз попутный был.
 И двинулся флот Олега.
 Двинулся не по воде, а по суше. Чтобы, значится, спуститься на воду уже в бухте.
 Представьте себе ужас греков. Они ведь ждали штурма со стороны суши. И сильно надеялись на свою железную цепь. Мыслили отсидеться до подмоги. И тут вдруг они увидели, что на их самый слабый участок обороны движется армада кораблей. Раздув паруса, и распустив боевые знамёна, переваливаясь на ухабах, как на волнах, по суше шли («плыли») ладьи руссов, двигаясь к Царьграду.
При виде этого необычного зрелища у греков челюсти отпали, и волосы дыбом стали. Решили византийцы, что эти русоволосые, статные, сильные воины не иначе как посланы Богом в наказание за грехи их. Узрев русские ладьи у себя под самым носом, испужались сильно.
 И уразумев, что поражение неминуемо, греки запросили мира.
Византийский император-басилевс прислал парламентёров к Олегу.
Они сказали ему: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».
Правда, византийцы предприняли попытку изменить ход войны в свою пользу.
Враг, не имея возможности победить честно, задумал подлость.
 И вынесли греки Олегу в знак мнимого гостеприимства яства заморские и напитки хмельные с отравою.
Но хитрость не удалась.
Князь Вещий пить и есть чужого не стал.
 Он сказал, что явства отравлены!
«И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом!»
И предложили мир на русских условиях.

• Наталья Павлищева:
         «Олегу не пришлось долго ждать. Стоило поставить лодьи на колёса и поднять паруса, как царьградцы запросили мира. От города пришло посольство с просьбой не губить город, а взять что захочет. Посланные явились с богатыми дарами и угощением. Олег смотрел на греков, склонивших голову перед ним. Русским князем, и пытался понять, почему они так быстро сдаются. Давая себе время подумать, князь внимательно слушал витиеватую длинную речь послов, а затем её перевод Стемидом. И вдруг заметил взгляд, который один из ромеев буквально метнул на принесённые яства, как бы проверяя, попали ли они кому нужно.
         Так вот оно что! Хотят отравить его и ближайших к нему людей? О таких случаях рассказывал Раголд. Когда Стемид закончил, стоявший рядом дружинник протянул руки, чтобы забрать тяжёлый поднос у грека-слуги. Князь остановил его, показав, чтобы не прикасался. Все замерли в ожидании. Русы потому, что верили, что Олег волхв и знает, что делать, а греки потому, что почуяли неладное.
         Князь велел вернуть предложенные явства императорам, потому что они отравлены! Русы ахнули в один голос, а дружина схватилась за оружие. Олег снова остановил их жестом и, усмехаясь, ждал, пока греческий толмач переведёт своим. По растерянности, последовавшей за его словами, князь понял, что угадал. Ай да Раголд, хорошо сделал, что когда-то рассказал о такой хитрости проклятых ромеев!
         Греки ушли восвояси, забрав и отравленное угощение. Олег вслед сказал, что долго ждать не станет, чтобы быстрее думали о мире. Не то начнётся рать! Уже через некоторое время из крепостных стен вышли новые послы с приглашением в город. Князь отказался и решил отправить туда пятерых своих послов. Кроме Карла и Стемида, пошли ещё Фарлоф, Вельмуд и Рулав. Напуствуя их, Олег потребовал все переговоры вести Карлу, а переводить Стемиду, ничего лишнего не говорить, ничего не есть и не пить.
         Провожая переговорщиков в Царьград, князь не подавал виду, как переживает за них, греки могли сотворить что угодно, хотя он и предупредил. Что если с послами что случится, то город сровняют с землёй. Потянулись томительные минуты ожидания. Олег приказал больше пока не разорять земли вокруг, хотя разорять было уже нечего. Послы вернулись ещё засветло. Карл потом рассказал, что очень уж хотели есть. А тронуть что царьградское боялись, помня об отраве и наказе князя. Ромеи просили мира, соглашались выплатить огромную дань, которую потребовал русский князь…»
(Из книги «Вещий Олег»).

         Пришлось византийцам заплатить Олегу невиданную по тем временам дань: по 12 гривен на одно весло.
 А еще заключил князь с императорами Византии Львом VI и его братом Александром мирный договор.
Договор, в котором обязались греки:
• Не только не обижать русских купцов, но и всё время, пока они будут находиться в Константинополе, давать им средства на прокорм (хлеб, вино, мясо, рыбу, фрукты).
• И купцам и послам предоставлялось право вволю пользоваться византийскими банями «сколько захотят». Т. е. они получили привилегию, которой раньше обладали только жители города.
• Русские купцы получили право беспошлинной торговли на византийских рынках. Кроме того, русским караванам при отбытии выдавались припасы на дорогу, корабельные снасти и т.п.
Заключили этот договор на веки вечные и записали всё, о чём договорились, на пергаменте.
 С греческой стороны этот договор подписал византийский император Лев VI Философ, а с русской - князь Олег Вещий и его бояре.
А чтобы никто не нарушал договор, греки, подписывая его, давали клятву верности на кресте перед глазами своего невидимого христианского бога.
А русичи клялись на своём оружии именем Перуна.

Так русский правитель продиктовал свои условия могущественной Византийской империи.

Договор был пересмотрен и дополнен в 911 году.
 Когда русские послы прибыли в Константинополь для заключения нового договора, одного упоминания имени Олега оказалось достаточно для получения новых уступок.
Основу этого договора составила идея дружбы и любви между русскими и греками.
 Подробнейшим образом в нём рассматривалась ответственность за преступления, убийства, воровство, но также и имущественные споры, торговые сделки, даже кораблекрушения и случаи похищений людей и т. д.

         Заключение договоров Руси с Византией было актом большого исторического значения, поскольку они продемонстрировали силу молодого восточнославянского государства.

         А в знак победы и нерушимости договора прибил Олег свой красный щит на золотых воротах столицы второго Рима – великого Константинополя:

«Там победитель к воротам прибил
Свой щит, знаменитый во брани…»

4. Гибель Олега.

    После этого похода засияла по всей земле русской слава князя Олега.

• А сам он, как писал Н. М. Карамзин:
«…Смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. Никто из соседов не дерзал прервать его спокойствия. Окружённый знаками побед и славы, государь народов многочисленных, повелитель войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он совершил на земле дело своё и смерть его казалась потомству чудесною».

 А умер Олег в 912 году.
О его смерти сохранилась поэтическая легенда – притча.
Как-то князь, собираясь в свой знаменитый поход, спросил у волхвов и кудесников, отчего он умрёт.
И сказал ему один из старых кудесников-прорицателей:
«Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть!»
 Эти слова запали в душу Олегу. Надеясь обойти судьбу, князь решил: он больше не сядет на любимого коня. Олег повелел конюху отвести любимца в луга, кормить и беречь, но никогда больше не приводить к нему.
         Прошло 5 лет в ратных походах. Вспоминал часто князь своего верного друга. Захотелось проведать его.
И как-то на пиру обратился Олег к дружине:
«Как мой конь поживает?»
Отвечают ему: мол, отборным зерном кормили; в чистоте и тепле содержали, но состарился конь твой, великий княже, и умер.
Узнав об этом, князь сказал, укоряя кудесника:
 «Не правду говорят волхвы, но ложь, конь умер, а я жив!» 
Здесь-то и совершает роковую ошибку Вещий Олег. Захотел он увидеть останки своего былого товарища. И устремился он к днепровскому холму, где лежали голые кости и череп его старого друга-коня. Досадовал на себя Олег, что послушал волхва и так рано простился с верным конем. Думал он, что ошибся старик:

…Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего:
«А вот он, мой конь – на века опочил,-
Один только череп остался!» -
Олег преспокойно стопу возложил –
И тут же на месте скончался:
Злая гадюка кусила его –
И принял он смерть от коня своего…
(В. С. Высоцкий)

       Летописные строки о неотвратимости судьбы и тяготение человека к разгадке рока вдохновили А. С. Пушкина на создание стихотворения «Песнь о вещем Олеге». Оно, кстати, долгое время было гимном русского офицерства.
…Могучий Олег головою поник
            И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
            Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
            И хочет увидеть он кости коня…

…Князь тихо на череп коня наступил
            И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
            На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
            И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
            Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змия,
            Шипя, между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
            И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

• Борис Васильев:
          «По широко известной легенде, Олег умер от укусов змеи, но никаких ядовитых змей, кроме гадюк, не водится и не водилось в этом ареале, а князья, как известно, босиком не ходили. Какая же змея могла прокусить сафьяновый сапог и аксамитовые (из плотного узорчатого бархата) шаровары князя Олега? Да никакая, даже таинственная «гробовая», упомянутая в прекрасной балладе Пушкина. И от всей легенды остаётся только одно: яд. Олег был отравлен…»
(Из книги «Вещий Олег».)

           По свидетельству летописца, народ стенал и проливал слезы, оплакивая кончину великого князя.

• По этому поводу Н. М. Карамзин писал:
 «Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов: он был еще и любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ – защитника».

***

         Более тридцати лет трудился Олег Вещий над обустройством страны: покорял соседние племена, строил города, устанавливал дани, вёл успешные войны и заключал договоры.
 При нём Русь окрепла, разгромив основных врагов и расширив свои границы, стала могущественным государством.
 Именно он положил первый камень в фундамент восточнославянской (русской, украинской, белорусской) государственности, и сделал это так добротно и основательно, что страна, им созданная, не захирела, не развалилась при ближайших преемниках. А напротив – стала процветать и шириться с каждым следующим поколением.
Именно он далеко прославил русское оружие и заставил соседей  - могущественных хазар и гордых византийцев – относиться к Руси с уважением.
 Именно с Вещего Олега начинается золотая эпоха Древней Руси – одного из сильнейших государств средневековой Европы, с которым приходилось считаться всем соседям.

Память о великом князе хранится благодаря литературным произведениям, фильмам и портретам, созданным вдохновлёнными деятелями культуры и искусства.