Это борьба за кресло - и ничего более

Замир Осоров
Кардиохирургия Кыргызстана должна бурно развиваться как во времена Исы Ахунбаева!
-Калдарбек Алишерович, как главный кардиохирург и как первый директор НИИХСТО, скажите, что опять происходит в НИИХСТО?
- Идет просто борьба за кресло. Я не вижу в действиях сторон стремления улучшить состояние службы. Иначе, они должны были бы подчиниться решению руководства. Ведь руководителям тоже хочется, чтобы все было законно и в интересах службы. Сегодня нельзя путать интересы отдельных сотрудников и части коллектива с интересами кардиохирургической службы, научного учреждения. НИИХСТО это медицинское учреждение, причем головное. Сегодня несмотря на трудности в стране интенсивно развивается кардиохирургическая служба, особенно частная. 
Но лично я думаю, что главная причина конфликта – в слабости материально- технической базы центра. Она возникла не сегодня и не вчера, а давно, приняв хронический затяжной характер.Хотя в целом в центре работает хороший молодой коллектив, но есть определенная группа сотрудников, которым вся не нравиться и все не устраивает. Возможно, у них лично “не сложилась судьба”, кто-то хотел стать оперирующим кардиохирургом, но не смог, кто-то - доктором медицинских наук, но не смог написать или защитить диссертацию, и в результате не получается стать директором.
Этих коллег, которые постоянно раскачивают лодку, судьба службы не волнует. Но они умеют прикрываться красивыми лозунгами, словами или своими “героическими делами”.
Кроме этого в уставах научных учреждений есть пункты, которые и создают такие ситуации при назначении руководителей научных медицинских центров. Тем более, что НИИХСТО - головное научно-практическое учреждение страны, и оно должно быть эталоном по всем параметрам, начиная с того, как происходит назначения руководителей.
Для этого должны быть соблюдены все пункты положения Устава.
Ибо если не следовать Уставу, то тогда все будет неважно: кто будет директором, доктор или рядовой врач, или даже человек с луны, как сегодня хотели бы некоторые. Важно, чтобы директор не только умел хорошо оперировать, но и организовать на уровне научно-исследовательские и другие работы центра. А иначе тогда зачем называют его научным головным учреждением!? Поэтому очередному руководителю, кем бы он ни был, очень трудно будет поменять ситуацию в центре, если все эти основные недоработки останутся. Обратно будут конфликты в НИИХСТО, как это происходить в течении уже более 15 лет.
- Однако ваши коллеги обращаются к президенту и говорят, что ранее были директорами и кандидаты наук. Почему тогда нарушались положения Устава?
- Положения Устава никогда не нарушались. Просто мои коллеги сами не разобрались.
Да, были директорами НИИХСТО и кандидаты наук по “сердечно-сосудистой хирургии”, даже были доктора медицины по специальности “хирургия”, которых назначали потому что не было в НИИХСТО доктора наук по специальности “сердечно-сосудистая хирургия”, а были доктора, имеющие другую научную специальность. Это и есть исключительный случай, позволяющий руководству правительства назначать и кандидата наук, только по специальности “сердечно-сосудистая хирургия”. Эта норма Устава.
А сегодня есть в НИИХСТО доктор медицинских наук по специальности “сердечно-сосудистая хирургия”. Поэтому и возникли недоразумения и конфликтная ситуация. 
- Был такой настрой у участников пресс-конференции, что они намерены серьезно и пойдут “до конца”. Как вы прокомментируете это?
- Я думаю, эти молодые врачи всё понимают. Они просто хотели, чтобы их выслушали, а на крайние меры они не пойдут. Они должны знать, что прежде всего мы - врачи. Но я думаю, если даже половина коллектива уйдет с института, то ничего страшного не произойдет. Я как главный кардиохирург минздрава знаю, что за 20 лет мы не только создали два крупных самостоятельных кардиохирургических центра в Бишкеке и Жалал- Абаде, но и воспитали в стране более 100 высококвалифицированных специалистов кардиохирургического профиля. Так что за день можно укомплектовать головное учреждение страны оперирующими хирургами и другими специалистами, если там возникнет острая нехватка. Они сегодня работают в четырех государственных и восьми частных кардиохирургических клиниках страны.
Поэтому, если кто-то опасается, что НИИХСТО может прекратить свою работу, из-за какой-то группы сотрудников, то это – ошибочные выводы и предположения. Да, двадцать лет назад у нас были в стране всего два оперирующих профессора кардиохирургии, и они тогда, видимо, могли диктовать свои условия. Сегодня у нас много, даже очень много кардиохирургов для населения нашей страны! Поэтому, это понимают и мои коллеги и те, которые будут принимать решения.
- Как вы отнесетесь на претензии своих коллег, поскольку вы были первым руководителем центра 7 лет, неужели все предыдущие директора, доктора медицинских наук ничего путного не сделали для центра!?
- Отвечу коротко. Если бы я и мои коллеги доктора медицинских наук профессора, которые в прошлом не создали буквально из ничего целые головные научные центры и ничего не делали, то эти ребята сегодня не проводили бы пресс-конференцию в АКИ пресс, не делили кресло директора ЮРНЦССХ. Мы с профессором Сейитханом Джошибаевым создали институт, первым директором которого я стал и лично создал все атрибуты научно практического медицинского головного центра страны: Диссертационный совет, клиническую ординатуру, где прошли обучения и подготовку более 100 специалистов, докторантуру, кафедру сердечной хирургии, что и позволило нынешним пресс-конференцантам стать кардиохирургами, работать и набираться опыта – там, на созданном нами центре. Так что без нас этого самостоятельного центра и базы не было бы! Серьезные люди должны понимать это, а не игнорировать очевидные вещи, тем более - плевать на все, что создано их коллегами, учеными докторами медицинских наук!
- Последний вопрос. А если вас попросят возглавить НИИХСТО, согласитесь?
- Трудный и неожиданный вопрос. Хотя я уже ответил на него, скажу еще. Если устранить указанные мной причины, чтобы положения Устава соблюдались строго, то будет не важно, кто станет директором. К тому же на меня возложена другая задача, тоже очень сложная - поднимать службу в южном регионе. Я это делаю уже 10 лет. Осталось немного до “совершенства”! Хочу завершить строительство и наладить работу службы трансплантации органов в городе Жалал-Абад, в Южном Региональном научном центре сердечно-сосудистой хирургии. Оставить в Джалал-Абаде центр, созданный мною же с огромным трудом, моим и моих коллег, с которыми я работаю уже 10 лет - очень непросто. И главное, как оставить на произвол судьбы тысячи своих пациентов с южного региона, которые в силу проживания на большом удалении от столицы не могут приехать в Бишкек на операцию?! Так что для меня принять такое предложение будет очень тяжело. Но я - солдат медицины и кардиохирургии: какую задачу передо мной не поставили командиры, куда бы ни направили, я обязан буду выполнять их приказы. Но, я думаю, и в Бишкеке и в НИИХСТО есть немало опытных докторов наук по “сердечно-сосудистой хирургии” и руководство страны, наш министр думаю знают о них. Поэтому и без меня решат и примут оптимальное решение.
Главное, чтобы кардиохирургия страны не регрессировала, а прогрессировала как во времена выеликого нашего учителя Исы Ахунбаева!