Неотвратимые изменения к лучшему. 2

Екатерина Разницына
ГЛАВА ВТОРАЯ

«ПОЧЕМУ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕПРОСТО?»               

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Иван Бунин

В чем счастье? В жизненном пути
Куда твой долг велит - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и - верить.

Аполлон Майков.

     Итак, пусть все мы очень разные, но нас объединяет стремление к счастью, пусть каждый и понимает его по-своему, и хочет только чего-то своего, для себя.

     Счастье – это всегда в какой-то степени волшебство, потому что возникает в душе непонятно откуда, неизвестно почему и кто знает, надолго ли. Оно - мимолетно, большей частью непредсказуемо и в высшей степени желанно. Только вот оно, счастье, мне кажется, любит только тех, кто готов раскрыть душу для встречи с ним, замирая. Что-то просчитать, наметить или создать специально получается вряд ли, потому что оно – такое же чудо, как сама жизнь. И дается не каждому.

     Но насколько все мы ценим и счастливы от того, что родились? То, что просыпаемся каждое утро, полные планов на день, или в заторможенном состоянии, негодуя на судьбу. Здоровые и полные сил, предвкушающие цепь судьбоносных событий, или больные и ругающие все и всех, а прежде всего самих себя и свое самочувствие, и гору несчастливых событий, свалившихся на нас в один момент. Целеустремленные и активные, приступающие к кардинальным преобразованиям своей жизни  или заторможенные и равнодушные, привыкшие к заведенному распорядку и даже не помышляющие о чем-то другом. Разве мало причин, по которым мы можем быть чем-то недовольны даже в солнечное весеннее утро просто от того, что хотелось одного, а получается по-другому?

     Правда, то, что большинством людей воспринимается как данность, совсем не является очевидным подарком для некоторого меньшинства. Для тех, чья жизнь от рождения наполнена борьбой за выживание и свое место в этом мире. Для тех, кто отвоевывает свое право на жизнь каждодневной кропотливой и изматывающей работой над своим телом, просто, чтобы заставить его делать то, что для обычных людей кажется естественным.

     Инвалиды от рождения, они с детства борются за свою жизнь и счастье, и те, кто сумел выстоять, становятся непоколебимыми титанами стойкости и духа.
Кто-то может сказать, что если человек болен, или инвалид, то  он никогда не будет счастлив, но есть много примеров того, что это не так.

     Один из самых известных примеров непоколебимой стойкости и недюжинной силы духа, это -  Ник Вуйчич, австралийский писатель, мотивационный оратор, меценат, человек, родившийся без рук и ног, рассказывающий другим, как найти свое место в жизни несмотря ни на что. Ему очень повезло, что сразу, с рождения, его родители не только от него не отказались, но и сделали все, чтобы жизнь Ника была полноценной. Хотя это ни тогда, ни сейчас не было простым. Когда в возрасте 10 лет Ник захотел совершить самоубийство, его остановила только мысль, что его родители очень расстроятся, если его не станет. Сейчас Ник – счастливый муж, отец четырех здоровых детей, и очень обеспеченный человек.

     Рубен Давид Гонсалес Гальего, российский писатель и журналист испанского происхождения в своей книге «Белое на Чёрном» написал: «Я — герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода.» Оказавшись после рождения в Новочеркасском доме-интернате для инвалидов и престарелых, Рубен всегда говорил: «Мне не повезло в жизни только один раз - я родился. А всё остальное время мне тотально везло».

     Сакинат Магомедова из Дагестана,  девушка без рук, которая водит машину, пишет, делает макияж, стрижет,  ест, стреляет из лука, и все это - ногами, говорит: «Очень многие находят себе оправдание… ничего не делая. Не хотят ни спортом заниматься, ни работать, поэтому хочу сказать.… Человек должен чем-то заниматься, как-то развиваться, что-то для себя делать, и не только для себя, и для окружающих. Молодежи хочу сказать, пусть все двигаются в спорт, потому что спорт, это – сила…Не надо никогда себе находить оправданий, просто надо двигаться и идти к цели, и каждый человек может добиться своего». Сакинат, пример стойкости и силы духа – воспитывает двоих детей и является 6-кратной чемпионкой России, 3-кратной чемпионкой Европы и 2-ной мира по паратхэквондо, и успевает помогать и другим.

     У всех этих людей, есть четко известный и понятный им смысл жизни: выстоять, не сломаться, преодолеть свою беду несмотря ни на что, и попытаться стать счастливым.  И таких примеров множество, людей получивших целевую установку выжить, просто потому что это с первого дня их жизни является подвигом.  Конечно, после таких исключительных примеров стойкости духа, свои каждодневные проблемы могут казаться малозначительными и не стоящими внимания.

     А что же мы, обыкновенные люди, рождающиеся в непохожих семьях, при различных обстоятельствах, что должны делать мы, чтобы понять, как нам, от рождения получившим, и не ценящим, преподнесенный  дар – жизнь, быть счастливыми?

     Однажды на TED-е я услышала замечательное выступление Bel Pesce, бразильского предпринимателя, писательницы и мотивационного спикера. Она говорила о том, что счастье, это не покорение каких-то высот, но сам путь от одной вершины к другой. И совершенно неправильно думать только о том, что будет там, на горизонте, когда-то в манящей дали, забывая о повседневном настоящем и просто проматывая каждый день как неинтересный или недостаточно продуктивный. В основном все, кто на последнем издыхании все-таки залез на эту самую вершину, оставив позади себя уйму усилий и тонны нервных клеток,  чувствовали себя обманутыми и опустошенными. Потому что там, на вершине все заканчивалось: терялся весь смысл этого ежедневного напряжения и преодоления себя, не предполагая ничего впереди.

     И да, я полностью с ней согласна, что только этот ежедневный процесс полного погружения в жизнь и проживания каждого настоящего момента «здесь и сейчас», это – единственно возможная способность  для нас,  таких разных, быть счастливыми даже тогда, когда другим это кажется невозможным. Потому что как когда-то сказал французский политический деятель, писатель и мыслитель Франсуа де Ларошфуко, «счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать».
 
      Одна моя хорошая знакомая, архитектор, историк искусства Александра Шейнер с которой мы специально встретились, чтобы поговорить о счастье, вспоминала, что в детстве расспрашивала всех своих родных, всю свою крепкую, здоровую, уважающую друг друга счастливую семью, что для них значило быть счастливыми.

     «Спросила маму, папу, бабушку, дедушку, и первое, что удивило, на лице такая растерянность: "Человек как бы собрался, и произносит какую-нибудь замечательную фразу, например: когда тебя любят и понимают. И звучит классно,  записываешь прям. Интересно, что  разного поколения люди, они ответы берут еще из контекста своей эпохи. Они впитали какую-то установку общества, транслируя то, что на слуху: счастье пионеров, быть комсомольцем, Но из того, что я перебирала, мне, как ребенку очень понравились ответы моей мамы, она  все время меняла свое мнение, описывая разные вещи. И для себя тогда я поняла в 10 лет, что счастье - это действительно очень временное понятие.  То есть, мама говорила: «О, это когда твои дети поступили в художественный лицей», или «Приехать в Рим и плакать», или «Подняться на Эйфелеву башню».

     То есть, были какие-то действия – глаголы, вещи конечные, но эмоционально окрашенные. Поэтому мне кажется,  когда, мы говорим о счастье, то там «вилка»: можно уходить в эмоции, и  счастье описывать, как чисто эмоционально-окрашенную вещь. А есть понятие ценности жизни, то, что люди подразумевают либо про свой смысл жизни, про свое призвание, и про свою реализацию в этом, что я живу не напрасно, и вот что-то глубокое.

     Я верю в эмоции, то, что это – краткосрочная вещь, которая, у всех происходит от разных причин и здесь не надо ничего отвечать философского... И чем ты взрослее, надо лучше понимать, от чего это с тобой случается, и пытаться создавать специально в своей жизни условия, чтобы испытать эти эмоции».
 
     У меня самой из недавнего пережитого, и нельзя сказать, что длительного, но какого-то совсем необычного, вспышками какими-то вспоминается: выехала я из дома на велосипеде. Очень торопилась, опаздывая… и  попала под дождь. И хоть ехала в дождевике, но дождь становился все сильнее, прожорливее, затекая под капюшон на спину, и сильно вымочив шорты. Остановилась я в какой-то подворотне, далеко зайти в туннель было невозможно, он был перекрыт железными воротами, ну, а мы все: два офисных работника в строгих черных туфлях, девушка в открытых босоножках на большой шпильке и я, с велосипедом нашли там убежище.  Постояли, подождали, а ливень все сильнее. Пешеходная улица  все стремительнее наполняется водой: сверху струи бьют, как заведенные, снизу прямо потоки бурлить начинают, закручиваясь в воронки, и мы все плотнее жмемся к воротам, так как уже и здесь под укрытием, косой временами дождь сильно так нас прикладывает.
 
     Вдруг один из парней как-то в своих ботиночках начинает совсем уже неуютно топтаться, и почему-то пятится наружу. А снизу, по земле со стороны туннеля нашу обувь из - под ворот накрывает водяная струя.  Кончается тем, что уже оба парня больше жмутся к стене дома с внешней стороны, в своих на тоненьких подошве абсолютно мокрых, судя по всему, черных ботинках. Мы все стоим в огромной луже, и, в принципе уже и непонятно, а точно ли это укрытие так уж хорошо защищает нас от стихии. Девушка, вздохнув, и в очередной раз, посмотрев на свои мокрые голые ноги, прощается, и, распахнув бесполезный зонтик, решается пойти к ближайшей станции метро.
 
     А я, я понимаю, что куда-либо я  сегодня вряд ли попаду, так как приехать туда промокшей до…, ну как-то совершенно не вариант. И я тоже выхожу/выплываю под разгневанное серое небо  навстречу приключениям. Почему я в  главе о счастье описываю этот мимолетный эпизод? Потому что в тот момент, сев на велик, я трогаюсь в воде под …водой. Я пересекаю колесами огромные, свивающиеся местами в воронки буруны, и уворачиваясь от водопадов брызг из водосливных труб со зданий, я прорываюсь, «проплывая», через кажущимися опасными в этом стихийном бедламе, водяные препятствия. И это все настолько неожиданно и никогда раньше на этой, с детства известной улице незнакомо, что я только ускоряюсь и кричу «Йо-о-хо». Я – в воде по голень, под шквальным дождем на велосипеде, под мокрым небом, сама тоже мокрая и да, похоже, счастливая. Пусть мгновенье, два… Но Боже мой, да, похоже на то. «Йо-о-о-хо-о!!!» Правда, честно скажу, повторный такой опыт, наверное, будет лишним, но в тот вынужденный момент, да я была счастлива под этой разбушевавшейся стихией.
 
     Возвращаясь к тому, что вопрос счастья, как оказывается еще и тесно связан с вопросом смысла жизни, выясняется, что и на эту тему вместе и по-отдельности написаны сотни, и даже тысячи книг. И темы продолжают оставаться актуальными.
 
     Потому что, если в долгосрочной перспективе счастье, это – наполненная смыслом жизнь, то тут надо определиться с тем, в чем этот самый смысл заключается. А, может, он у каждого человека свой и это то, что он захочет в нее вложить? Наш гениальный писатель Лев Николаевич Толстой считал, что смысл жизни заключается в вере в Бога.  А французский философ – экзистенциалист Жан – Поль Сартр  полагал, что его, этого самого смысла, просто не существует. Великий немецкий писатель, мыслитель и философ Иоганн Вольфганг фон Гете, находил смысл жизни в ней самой, и я с ним полностью солидарна. Хотя кто-то может просто не задумываться на эту тему. Ведь в конце концов смыслом жизни может быть что угодно, если это заставляет вас подскакивать по утрам в предвкушении сказочных возможностей, разворачивающихся перед вами.

     В конце концов, мне кажется, что в таком вопросе, как смысл жизни, нужно слушать самого себя и свое сердце. Потому что вы, и только вы сами знаете, что вам нужно  и именно вы придаете смысл всему, что делаете.

     А теперь давайте рассмотрим наиболее вероятные ситуации, которые могут помочь нам понять, как же это все-таки – быть счастливым. И как можно «поймать» это состояние?
 
     И первое, что тут же приходит в голову, что, может быть, это - проще простого, и счастье,  это - семья, дети, внуки?
 
     Роберт Дж. Уолдингер,  американский психиатр и психоаналитик руководит Гарвардским, самым длительным (с 1938 года) исследованием взрослой жизни, наблюдая за учащимися престижного Гарвардского колледжа и подростками из бедных районов Бостона «с подросткового возраста до старости» чтобы «увидеть, что же на самом деле делает их здоровыми и счастливыми»? Он говорит, что «около 60 из наших первоначальных 724 участников до сих пор живы и участвуют в проекте, большинству их них за 90. Я четвёртый руководитель проекта».

     И три основных вывода, которых, можно сделать из этих исследований звучат так: 1) «люди, у которых сильна связь с семьёй, с друзьями, с обществом, счастливее, здоровее физически, и живут они дольше, чем люди, лишённые общества других людей.»
2) «дело не в количестве друзей и не в том, есть ли у тебя постоянная пара, а в качестве этих отношений с близкими людьми… А жизнь в хорошей, душевной обстановке является для нас защитой»
3) «хорошие отношения защищают не только наше тело, они защищают наш мозг».

(Продолжение следует)