Бумажный кораблик

Ёхан Леверда
Бумажный кораблик

Осень. Минск.

Почему ты так любишь осень, мальчик?

Нас вывели на прогулку в парк, где высокие липы , где островок из двух десятков каштанов уже начал сбрасывать свои  колючие шары, подкопченные  сентябрьским солнцем, с рыжими, совсем не колкими шипами.  А внутри каштановое коричнево-красное счастье. Которым можно набить карманы. И делать дома, на столе, скрепляя спичками , различные фигуры. Мне нравились рыцари. И у меня уже собралось их целое войско, готовое отправиться по моей команде в дальний поход. Освобождать от драконов и тиранов призрачные королевства.
Мы , второй А,  из пятьдесят первой , за Ямой, на Флакса шесть. Не первый день приходим в этот волшебный парк.   Ольга Николаевна, руководитель продленки , привела нас в парк , собрать гербарий,  увидеть старого ежа, шуршащего опалыми листьями.  Рассмотреть птиц. Которые ещё наслаждались солнцем и последними тёплыми деньками.

Почему ты не отвечаешь, мальчик?

Их класс тоже привели в парк,  только из другой школы. Наверное с такими же намериями. Все школы одинаковы. Типовые. Средние.

Я обернулся, девочка, на две головы выше меня,  в плаще, по взрослому, с рыжими косичками , уперев руки в бока, смотрела на меня огромными осенними рыжими глазищами.

- Мальчик, ты глухой?

- Нет, медленно ответил я, пораженный ее огненной красотой. И посмотрел на свои стертые ботинки.

- Идём , быстрее, там белка.  Посмотрим издалека.
- белка? Какая белка, я ещё больше поразился ее приглашению.
- не тормози, идём,  меня Рита зовут, а тебя?
- что меня, я совсем растерялся.
- какой-то ты совсем замороженный, ты кашу в обед кушал? а то совсем , бедненький, ослаб. Голоса не слышно.
- аааа, медленно протянул я,  меня Миша зовут. Я кушал. И котлету. У нас  сегодня макароны на  обед были.  А что там , белка, большая?
- большая, большая, улыбнулась Рита. И я увидел что у нее нет двух передних зубов.

- это я на тренировке упала, как гахнулась и все. Нет зубов. Доктор сказал потом новые поставит, как бабушке. Бабушка свои в войну скушала, она так всегда говорит. Идём быстрее, и потянула меня за руку.

Мы завороженно смотрели на белку. Я никогда не видел вживую, настоящую дикую белку.  Она была просто огромной, в сравнении с той, которая крутила колесо, в парикмахерской, в клетке. На проспекте, у книжного магазина.

Дети, строиться, идём домой! - прозвучал голос Ольги Николаевны.

Знаешь, что, Миша, Рита взяла мою руку и начертила веточкой на ладони какой-то знак.
Знаешь что, Миша, приходи в воскресенье, к Комсомольскому озеру, за парком.  В полдень. Там липовая аллея, скамейки.  Там красиво. Будем запускать кораблики.  Мы с бабушкой там всегда гуляем.  Обязательно приходи, Мишша,  ты хороший.
Рита резко повернулась, косички смешно  хлестанули мне по носу.
- я приду, обязательно, крикнул я вдогонку. С бабушкой приду, добавил я себе тихо, под нос.

Я простудился , меня , с высокой температурой забрали в больницу. Долго болел. Почти всю осень и зиму  просидел дома.  На столе мое каштановое войско отдыхало. После кровопролитных походов,  битв и славных побед.
Я смотрел на свою ладонь и думал , что же нарисовала Рита .  И сожалел, что  не смог пойти в то воскресенье. На озеро. Пускать кораблики.   Я поведал эту историю своей  бабушке, которая тоже скушала свои зубы , в войну, зимой.  Бабушка взъерошила ладонью мой непослушный чуб. Найдешь ещё свою Риту.

Прошло много лет.  Я вернулся в город.  Каштановый парк давно срыли.

Я сидел на берегу озера. Была рыжая  осень. Было солнце.  И  двадцать девять лет моей жизни.
Я раскрыл сумку  и стал выпускать кораблики на воду. Ветер легко подхватывал паруса и гнал гонцов моих посланий вдаль.  На парусах было написано: Рита ,  я жду, я вернулся.

Отпуск мой подходил к концу. За три часа до отлёта липовая аллея ожидала меня. Листья давно сошли. И были вывезены.  Я присел на огромный камень у кромки воды. Ветер поднимал небольшие волны. Начинался настоящий миништорм.
Я вспомнил осенний шторм с гигансткими свинцовыми волнами в Баренцевом море и поёжился.

- Миша?
Я обернулся. На меня смотрела старушка.  Что-то в ее взгляде, в ее  солнечных глазах, показалось знакомым.

- да, медленно ответил я, я - Миша. Мы знакомы?

Старушка раскрыла старинный радикюль и достала аккуратно сложенный кораблик.
- это Ваше?
- мое..

Тогда все правильно, Миша.  Дайте мне свою ладонь.
Я раскрыл закоченевшую  ладонь  и медленно протянул к незнакомке.
- Не бойтесь, я Эмма Ильинична, бабушка Риты. Это Вам. Рита погибла.

В ладонь мне легла маленькая звёздочка. О шести лучах.  Легла так, как и начертила девочка с косичками, веточкой, на моей маленькой ладошке, осенью 1972 года.


Осенний Минск, ты  разрываешь мое сердце.