Современные понятия о социальной справедливости

Аникейская Правда
     Современные философы, социологи и экономисты стали определять социальную справедливость как некоторый комплекс морально-нравственных обязательств всех добропорядочных здоровых и трудоспособных граждан общества с целью ориентации их общественно необходимого труда на общее благо!

     Стоит отметить, что единого для всех определения социальной справедливости до сих пор не сформировалось, однако можно выделить ряд этических принципов, которые легли в основу понимания социально справедливого общества:
     - это равная для всех доступность к таким его ресурсам, как культура, образование, медицина, научный прогресс, природные ресурсы к производимым социальным благам для экономического благополучия по трудовым заслугам перед обществом;
     - это равноправие, согласно которому люди должны иметь одинаковые права, свободы и возможности для самореализации и самоорганизации своей жизни, если они не нарушают социально-экономические законы общества;
     - принцип свободы волеизъявления и социального участия человека, когда каждый член общества имеет равное право голоса в принятии обществом тех или иных решений при формировании и реализации социального договора.

     На практике, когда мы сталкиваемся с нарушениями границ индивидуального восприятия социальной справедливости, то всегда ощущаем душевный протест и праведный гнев, способный смести все доводы и законные преграды.

     Оказывается, принципы социальной справедливости являются не только императивом социальных договоров и правил, но и болевой точкой для нашей психики при нарушении гармонии, самый главный закон личностного духовного восприятия норм, правил и социальной коммуникации в нашей жизни.

     Человек, который устремлён в новое качество жизни на основе принципов социальной справедливости, должен стремиться к соблюдению как внешней нравственной добродетели, так и к внутренней духовной честности и чистоте помыслов, вести здоровый образ жизни, быть сдержанным в желаниях, развивать чувство коллективизма и в каждом мгновении бытия проявлять истинные идеалы добра, которым должен служить с полной самоотдачей.

    Социальная справедливость в таком понимании подразумевает естественное равноправие между людьми, когда права, свободы и обязанности честно и добросовестно служить на благо общества, определяют каждому право иметь по труду на благо общества законные и необходимые каждому нормы благ для своей благополучной жизни и эти права должны быть относительно одинаковы для всех членов общества вне зависимости от социального положения человека.

     Надо сказать, что сегодня в мире уже создаются такие условия жизни и введение в информационную, правовую, культурную, образовательную и экономическую среду нравственных основ способно разрешить все существующие проблемы. Это позволяет на основе развития принципов социальной справедливости установить справедливые и гуманные законы почти во всех аспектах общества на старинных добрых общинных традициях взаимовыручки и взаимопомощи.

     Честь и совесть, рамки приличия, нравственность и духовные идеалы – таковы эти удивительные и столь болезненные для духовно прогрессивных современных людей грани социального порядка. Гласная социальная справедливость уже давно описана в публичных нормах, законах и заповедях мировой культуры и права.

     Кажется, что всё очевидно и чувство социальной справедливости должно уберегать людей от опасных проявлений эгоизма, хамства и невежества. Но когда мы говорим о процессах формирования социально справедливого общества, то тормозом такого развития часто выступают именно власть и богатство имущие.  Причём не только отдельные люди, но и сообщества в виде господствующего класса или целого народа.

     Однако необходимо заметить, что нарушение и соблюдение социальной справедливости имеет такие же формы регулирования по отношению к обществу, как и к личности. При нарушении прав человека, при факте его угнетения и эксплуатации, в любом случае происходит нарушение границ социальной справедливости, тем самым, причиняя душевную боль человеку.

      Но когда такие нарушения переходят границу «болевого порога» социального терпения людей, то может возникнуть протест, забастовка и даже свершиться революционные изменения в обществе. Понимая это, становится ясно, как действуют сторонники капиталистической справедливости по капиталу, когда власть и богатство имущие стремятся понизить «болевой уровень» социального раздражения, в том числе притупить и чувство социальной справедливости эксплуатируемого человека, формируя ригидность, невосприимчивость к такому болевому воздействию.

    Именно поэтому нас окружает повсеместная подмена понятий, бесконечный поток мимолётных уколов справедливости, превращающих нарушение столь важных для нас границ нравственного порядка в «естественное» для существующего капиталистического общества состояние. Только с этой целью посредством идеологии и массовой культуры нас приучают быть бесчувственными к насилию и беззаконию, к пошлости и к хамству, к безнравственности и невежеству, одновременно возводя в «качество» идеалов: гедонизм, частную собственность, распущенность, практику социального неравенства, буржуазную конкуренцию и эгоизм.

     Как бороться с этим? Что делать? Международный опыт говорит о том, что важнейшим аспектом здесь должно стать утверждение в обществе таких духовных идеалов, как человеколюбие и добродетельность при внедрении прогрессивных социально-экономических законов, которые определяют в обществе с правом на труд и право на жизнь достойную труда!

     Выявляя чаяния и идеалы своих народов сторонники социальной справедливости объединяются в сообщества и полагаясь на ноосферное, то есть коллективное восприятие истины, люди могут утвердить живую человеколюбивую форму социальных устоев, норм и правил для внедрения в обществе более справедливых социально-экономических законов для развития более социально справедливой общепринятой морали и нравственности.

     Так, посредством технического прогресса, всеобщего просвещения и процесса самоорганизации сообщества на более прогрессивной морально-нравственной основе, в людях пробуждается потребность в освоении своих духовных истоков: доброты, любви, милосердия, чувства справедливости, альтруизма и душевной щедрости.

     Решением данной задачи становится практика полного устранения буржуазных конкурентных процессов и направление людей на слаженные совместные действия, ориентированные на развитие социальной справедливости, то есть на общее социальное благополучие общества в целом и каждого человека в отдельности.

     Такой практикой для формирования открытого, ориентированного на развитие социальной справедливости общества, может стать создание социально-коммуникационной гражданской платформы, по существу, описанного Джоном Ролзом социального договора, основанного на использовании «человеческого капитала», способного разомкнуть кольцо тоталитарного управления и вверить общество в руки общественного самоуправления и самоорганизации.

     Именно взаимное добродетельное служение каждого на благо общества при мудрых социально-экономических законах, когда право на труд гарантирует и право на жизнь достойную труда при сокращении монополии капитала и развитии монополии законов о социальных гарантиях по труду способно стать основным инструментом формирования живого социального договора, способного создать здоровое социально справедливое общество.

     Именно такое, основанное на полноценной самооценке и добродетельной воле членов общества, подобный шаг доброй воли может привести цивилизацию к построению открытого общества, реализующего свою деятельность на принципах просвещения, всеобщего экономического благополучия и социального братства.