Гибель трех асов в Харьковском небе

Андрей Грачев 2
В марте 43 года шли бои в небе Харькова. Здесь I группа JG52 противостояла совместно с II и III группой JG3 2-й и 17-й ВА. Причём JG3 в основном действовала поначалу в районе Лозовой, против 17-й ВА, а JG52 в районе непосредственно Харькова и Волчанска, против 2-й ВА. Её потери мы и рассмотрим.

Но, прежде чем начать наш рассказ, отметим, что 2-я ВА в тот момент получила в свой состав ряд новых полков, пилоты которых были лишены опыта, однако при этом хорошо подготовлены теоретически. Многие из них впоследствии стали известными асами, например Кожедуб, Евстигнеев. Но в тот период им было непросто противостоять опытным асам люфтваффе. И всё же в целом потери были не так уж велики. И, в свою очередь, удалось добиться некоторых успехов.

2 марта эскадра потеряла очень сильного аса. Лейтенант Карл Хаммерль из 1 отряда, имевший 65 побед на счету, утром отправился на разведку погоды. День был облачный, для боев погода неподходящая. Однако Хаммерлю не посчастливилось встретиться с парой советских Яков. Он был подбит и ранен, спрятался в облачности, однако не смог дотянуть до своих, сел в районе Коломак и попал в плен, из которого не вернулся.

В то утро на разведку летала пара 287-го иап - Лавренков Сергей Кириллович и Абоимов Алексей Алексеевич. Это были молодые, но талантливые пилоты. Обнаружив пару бф-109, они её обстреляли, после чего "мессера" скрылись в облачности. Молодые пилоты посчитали, что они никакого урона врагу не нанесли. Однако на самом деле им удалось зацепить опытного немецкого аса, да ещё и застать его врасплох, грамотно используя облачность. Этой победы на их счету так и не появилось, победу отдали зенитчикам, хотя сами немцы отмечали именно огонь вражеского самолёта. Лавренков очень скоро стал отличным асом, одержав за март несколько побед, но, к сожалению, в число ведущих асов не попал, так как полк впоследствии вошёл в состав 14-й ВА, которая воевала мало, а победы ей командование подтверждало скупо. Ас выжил в боях, но уже после Войны был тяжело ранен и умер от ранения. Очевидно, это злодеяние совершили польские бандиты, которые ныне считаются в Польше героями. Что до Абоимова, то его карьера пилота получилась, к сожалению, очень короткой: 6 числа он всех удивил, сбив три ю-87 за бой. А 8 числа он совершал очередной вылет в паре с Лавренковым и не вернулся из него...

6 марта к юго-западу от Харькова был в воздушном бою подбит лётчик 2 отряда унтерофицер Герхард Хюбнер, который совершил вынужденную посадку и попал в плен. В плену он был расстрелян. На счету этого лётчика было 20 побед. По советским данным, отличился пилот 19-го иап Корень Василий Артемович. Он вёл бой против бф-110 и бф-109, сбил одного из "разрушителей", а потом и Хюбнера. В том бою немцы пытались безуспешно прорваться к "Илам", но сопровождение сработало достойно. Корень был опытный пилот, воевал с первого дня Войны, имел уже 7 побед на счету. Всего он ха карьеру отличился 17 раз, однако, к сожалению, 15 апреля 44 года погиб в бою. Удивительно, но за свою службу он получил только одну награду - Орден Красного Знамени.

18 марта эскадра потеряла ещё одного аса. Был сбит пилот того же 2 отряда лейтенант  Ханс-Вернер Шнайдер, имевший на счету 30 побед. Произошло это в районе Волчанска, сбит он был Ла-5. Претендент на победу снова только один. В указанном месте пилот 240-го иап Пахомов Михаил Фёдорович на Ла-5, отражая налет ю-88, сбил бомбардировщик и два истребителя. Советские пилоты грамотно использовали облачность для атак по врагу. Интересно, что подробным же образом был сбит и Хаммерль. Для Пахомова это был первый бой, он только прибыл на фронт, и первые воздушные победы. К большому сожалению, уже на следующий день этот перспективный лётчик погиб в воздушном бою.

Подведём итоги. Три уничтоженных аса за месяц с количеством побед свыше 20 - это достаточно много. Например, за весь май 43 года немцы на Кубани в куда более ожесточённых боях потеряли безвозвратно от действий истребителей только одного аса, имевшего свыше 20 побед. А если мы сопоставим потери 2-й ВА за этот период с потерями немецких асов, то увидим, что воздушные бои в небе Харькова в марте 43 года были одними из самых благоприятных для советской стороны. Действительно, недостаток опыта пилоты компенсировали отличной тактикой, дисциплиной и хорошими навыками пилотирования.