Спасибо тебе, ПластикАрт!

Алексей Браницкий
Спасибо тебе, ПластикАрт!
За небо в алмазах
За краски заката
Советские и ГДРовские пластмассовые сборные модели самолётов-это в сравнении было просто небо и земля. Советских было больше типов. ГДРовские были не частый гость на прилавках магазинов. У ГДРовских к тому же были очень красиво оформленные коробки, преимущественно работы художника Рейша (OTTO REICH). С 1987-88 оформление коробок стало менее интересным. Там на черном фоне стали просто помещать небольшое цветное фото модели. Это чудесным образом совпало с "концом моего детства" (14 лет) и к 15 лет интерес к склеиванию новых пластмассовых моделей постепенно угас. Да и куда ставить? У меня и так штук 50 уже было, включая космический корабль "Восток" масштаба 1:25. Детство - это суета? Оформление коробок менялось чаще, чем пресс-формы. Я не застал всех моделей Пластикарта. Некоторые из них начали выпускать задолго до моего рождения, например, Ил-14 в 1958. Ко времени моей активности он исчез с прилавков, а возможно, и с производства, но я бы от него, понятное дело, тогда не отказался бы. Поизношенные прессформы от Ту-104 и Ил-18 передали, очевидно, в Москву на завод "Кругозор", где они выпускались с упрощенными деколями, не совсем соответствующими копийности: СССР-4242 для Ту-104 и СССР-5454 для Ил-18. Ребятам предлагалось проявить изобретательность и самостоятельно довести оформление самолёта до эстетически приемлемого уровня, используя ту же краску-серебрянку от Пластикарта и синюю изоленту для полосы под илюминаторами. Кроме ИЛ-18 и Ту-104 пластикартовского масштаба 1:100 "Кругозор" выпускал массу иных стендовых сборных авиамоделей, например, ЯК-40 1:125 (?), Ан-10А 1:150 и Ан-24 масштаба где-то 1:157. Следует отдать должное изобретательности разработчиков Кругозора, выполнивших модели АН-10 и Ан-24 с пропеллерами в виде прозрачных дисков - типа, воздушный винт крутится, стоящий на подставке самолёт как бы летит. Несмотря на гораздо менее красочное оформление коробок и примитивные или отсутствующие деколи,  советские авиамодели тоже были достаточно интересны, хотя иногда несколько косячны. Ту-104 масштаба где-то 1:250, хотя теперь пишут, что 1:125 или 1:175, производства Баку был выполнен с носом, как у "Каравеллы" и отклоненными основными стойками шасси - если его поставить, то самолет стоит с приподнятым носом, как бы готовясь оторваться от полосы и взлететь. Кроме пластмассовых самолетов, у меня были сборные модели ИСУ-152, АМО-Ф-15, трактора "Беларусь", а также несколько собранных картонажных самолетов - преимущественно старинных - из журнаоа "Малый моделяж" (Польша). Это не считая примерно 10 коллекционных машинок масштаба 1:43 саратовского завода "Тантал" и пары штук иных производителей - типа того же Кругозора - Иноченти Морис ИМ-3, Мазератти Мисталь.
 Когда покупаешь и склеиваешь новую авиамодель, испытываешь радость. Потом она стоит на полке. Надо с них вытирать пыль периодически. А потом эти авиамодели, к сожалению, могут начать раздражать некоторых домашних. Их приходится куда-нибудь раздаривать.  В фильме "Мордашка" папа Дмития Харатьяна был тоже такой авиамоделист. В Москве в 1980-е взрослые дядьки таким серьёзно занимались и у магазинов обменивались. Модели фирмы НОВО ЧССР.
Вот какие самолёты у меня были:
Учебный биплан De Havilland DH.60G “Gipsy Moth” - ПО МИР
Фронтовой истребитель F237 Спитфайр МК – 8\9 - ПО МИР
Морской истребитель F245 Хэлкет Ф6Ф - ПО МИР
Морской штурмовик Bristol “Beaufighter” Mk.21 - ПО МИР
Истребитель сопровождения Лайтнинг - ПО МИР
Бомбардировщик Whitley - ПО МИР
Всепогодный истребитель (F262) F4 с деколями, доставшимися через седьмые руки от друзей - ПО МИР
По-2 (продавался, но я не купил, т.к. вырос) - ПО МИР
Истребитель Вампир (Баку, БФИ)
Истребитель Темпест Ярославский химзавод
Аэрокобра Р-39 (F415,Баку)
Ту-104 Баку БФИ Из инета:"Сборная модель  легендарного советского лайнера Ту-104 производства Бакинской фабрики игрушек в СССР.  Была разработана итальянской фирмой Со-Ма в редком масштабе 1/125. Выпускалась в 80-х годах прошлого века." - мог выдаваться за модель Ту-124 - такой лнастоящий списанный лайнер стоял на Минском ВДНХ на ул. Янки Купалы в 1970-е годы
Ми-4 1:50 ДФИ, 5-лопастный несущий винт, игрушка крепкая, на грубоватая. Иллюминаторы не прозрачные, а в виде бумажных наклеек.
Кругозор: авиамодели индекс 408 - Глостер Джавелин (Gloster Javelin), 166 -Спирит оф Сант Луис - самолёт Линдберга, 170 - Блэк Видоу, 204 - Хантер, 256 - вертолет Линкс, один экземпляр с колёсами, другой с лыжами - последнему я сделал двухлопастный винт, чтоб больше походил на вертолет из западных фильмов
Ми-2 "Кругозор"
Як-40, Ан-24, Ан-10А - "Кругозор"
МиГ-21, МиГ-15, МиГ-19 - ПО Вектор, Ленинград,(МиГ-21- возможно, и Минск ПО Мир)
Ми-8 "Кругозор",
Модель транспортного самолёта (похож на Ил-22 или Ил-38 без заднего жала) где-то 1:100, модель около 40 см длиной, черная, но я покрасил серебрянкой, а потом верх фюзеляжа - белой краской. Концы крыльев сделал красными- типа полярный самолёт. Пишут, что это вроде бы Bristol Britannia 1:96, ярославский химзавод “Луч”, но продавалась в коробках с надписью "Сборная модель Транспортного самолета. 40 лет Победы в ВОВ" по цене 2 рубля.
 Як-3 Ил-2 1:57
И-16 1:72, купленный в Ворошиловграде 1987 (Луганск)- киевская ф-ка им. Ватутина


Бывшие у меня модели Пластикарта:
Boeing-727 (в детстве в 8 лет помог собрать папа, 1982 из Москвы, Детского мира, не дожил до фазы активного интереса (5-7 классы)
Ми-10к
Ту-154
Су-7б
Ил-28
Бе-6
Ту-134
Ми-4
Як-40
Ми-1
Ту-2
МиГ-21
Ту-144
Ил-62
Ту-20
L-410
Як-24П
Космический корабль "Восток"
Комет-4 (подарили готовый)
Ан-14 -подогнал товарищ, но я не собирал, а перепродал в 1992 г. в модельный спецмагазин.
Модели красились серебрянкой в соответствии с ливреей Аэрофлота, включая Як-40 - был оставлен белым нос. Меня не очень удовлетворял вид неокрашенных моделей у друзей. Красились Бе-6 и Ту-20. Ту-144 красился в расцветку похожую на Ту-144Д (крылья и низ фюзеляжа - серебристые, двигатели оставил белыми). Для бе-6 в серебрянку была подмешана зеленая акварельная краска. У Ту-20 были оставлены белыми белыми мотогондолы, верх фюзеляжа и киль.
Польский планер szd "Пират" с деколями - модель привезена папой из Москвы где-то в 1989.
У друзей видел Ан-24Б, Меркурий, ДС-8, Трайдент, L-60, Сааб-Дж 35 "Draken", Ан-2 недособранный 1:75 Пластикарт, коробку от Аэро-45 - другу подарил сосед.
 REIFRA в наши дни выпускает некоторые модели Пластикарта.
Еще были клеящиеся домики и железнодорожные постройки из ГДР как дополнение к железной дороге.
Я стал любить небо и закат
За то, что он изображен на коробках Пластикарт
(Ту-20, Ту-144, Меркурий, Трайдент, Як-40, Су-7 и др.- оранжевое зарево на коробке). А на коробке Ту-154 польский город Будапешт нарисован (насчёт польского - шутка Высоцкого). Ил-62 на коробке под каким-то немыслимым углом набирает высоту. Меркурий летит над Парижем- Эйфелева башня.

Были также крейсер HMS Exeter 1:500 ПО =МИР= (ex-FROG)с гидросамолётиком, осень 1985г.
Эскадренный миноносец HMS Ashanti 1:500
индекс 123 - первая модель, привёз папа из Москвы где-то в 1976-77. Он мне сказал, что привез Эсминец, а я стал плакать и говорить "не хочу семенЕц" - я не знал, что такое эсминец. Тёмно-голубая коробочка. Папа склеил его для меня. Мне года 3 было, от силы 4, еще в садик не ходил.
Космический корабль "Союз" из Москвы из серой пластмассы 1:30 типа "Кругозора", начало 1980-х.

Жаль, что современные фирмы почти не выпускают линейку Пластикарта в удобном масштабе 1:100. Потому что в 1:72 самолеты получаются слишком большими, например, Ан-22 длиной без малого метр, а в 1:144 - не столь выразительны, мелковато. Но увеличенные круглые иллюминаторы на кругозоровском Ту-104 смотрелись ужасно по сравнению с предшественником "ЮТ".
Сага о Кругозоре Владимир
кругозор Индекс 363 1:72 Handley Page “Dart Herald”.

эскадренный миноносец HMS Hero 1:500 124
Авиамоделизм лучше помогает изучить историю авиации и расширяет кругозор. Фирма AMODEL, например, выпускает в т.ч. модели экспериментальных аппаратов, напр.,МиГ-21И "Аналог" А-144-2, а также можели крылатых ракет, атомных и обычных бомб, самолетов-снарядов и много чего другого. Фирма украинская, а инструкции на русском и английском. Но в сравнении с Фрогом и Пластикартом сложно, по 200 деталей. На Пластикарте редко было больше 50-ти. Глядишь на эти крылатые ракеты, ужасаешься, сколько в нашей цивилизации страха, ненависти и убийства. Меня почему-то впечатлила модель Су-11, а может  Су-9. Красивый такой и грозный самолёт-стрела, наверняка весьма строгий в пилотировании. Похож на МиГ-21, только стьреловидность у крыльев больше и они смещены к хвосту, треугольное крыло без срезов на концах.

В подтверждение волны стендового моделизма - в "Пионерской правде" в начале 1986 г. на первой странице было помещено фото мальчика из Барнаула и его приятеля, которые занимаются  склейкой стендовых авиамоделей. На фото у них на столе стоял пластикартовский "Меркурий" с деколями, но не крашеный и, кажется, пластикартовский же Бе-6 в руках у героя заметки. Где ГДР и где Барнаул? Эвон куда занесло! "Меркурий" тогда я так и не смог приобрести, зато в конце 1980-х в соседнем дворе в грязи увидел от такого самолётика серебристую турбину и взял себе на память.
В СССР гражданам для получения скидки при покупке нового телевизора предлагалось сдать взамен старый телевизор. И вот, году в 1983 заходим мы в Воложинские "Культтовары", там пирамида из старых телевизоров, в т.ч. с экраном 35 см и защитным оргстеклом. А на отделанной шпоном боковине красуются знакомые переснимки "СССР-4242" скошенные на желтом фоне, в 2х экземплярах, а также флаги СССР. Понятно, что от кругозоровского Ту-104.