Церковь и Бог. В чем разница?

Игорь Устичев
                Часто на обывательском уровне в православной среде можно слышать расхожее суждение: зачем ходить в церковь и платить деньги попам, когда у каждого Бог в душе. Можно Ему молиться и без похода в храм. И время не тратить и часовые службы не выстаивать. Для многих – это очень удобная позиция: с одной стороны, – утруждать себя службами, а значит и подвигами не стоит, а с другой, – и Бог, вроде как при мне остается. Такие настроения подогревает неадекватное, нескромное, а порой и недостойное поведение некоторых священников. О морально-нравственном облике священства мы говорили в работе «О священстве», поэтому здесь мы этого вопроса касаться не будем. Многие не видят принципиальной разницы между личной верой и церковными службами, а поэтому, полагают они, лучше я буду верить в Бога по-своему, а не так, как мне кто-то навязывает. Такие рассуждения всегда были чужды Русскому Православию и пришли к нам после войны 1812 г., вместе с самой образованной частью общества – русским офицерством. Свое развитие они получили во второй половины XIX в., когда в РПЦ МП стал активно проникать протестантизм Западной Европы. Но в России все никак у других: «Умом Россию не понять…у ней особенная стать», – как писал Ф.И. Тютчев. Посему европейский протестантизм смешавшись с истинным Православием превратился в некую гремучую смесь, которую св. Игнатий Брянчанинов называл «Православие протестантского образца». В чем его суть. Не отказываясь от основополагающих ценностей отцовской веры, которые заложены в душе русского человека на генетическом уровне, наш народ, и надо сказать не без помощи т.н. «прогрессивного и либерального» священства, решил облегчить себе жизнь, разбавив строгость отеческих канонов с либеральными послаблениями еретиков-протестантов. В результате получилось, как в известной репризе В. Винокура: «Здесь играем, здесь не играем, а здесь рыбу заворачивали», к святоотеческой вере стали примешиваться либеральные протестантские ценности, размывающие не только строгость и непогрешимость веры, но и насаждающие представления о том, что для веры Бога церковь не обязательна, а если и нужна, то только для отправления обрядов. Христос основал Свою Церковь с двумя главными целями – объяснение евангельского учения и совершение Таинств. Никто не может давать официальное вероучительное толкование, кроме Церкви. История семи Вселенских Соборов об этом наглядно свидетельствует. На этом стоит Православие, на этом зиждется Церковь Христова. Протестанты, наслушавшись Лютера, решили, что каждый член их церкви – сам себе и священник, и толкователь Писания, а посему в церкви, ее структуре, Таинствах и иерархии нет никакой необходимости. Такое мировоззрение легло на благодатную почву нашего далеко не самого ретивого в вере народа и части безграмотного священства. Зачем нести тягости Православной аскетики и богоугодных трудов, когда можно пропеть самому себе: «Аллилуйя, Иисус меня любит! Значит я спасен!», и на этом считать свой долг перед Богом исполненным. Вот такие еретические, подобные змеиному яду, мысли одолевают многих из наших православных. Они стали удобоприемлимыми в силу того, что русский человек очень ленив, особенно в вере, с одной стороны, а с другой – позволяют не прибегать к Церковным Таинствам: Исповеди, Евхаристии, Священства. «Ну, если я с Богом на «ты», то зачем мне церковь? У меня Бог в душе, мне посредники в виде попов и церкви для общения с Ним не нужны», – оправдывают сами себя идущие в погибель. Мы не будем здесь догматическими выкладками, ссылками на Писание и св. отцов, обосновывать необходимость Церкви и ее цели на земле. Наша задача обратить внимание на следующее. Помимо церковной иерархии, структуры церкви, ее богослужений церковного убранства, церковь совершает Таинства или особые богослужения, в которых незримо присутствует Святой Дух, наделяя эти службы сверхъестественной силой и дарами. Никакими другими способами получить эту силу и дары человек не может. Жизнь православного христианина начинает с Таинства Крещения и реализуется в Таинстве Евхаристии, без которых спасение немыслимо, а не принявший их лишен участи во Христе и не входит в малое стадо Христово, т.е. остается за оградой Божией. Какую бы самую благочестивую жизнь не вел человек, но, если он не участвует в жизни церкви и ее таинствах, он мертв для Жизни Вечной. Многие оправдывают свое нежелание ходить в храм личностью священника. Можно часто слышать такие рассуждения: вот батюшка новую иномарку купил! А за какие деньги? Небось, за счет прихожан жирует! Или: посмотрите, какие себе хоромы о. Федор отстроил, да еще и прислугу нанял. На какие шиши? А тот поп – пьяница беспробудный и на людей кричит! Как я к нему пойду? Да, ни за что! Эти говорят те, которые хотят прикрыть свое собственное нерадение о спасении души грехами другого человека, пусть и в священном сане. Такое самооправдание – в погибель, и за него придется отвечать на Суде Христовом. Св. Феофан Затворник говорил: «Если бы благодать искала достойных священников, то люди остались бы без крещения, исповеди причастия и, вообще, без всех таинств». Нужно понимать, что Таинства, которые совершает священник, – непреложны и от его личности никак не зависят, ибо Таинства вершит Святой Дух руками иерея. Поэтому отвергающий таинства ради личности священника, отвергает Духа, а значит и собственное спасение. Это, что касается Православия протестантского образца на личном, бытовом уровне. В жизни РПЦ МП это выражается в несколько иных формах. Как известно, самый любимый лозунг протестантов, с которым они носятся по городам и весим «Иисус тебя любит! Вера твоя спасла тебя!». Т.е. по учению Лютера достаточно уверовать во Христа, чтобы считать себя спасенным. Причем уверовать не в том смысле, как это понимает Православие, а в том, – что достаточно заявить, что ты веруешь, и Аминь! небо и Иисус ждут не дождутся тебя! Правда, на вопрос, почему в таком случае, все протестанты не на небе, если они уже спасены через веру, последователи Лютера не отвечают. Это лжеучение проявляется в жизни нашей церкви в том, что форма берет верх над содержанием, т.е. основное внимание уделяется обрядовой стороне жизни церкви, а внутренне, духовное, богословское содержание либо размывается, либо обходится стороной. Отсюда и охлаждение веры не только среди мирян, но и клириков. Высоконравственные и душеспасительные проповеди заменятся пересказом Евангелие на воскресных проповедях, священники обращаются с амвона набором дежурных фраз и общими рассуждениями, суть которых сводится к постулатам: молись, кайся, постись и окстись! Аминь, иди с Богом! А пока это произносится между рядами скучающих прихожан бродят странные личности в платочках или стихарях, собирая пожертвования на нужды храма. Причина этой беды заключается в том, что ни одно духовное учебное заведение на может подготовить священника, т.е. человека, наделенного особой харизмой служения Богу. Чтобы быть таковым, нужно иметь особые Дары Святого Духа, которых удостаиваются не те, кто решил принять священный сан, а те, кого для этого избрал Господь Своим неисповедимым Промыслом. Поэтому вместо священников духовные семинарии и академии выпускают священнослужителей, т.е. профессиональных, наемных работников культа, задача которых исполнять положенные требы и совершать установленные богослужения за соответствующее вознаграждение. Больше от них и ждать ничего не приходится; да, и они сами в истинном пастырстве и духовном окормлении паствы не очень заинтересованы, в силу того, что не знают, что это такое и, как это делать. Вот и погружается с каждым годом все глубже и глубже в пучину Православия протестантского образца наша церковь. Тем не менее, Таинства никто не отменял, и Господь хранит Свою Церковь, пока они в ней непогрешительно совершаются. Главная разница между Богом и нашей церковью заключается в том, что Богу нужно сердце человека: "Сыне, даждь Ми твое сердце" (Притч.23:26), а Церковь призвана своему сыну в этом помогать через толкование Божественного откровения и совершение Таинств. Никакая церковь или богослужения и все Таинства вместе взятые не заменят человеку Бога, равно как и отказ от всего этого к Богу не приведет. Нужно иметь духовный разум, чтобы личные отношения с Богом гармонично сочетать с церковной жизнью, всегда помня, что  Бог не в рукотворных храмах живет, а в сердце человека, а Таинства - это способ общения с Богом, благодать и силы, которых не иначе, как в Церкви получить невозможно.
                Поэтому, когда мы слышим рассуждения на тему «У меня Бог в душе, и мне посредники не нужны», мы должны понимать, что устами такого человека говорит дьявол, ищущий погибели всякого нерадивого в деле спасения.