Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородиц

Роман Овчаренко
Информация о жизни Иоакима и Анны, о рождении Девы Марии, и о её детских годах заключена в Евангелии от Иакова – старшего сына Иосифа Обручника , а также в Евангелии псевдо-Матфея .
Удивительная и непростая история жизни супругов Иоакима и Анны заслуживает особого внимания. Иоаким (с еврейского языка «Йехоаким» – «Бог восставляет») происходил из царского рода, его родословная восходит к самому царю Давиду, а значит он принадлежит колену Иудину. Местом его постоянного обитания был город Назарет. Анна (с еврейского языка «Ханна» – «милость», «благодать») также происходила из знатного рода, она была младшей дочерью священника Матфана из первосвященнического рода Аарона, а это уже у нас колено Левино. Интересный во всех отношениях брак, в котором сплелись царский и священнический род. Давайте окунемся в их детские годы и становление.
Иоаким занимался разведением скота с пятнадцати лет, и весьма преуспел в этом, ведь уже в двадцать лет он отделяется от родителей и вступает в брак с девицей Анной. «Был в Израиле некий человек по имени Иоаким, из колена Иудина, пас он овец своих, страшась Бога в простоте и праведности сердца своего… Он делил на три части стада свои, имущество свое и все то, чем владел. Отдавал он одну часть вдовам, сиротам, странникам и бедным; другую – тем, кто были посвящены на служение Богу, а третью он сохранял для себя и дома своего. Бог размножил стадо его, и не было подобного во всей земле Израильской» .
Несмотря на то, что пара была давно уже жената («сорок лет они жили в супружестве»), детей у них не было . Здесь необходимо пояснить. За всю свою жизнь Иоаким и Анна не совершили большого греха, были честными, порядочными и милосердными людьми, но отсутствие у них детей вызывало у общества подозрение к ним. В те далекие времена бездетность рассматривалась как неисполнение Божьего завета (с еврейского языка «мицвы» – заповеди, предписания), и была признаком богооставленности. Иудеи ждали прихода Мессии (Спасителя), и каждый в глубине души надеялся, что именно в его роду появится великий Освободитель. Особое внимание было приковано к потомкам колена Иудина.
Жить в состоянии постоянного оправдания перед людьми – это пытка. Но Иоаким и Анна проявили недюжинное терпение и смирение перед лицом того испытания, которое выпало на их долю. Каждый из них винил в происходящем только себя. Почему же Господь так долго не давал им ребенка? Святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Господь медлит, научая нас тем самым неослабному прилежанию в молитве, и хочет, чтобы мы и за терпение получили награду».
«И вот наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары». Пришел со своими дарами и Иоаким. «И выступил против него Рувим (один из книжников храма), сказав: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю»» .
«И огорчился очень Иоаким, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едой и питьем молитва» .
«А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность... И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи.
И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь. И пришли вестника два и сказали ей: муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем… И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме» .
«Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь. По прошествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребенку, и назвала ее Мария» . Имя Мария (с еврейского языка «Мариам») переводится как «госпожа».
Рождение ребенка всегда сопряжено со страданием матери. Но, несмотря на все тяготы и боль, это всё же самое радостное событие в жизни любой женщины. Великая радость после великого страдания. Вот и в Библии сказано: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21).
Действительно, рождение человека – это великая радость, но еще и одна из тайн, которую нам, увы, не дано осознать в полном объеме. Мы видим лишь внешнюю сторону явления, а вот внутренняя ее составляющая ускользает от нашего внимания. В мире ничто не происходит бесследно или просто так, любое вторжение вносит свои коррективы в жизненный баланс.
Рождение ребенка – это тоже вторжение, но оно, в отличие от других жизненных явлений, всегда воспринимается как нечто положительное, как то, что ведет к лучшему. В каждом ребенке скрыт удивительный потенциал доброго и светлого начала. И вся задача человечества состоит в том, чтобы не погасить до времени то доброе и нежное, что еще не оформилось в нечто устоявшееся. Очень многое зависит от родителей, от их духовной зрелости и готовности к воспитанию добропорядочного человека.
«Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери… И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею. Когда исполнился девочке год, Иоаким устроил большой пир и созвал жрецов, книжников и старейшин, и весь народ Израильский. И принес свою дочь жрецам, и те благословили ее, сказав: Бог отцов наших, благослови это дитя и дай имя славное во всех родах. И сказал народ. Да будет так! И затем поднес ее к первосвященникам, и они благословили ее, сказав: Бог всевышний, снизойди к ребенку сему и дай высшее и непреходящее благословение» .
Итак, что мы узнали из прочитанного? Бездетные престарелые родители вымолили у Бога себе ребенка, и когда получили желаемое, воспитали девочку в праведности и посвятили ее Богу. Но ни они, ни окружающие даже помыслить не могли, что эта девочка станет Матерью Господа. Чудесен был образ Ее рождения, чудесна была и жизнь Ее. Девочка стала связующим звеном в истории человечества. Её рождение резко очертило грани существующего беспорядка и открыло горизонты для новой жизни.