Джон Виссерс Богословие и духовность Жана Кальвина

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЖИЗНЬ С БОГОМ: БОГОСЛОВИЕ И ДУХОВНОСТЬ ЖАНА КАЛЬВИНА
Джон А.Виссерс (2009)

Введение

В этом году исполняется 500 лет со дня рождения реформатора  XVI века Жана
Кальвина (Ковена), родившегося 10 июля 1509 года в Нойоне во Франции. Питер Штейнфельс отметил, что Кальвин был человеком, «который, возможно, сделал столько, сколько никто другой, чтобы сформировать современный мир. И все же, после 500 лет, Жан  Кальвин по-прежнему человек нелегкий для понимания». 1 Несмотря на попытки реабилитировать образ Кальвина, есть« обширные легенды », которые окружают его, что затрудняет отличение исторических фактов от карикатур. Кальвин был назван «без сравнения самым мудрым человеком французской церкви» (Ричард Хукер) и «самым христианским человеком своего века» (Эрнест Ренан) ». В то же время он был оскорблен как «диктатор», «убийца Сервета» (Стефан Цвейг) и «садист и убийца» (Кристофер Хитченс). 2 Кальвин часто представляется как «непримиримый слепой, который применял плутовскую мораль к гражданам Женевы ». 3 В то же время, недавние биографы Кальвина - Т.Х.Л. Паркер, Уильям Боусма, Бернард Коттрет, Алистер Макграт, Герман Селдерхуис и Брюс Гордон - раскрывают добрую, нежную натуру Кальвина. Это человек более сложный, более гуманный и более страстный, чем обычно думают.
Эта лекция, однако, не о Кальвине как человеке; Речь идет о богословии Кальвина.
Но когда дело доходит до богословия Кальвина, карикатуры также изобилуют. Кальвин часто изображается как «стальной прядильщик суровых богословских учений о развращенном человечестве и жестоком Боге, предопределяющем людей к небесам или к аду » 4. « Кальвин широко известен, отмечает Брайан Джерриш, как "авторитарный реформатор и холодно логичный теолог, чья мысль, представленная в его "Наставлении в христианской вере" , полностью покоилась на догме предопределения » .5 Говорят, что Кальвин имел каталог библейских отрывков и принудительно кормил ими добрых граждан Женевы.
Это правда, что  на популярном уровне такие карикатуры по-прежнему изобилует, но следует отметить, что научное понимание богословия Кальвина на самом деле изменилось на протяжении многих лет. Раньше было модно говорить о том, как обучение Кальвина как юриста способствовало строгой логике, которую он использовал в систематическом изложении библейской доктрины. В последнее время, однако, акцент сместился на обучение Кальвина как христианского гуманиста и важность гуманизма эпохи Возрождения в его мышлении как богослова. В любом случае, Кальвин известен своими обширными библейскими комментариями и теологическими трактатами. Он блестящий писатель, талантливый стилист на латыни и на французском языке,  ритор, который знал, как составить хороший аргумент и убедить людей в истине, как он ее понимал.
В этой лекции я хотел бы остановиться на одном аспекте богословия Кальвина:  как «пастырского» или «духовного» богослова. Под духовным богословием я имею в виду мысль, которая возникла из работы Кальвина как проповедника и пастора, богословие, которое было вложено в проповеди и молитвы, а также в библейские комментарии и богословские трактаты. Я имею в виду теологию, которая возникла и отразилась на христианском опыте Бога, - что сегодня мы называем духовностью.
«Духовность» - это современное слово, созданное французскими иезуитами в XVIII веке и относящееся к внутренней духовной жизни. Поэтому это не то слово, которое знал Кальвин. Он использовал термин «благочестие» для обозначения христианской жизни, и я хочу в этой лекции утверждать, что «благочестие»» - или, если хотите, «духовность», - занимает центральное место в теологии Кальвина. Кальвин был обеспокоен жизнью с Богом, жизнью в присутствии Бога - корам Део, и его богословие было духовным по своему характеру.
Позвольте мне быть ясными - я не первый, кто это заметил. Изучая вопрос о мысли Кальвина с этой точки зрения, я использую работы таких ученых, как Джон Лейт, Элси
Энн Макки, Эллен Чарли, Брайан Герриш, Серене Джонс, Деннис Тамбурелло, Говард
Хагеман, Люсьен Джозеф Ричард, Джоэл Бик, Су-Янг Ли, Герман Селдерхейс, Тодд Биллингс, а также замечательной американской писательницы Мэрилин Робинсон. 6 Существует все больший консенсус в исследованиях Кальвина, который показывает, что этот аспект теологии Кальвина является основополагающим для понимания всего корпуса его работ. В недавно опубликованной книге Герман Селдерхейс напоминает нам, что богословски монументальные идеи Кальвина были духовно могущественными и лично преображающими в их контексте.  Селдерхейс идентифицирует этапы жизни Кальвина в соответствии с тем, что он видит как «духовный / экзистенциальный теибр Кальвина»в разные периоды его жизни» 7. Богословие Кальвина родилось из интенсивного, духовного  и экзистенциального общения с Богом, и не просто библейская каталогизация или набор логических выводов ». Исследование Селдерхуиса дает глубокое понимание теологии Кальвина с точки зрения его жизни, особенность, которая придает более человеколюбивый характер тому, что часто рассматривается как «трудные и дьявольские доктрины » 8.
Кальвин был озабочен привлечением христиан к глубокому и личному пониманию Бога. Как реформатор второго поколения, он подчеркнул не только доктрину Лютера
об оправдании только верой, а также учение о союзе со Христом и возрождение Святым Духом как основу христианской жизни. Духовная жизнь - благодарный ответ милостивому прощению Бога. Кальвин считал, что христианам нужно моральное укрепление и что Бог является надлежащим агентом реформы. Фактически, цель "Наставления" Кальвина , как указано в предисловии к королю Франциску I в 1536 году, является Благочестие: «Моя цель состояла исключительно в том, чтобы передать определенные зачатки, с помощью которых те, кто затронутые каким-либо рвением к религии, могут быть сформированы для истинного благочестия» (10). 23 года спустя он повторил ту же цель в 1559 году в окончательном) издании своей книги.
Кальвин "не имел никакой другой цели, кроме как принести пользу Церкви, поддерживая чистую доктрину благочестия ... чтобы через рвение распространить [Божье] Царство и продвигать общественное благо». 11 Таким образом, необходимо, чтобы Кальвин был духовным богословом, как тот, кто, по словам Эллен Чарри, «рассматривает теологию как способствующую благотворному формированию верующих, чье достоинство заключается не в их собственной власти, а в их послушании Христу » 12. Цель богослова заключается в укреплении христианской идентичности членов Церкви, помогая им понять достоинство новой жизни, совершенной для них Христом. Задача теологии состоит в том, чтобы помочь верующим понять и испытать, что владычество Христа пронизывает всю жизнь - в семье, на работе, в церкви и среди друзей. Короче говоря, для Кальвина, доктрина и благочестие идут вместе.
Целью рассмотрения статей религии является усиление благочестия, чтобы способствовать духовному росту. Джон Лейт отметил: «Кальвин написал свое богословие,
чтобы убеждать преобразить человеческую жизнь » 13. Даже тревожная доктрина Кальвина об избрании должна была так или иначе обеспечить истинную мотивацию для благочестивого образа жизни. Истина Божия, для Кальвина, понимается как и в личных и глубоких взаимоотношениях человечества с Богом. Духовная жизнь для Кальвина "представляет собой великолепную попытку дать выражение для того, что означает иметь отношение к живому Богу каждый момент своей Жизни». 14 При просмотре через этот объектив теология Кальвина начинает казаться менее жесткой, менее полемической,  репрессивной, более реляционной, активнрй и даже освобождающей.
Это то, что я хочу спорить и проиллюстрировать, и я хочу сделать это, посмотрев на теологию молитвы Кальвина в "Наставлении в христианской вере". Если бы суждение о трудах богослова, старого или нового, зависело от того, сколько места он посвятил теме молитвы, тогда можно было бы заключить без труда, что Жан Кальвин был богословом молитвы. Джордж Хендри однажды заметил: «Кальвин посвятил главу в издании "Наставления" 1536 г. молитве и эта глава оставалась на протяжении всех последующих изданий, став одним из великих трактатов церковной истории р молитве. 15 Она содержит 79 страниц и является одной из самых длинных глав В издании  1559 года , превзойдя даже почтенную доктрину предопределение на 10 страниц. Он также предшествует обработке Кальвином предопределения на конец III книги "Наставления". Как говорит мой друг и ученый Кальвин Виктор Шеферд: Немногие в истории христианской мысли написали о молитве.столько же, сколько Кальвин . «Немногие подошли к этому с чувством и глубиной. Еще меньше людей поняли социально- психологическую ситуацию, в которой он писал: беженца, который знает, что жизнь нестабильна, политическим правителям нельзя доверять, предательство всегда под рукой; но выше всего, выше внешней и внутренннй бездомности, которая рассеется только в эсхатоне,  Град Божий, давно обещанный Его народу и он, вечен ». 16 Итак, обратимся к трактовке молитвы Кальвином

1. Благочестие, молитва и знание Бога

«Молитва, - говорит Кальвин, - это интимная беседа о благочестивом с Богом». 17 Благочестие - это любимое слово в богословском словаре Кальвина, но это слово, которое было не раз неправильно использовано в христианской традиции и стало непонятным. Как отмечает Марджори Томпсон: «Благочестие, слово, некогда наделенное уважением, теперь предлагает многим слащавую сентиментальность или чуткую, легко шокируемую  совесть. Наша карикатура на благочестивого христианина -  глаза, закатывающиеся вверх, и руки постоянно соединяемые кончиками пальцев» 18. Форд  Льюис Батлз отметил, что «для современного ума слово« благочестие »утратило исторический статус и следствия. «Оно стало подозрительным», на то, что в нем содержится предположения о пустой религиозной сентиментальности» 19. Кальвин не использовал это слово таким образом. Слово благочестие (лат. Pietas) буквально означает «долг перед Богом», и это относится к преданности и приверженности Богу, выраженной в христианской жизни посредством множества действий. Кальвин определил благочестие как благоговение, связанное с любовью к Богу, которое дает знание о Его благах »( НХВ.1.2.1).
Если молитва - это интимный разговор благочестивых с Богом, очевидно, близость с Богом, о котором говорит Кальвин, не следует путать со слащавым, поглощенным самим собой восприятием духовности. Нет, молитва уходит корнями в благоговение, веру и любовь к Богу, основанную на знании Бога и того, что Бог сделал для Своего народа в Иисусе Христе. В то же время сила «интимного» не должна уменьшаться. Молитва личная и опытная- это «главное упражнение веры», и главное средство, с помощью которого верующие "получают блага Христа" 20.Поэтому для Кальвина и его современников благочестие было достойным словом, свободным от неприятного оттенка. Это было похвальное послушание или верная преданность Богу и ближним. «Истинное благочестие состоит ... в искреннем чувстве, которое любит Бога как Отца, поскольку оно боится и почитает Его как Господа, обнимает свою праведность ... и понимает Бога, как Бог показывает и заявляет о себе». 21
Молитва - это упражнение послушания Богу, как Отцу, и служение Богу как Господу, говорит Кальвин. Молитва основана на повелении и обещании Бога. Как акт благочестия, основанный на любви к Богу, это не просто акт внутренней духовной жизни. Истинное благочестие, основанное на почтении и любви, выражается в Equitas (справедливость). В акте молитвы верующие выполняют свой долг перед Богом и  ближнимие. Благочестие и молитва - это не просто внутренние распоряжения, а внешние действия. Молитвы благочестивых двигают нас «вверх» к Богу и «наружу» к другим.
Вот почему в реформатской традиции жизнь молитвы понимается прежде всего как взращивание христианской веры и Божественного знания в служении Богу и ближнему. Это не исключает религиозные переживания как рутинные, так и экстатические, но способствует тому и другому. Созерцание здесь не было основным направлением. Реформатская духовная традиция вообще избегала монашеских и созерцательных мотивов в пользу активного взаимодействия с миром. Вся жизнь понимается как принадлежность к Богу и жизнь под властью Христа. Христианское благочестие должно найти выражение не только в индивидуальной душе, но и в Церкви, и далее охватить все сферы - социальные, политические, экономические и культурные. Молитва - это деятельность в мире. Она не пассивна, не спокойным. Она активна, привлекая мир, а иногда даже революционна. 22
Исходя из этого, Кальвин приводит шесть мотивов молитвы. Позвольте мне кратко их пояснить. Во-первых:«Чтобы наши сердца были поднятыревностным и жгучим желанием всегда искать Бога, любить Его и служить Богу, пока мы не привыкнем к необходимости бежать к Богу, как к священному убежащу». Для Кальвина молитва должна развивать привычку к молитве, т.е. результат молитвы - больше молитвы. Молитва становится отношением, в котором живет жизнь.
Во- вторых, "чтобы в наших сердцах не было желаний,  при которых мы должны стыдиться сделать Бога свидетелем, пока мы учимся устанавливать все наши желания перед глазами Бога, и даже излить Ему все наши сердца ». Молитва очищает наши мысли и помогает освящению. То, что Кальвин означает здесь, заключается в том, что не должно быть ничего, о чем мы не можем молиться. Вся жизнь должна быть названа в присутствии Бога.
В-третьих, «мы должны быть готовы получить Божьи блага с искренней благодарностью сердца и благодарения за преимущества, о которых наша молитва напоминает нам, что они пришли от руки Бога ». Молитва - это акт благодарности, который выражает абсолютную зависимость от Бога. Реформатская духовность подчеркивает христианскую жизнь как радостный ответ благодарности Богу. Молитва учит нас видеть жизнь как подарок и признавать Бога источником всего, что мы есть и имеем.
В-четвертых, «получив то, что мы искали, и убедившись, что Бог ответил на наши молитвы, мы должны позаботиться о Божьей доброте более пламенно ». Молитва меняет наше отношение к Богу. Как говорит Говард Райс: «Когда мы молимся, мы приходим к выводу, что Бог любит нас и слышит наши крики и Его воля - о нашей целостности и благополучии,
. В- пятых, «в то же время мы с большим восторгом обнимаем те вещи, о которых мы признаем, что они были получены молитвами ». Мы учимся получать то, что Бог имеет для нас в жизни.
И, наконец, «Это использование и опыт могут, в меру нашей слабости, подтвердить Божье провидение ». Это может быть, пожалуй, нечто самое сложное для практического применения. Молитва, утверждает Кальвин, учит нас знать провидение Бога как опытную реальность, чтобы мы могли узнать, как Бог поддерживает и защищает нас Своей благодатью в любых обстоятельствах, которые мы можем найти.
После шести причин молитвы Кальвина следуют четыре «правила» молитвы.
Первое правило связано с почтением, которое можно было бы ожидать, поскольку понимание Кальвином благочестия коренится в почтении. «Что мы имеем в виду и в сердце, каки подобает тем, кто вступает в беседу общения с Богом ». Правое и чистое созерцание Бога означает, что мы должны сосредоточить внимание на Боге в словах и отвлечься от мыслей и забот, которые гнетут нас. В эпоху отвлечения внимания, когда мало внимания уделяется чему-либо вообще, это, возможно, одним из самых важных моментов Кальвина. В то же время Кальвин был реалистичным. Он зЗнает, что мы не можем ожидать избавления от забот, отвлечений и беспокойств полностью, но даже здесь мы приносим их к Богу и делаем их поводом для молитвы.
Второе правило связано с честностью: когда мы молимся, мы должны знать о нашем убожестве. «Мы молимся от искреннего чувства нужды и с покаянием ...при нашей мольбеи, когда мы ощущаем нашу недостаточность, и искренне размышляя о том, как нам нужно все, что мы ищем, присоединяемся к этой молитве всерьез - со жгучим  желанием достичь цели". Молитва требует осознания реальности. Это не осуществление прихоти или иллюзии. Молитва для Кальвина не поверхностна - это важно. Молитва основана на мудрости, самопознании, восприятии и самоанализе, вытекающих из познания Бога. Это отражают вступительные слова "Наставления": «Почти вся мудрость, которой мы обладаем, то есть истина и разумная мудрость, состоит из двух частей: это знание Бога и нас самих ». 24 Знание Бога и самопознание у Кальвина тесно связаны, и оба они
 глубоко испытываются в молитве.
Третье правило - смирение: мы полностью доверяем себя и смиренно умоляем о помиловании ... так что каждый, кто стоит перед Богом, в своем смирении полностью отдает славу Богу, отвергает все мысли о собственной славе ... и отбрасывает прочь всю самоуверенность ... »Кальвин настаивал на том, что сердце молитвы - это ходатайство о том, что Бог простит наши грехи. В молитве мы напоминаем, что Бог милостив именно потому, что Он стоит над нами как Судья.
В-четвертых, мы молимся с уверенной надеждой. Когда благочестивые беседуют с Богом, они могут быть уверены, что их молитва будет услышана и будет ответ. Надежда и вера всегда преодолевают страх в теологии молитвы Кальвина. Молитва - акт дерзновенной уверенности, который предполагает  доброжелательность Бога. Это смелый акт воображения, в котором человек смеет доверять свою жизнь, со всеми ее заботами и беспокойствами, Богу, в руках Которого жизнь и смерть, Который вправе не оказать милости. Вот почему это должна быть постоянная практика.
В общем, что такое молитва за Кальвина? Это интимный разговор благочестивых с
Бог. Кто такие благочестивые? Те, у кого есть почтение, связаны  любовью к Богу. Знание Божьих благ побуждает. Почему благочестивые молятся? Молитва - главное осуществление веры, средство, с помощью которого верующие ежедневно получают Божьи блага. Это означает, что Божьи люди выкапывают сокровища, которые были отмечены Евангелием Господа и на которое смотрела их вера. Божьи люди молятся, потому что они ж елают подчиниться повелению Бога и потому, что они верят в Его обетовние Бога. Молитва часто изображается даже в реформатской традиции как односторонний монолог, где верующие несут свое дело перед Богом на расстоянии, а затем пассивно принимают то, что  Бог хочет или может сбрасывать с небес в ответ. Тщательное чтение работ Кальвина о молитве, однако, показывает, что это не так: молитва интимная, личная, разговорная и реляционная. Это правда, что Кальвин подчеркивает почтение - в конце концов, Бог есть Бог, но это не препятствует разговору, в котором имеет место дерзновение и мольба и, даже покой в радости от присутствия Другого.

2. Участие, молитва и союз со Христом

Молитва также является участием в заступническом служении вознесенного Господа Иисуса Христа. Кальвин - основательно христологический богослов, и нигде это не видно больше, чем в его богословии молитвы. Молитва - это средство, посредством которого наша вера может созерцать Христа, наше ожидание может зависеть от Христа, и наша надежда может отдыхать во Христе.
Христология Кальвина изложена главным образом в Книге II Наставления: «Знание Бога-Искупителя ». Кальвин принимает христологию ранней Церкви, т.е. халкидонское учение о двух естествах - человеческом и Божественном, в одном Лице Христа, но творческий аспект его христологии фокусируется на концепции медиации. «Посредничество - это объединение сторон, чтобы попытаться добиться примирения». 25 Посредник - это тот, кто стоит между сторонами, чтобы добиться такого примирения, и в Новом Завете, заметил Кальвин, этот термин применяется к Иисусу Христу как «один Посредник» Между Богом и человечеством (1 Тим. 2: 5), Который совершил примирение, преодолевая грех (см. Евр. 8: 6, 9:15, 12:24). 26 Посредническая работа Иисуса Христа, отмечает Кальвин, совершается в трех служениях, как Пророка, Священника и Царь, так называем munus triplex  или «тройственное служение Христа». Кальвин не был первым, кто использовал эту идею - ее можно найти у отцов Церкви, но он был первым, кто его разработал и полностью использовал в качестве соединительного звена между делом Христа и историей завета Израиля. 27
Вот в чем здесь смысл: после того, как Кальвин излагает четыре правила молитвы, он переходит к обсуждению заступничества Христа как богословской основы для молитвенной жизни. Он начинает, подчеркивая, что Христос является нашим Посредником в молитве, точнее, нашим Заступником. Почему мы молимся во имя Иисуса? - спрашивает Кальвин. Поскольку Воскресший и Вознесенный Христос - наш Заступник, Он представляет нас перед Богом в молитве; Он ходатайствует за нас. Это продолжающееся священническое служение Иисуса. Как Пророк Он учит, как Царь царствует и как Священник совершает умилостивление за грех в своей смерти на кресте и продолжает ходатайствовать за нас как Воскресший и Вознесенный Господь. «Мы находимся в уверенности перед БогомПотому что Бог во Христе понес наши грехи, и Бог воскресил Иисуса Христа из мертвых. Теперь Христос воскрес (и вознесся) по правую руку от Бога, где Он является нашим Заступником» 28. Иисус Христос - наш великий Первосвященник. Для Кальвина Христос не является связистом, передающим наши молитвы на расстоянии .
В дополнение к тому, чтобы быть обоснованным в посредничестве Христа, у Кальвина богословие молитвы также основано на нашем «союзе со Христом». В начале книги III из "Наставления", в которых мы находим учение Кальвина о молитве, Кальвин описывает динамику христианской жизни: «Во-первых, - говорит он, - мы должны понимать, что до тех пор, пока Христос остается вне нас, мы отделены от Него и все, что он перенес и сделал для  спасения человечества, остается бесполезным для нас. Поэтому чтобы поделиться с нами тем, что Он получил от Отца, Он должен был стать нашим и жить внутри нас ». 29
Мистический союз со Христом является центром богословия Кальвина, безусловно, основой его богословия духовной жизни. Союз со Христом "заключается в том, что совершается личное соединение верующего с Христом, который составляет основу христианской жизни. Как ветви (Иоан. 15), или члены тела с головой (Еф.4), так избранные объединяются со Христом. Это приживление не влечет за собой растворения индивидуальности верующего в Божественном, а также не является целью процесса духовного развития. Это, скорее, работа Святого Духа, которая порождает веру и позволяет нам  как людям участвовать в плодах спасения Христа. Крещение - это знак и печать этого союза; Вечеря Господня питает и поддерживает его» 30
Связь единства между Христом и верующим - Святой Дух. Этот союз осуществляется путем осуществления веры, который включает в себя доверие и принятие сил Христа, как если бы они были нашими. Вера, для Кальвина, является «твердым и определенным знанием о доброй воле Бога к нам, основанной на истине откровенного обетования во Христе; оно раскрыто нашему уму и запечатлено в наших сердцах через Святого Духа » 31.
Что все это значит? В союзе с вознесенным Христом, нашим Посредникомс, нашим Священником, нашим Заступником, Духом, через веру, мы молимся с Иисусом и Иисус молится с нами и за нас. Вот почему мы молимся во имя Иисуса - это не какая-то магическая мантра, призванная получить доступ к какому-то секретному месту. Это признание, что Иисус уже и всегда молится за нас, и это приглашение присоединиться к Нему  в этих молитвах. Это приглашение принять участие в жизни триединого Бога.
Как наш Посредник Иисус навсегда взял свое человечество в жизнь Бога, и в союзе с Ним мы разделяем это общение. Поскольку Христос является нашим Посредником, настаивает Кальвин, мы освобождаемся от стыда и страха, которые могли бы погрузить наши сердца в отчаяние, и мы полны уверенности. «Настойчивость Кальвина в том, что молитва будет совершена во имя Иисуса Христа ... стоит против любого представления о том, что молитва должна быть во имя человека "... будь то наше собственное имя ... или «даже святые на небесах». 32
Молитва Господня, которую Кальвин продолжает излагать в некоторой степени, не просто приводится в качестве примера того, что значит молиться, как Иисус; это дается как приглашение помолиться с Иисусом. Джеймс Б. Торранс делает это красиво:
Христианская молитва "- это наше участие через Духа в общении Сына с Отцом, в Его дивной жизни поклонения и ходатайства »... Триединый Бог благодати создал и искупил нас, чтобы мы свободно участвовали в Его жизни общения и Его ходатайстве. Бог не должен быть обусловлен тем, чтобы  благоволить к тому, что мы делаем, включая  нашу религию, наше благочестие, нашу духовность. Христианская жизнь - это жизнь, живущая в союзе с Христом на основании того, что Христос сделал для нас. Таким образом, молитва - это работа Духа Христова в нас. 33
В общем, молитва для Кальвина - это участие в заступническом служении нашего
Великиого Первосвященника, вознесенного Господа Иисуса Христа. По благодати мы участвуем во Христе и через Христа в жизни Триединого Бога благодати. Молитва - это осуществление веры, Духом, в Котором мы размышляем о Христе, Который ходатайствует за нас, упование на Христа, Который молится за нас, опора на обетования Христа, которые Он отстаивает от нашего имени, и обладание Христом как нашим достоянием. Молитва в реформатской традиции часто пропускала этот христологический упор у  Кальвина.

3. Благочестие, молитва и освящающая работа Духа

Для Кальвина молитва - это интимная беседа о благочестивых с Богом и участие в заступническом служении вознесенного Господа Иисуса Христа. Это также духовный Дисциплина, через которую Святой Дух изгоняет грех, создает рост в благодати и благочестии, во благо верующего и благо мира. 34 Это средство благодати, что воспитывает освящение или святость.
Духовная теология  Кальвина коренится в богословии Святого Духа, которое богословы называют «пневматологией». Несмотря на возражения, «Кальвин является прежде всего богословом Святого Духа». 35 Святой Дух повсюду в его книгах. Мы верим в откровение Бога через внутреннее свидетельство Святого Духа. Тот же Святой Дух, говорит Кальвин, Который говорил через пророков и апостолов, свидетельствует о нашей вере в то, что Библия есть Слово Божье и говорит нам сегодня через Священное Писание. Святой Дух является Духом триединого Бога,исходя из Отца и Сына. Дух был - и есть при работе  творения и в общей благодати (спорное понятие. - Пер.)..
Кальвин говорит, что главная работа Духа по отношению к человечеству - это создание веры и возрождение, из которого вытекает источник весны новой жизни. Другими словами, Святой Дух работает, искореняя грех и создавая новую жизнь. Святой Дух выступает против всего, что мешает человеческому процветанию. Дух Божий оживляет, пробуждает и обновляет человеческий дух, чтобы он мог  жить и делать все, что предназначил Бог человеческим существам.
Для Кальвина молитва - это упражнение самоанализа. Кальвин начинает "Наставление". как мы уже отмечали, известными словами: «Почти вся мудрость, которой мы обладаем,то есть истинная и разумная мудрость, состоит из двух частей: знания Бога и самих  себя ». 36 Духовная жизнь, жизнь благочестия - это жизнь самоанализа и самооценки. Когда мы смотрим на себя, говорит Кальвин, мы приходим к Богу  как тварные существа и грещники. . Существует достоинство быть человеком, что заставляет нас осознать, Говорит кальвин, что «само наше существо есть ни что иное, как существование в Боге» 37. Но поскольку мы смотрим на себя, мы также осознаем, что все происходит не так, как должно быть. Мы живем в мире страданий и грех никогда не бывает далеким от нас. Итак, без знания себя  нет знания Бога. Но, в то же время, и что более важно, без знания Бога нет знания о себе. «Это точно, - говорит Кальвин, - что мы никогда не достигаем ясного знания о себе, если мы прежде не посмотрели на лицо Бога» 38. Бросая решительный вызов нашему светскому миру, Кальвин утверждает, что если мы не будем смотреть дальше и если мы полностью довольствуемся нашей собственной праведностью, мудростью и добродетелью, мы сладко льстим себе и воображаем себя чем-то вроде  полубогов, и в конечном счете, становимся демагогами 39.
Отвращение от греха необходимо не только для духовного здоровья, это является обязательным требованием для общественного порядка. Грех это не серия неправильных действий, которые должны быть исправлены, это состояние, которое должно быть преобразовано, состояние смерти, в которое должна войти воскрешающая жизнь. Каждый день, говорит Кальвин, нам нужен Святой Дух, Который не даст нам заблудиться.
Святой Дух действует через средства благодати. Средства благодати являются «путем , по которому Божья благодать приходит и получается людьми.» 40 В богословии Кальвина, акцент делается на Слове и таинствах и молитве, как Богом данным средствам передачи благодати, что ведет к оправданию и освящению. Вот почему реформатские духовные практики были сосредоточены в основном на средствах благодати, называемых в Вестминстерском кратком катехизисе «внешними и обычными средствами , посредством которых Христос сообщает нам преимущество Его искупления,»особенно слово, таинство, и молитва (Q.88).
И вот почему Библия занимает центральное место в реформатском благочестии. Духовная жизнь не существует, если не слышать и не верить в Слово Божье. После Кальвина реформатская традиция учит, что это Слово является источником личного обновления и Дух Божий использует написанное Слово, чтобы помочь верующим расти в «поучениях и наставлениях Господа.»Крещение дарует христианскую идентичность  верующих и их детей. Кальвин говорил о «истинном присутствии Христа» в Вечере Господней и подчеркнул приобщение верующего от веры и Святого Духа вознесенному Христу. Нечастый праздник общения в поздней традиции (вопреки Кальвину, который хотел еженедельного причащения!) подчеркивает необходимость истинного покаяния и веры. хотя реформатскому  празднованию общения часто предшествуют подготовительные служения, которые сосредоточены на молитве и самоанализе. 41
Этот акцент на самоанализ означает, что реформатскоя благочестие и молитва часто был глубоко вдумчивыми и отмечены беспокойством, задумчивостью и некоторой духовной тяжестью. Это отражает учение о предопределении и стремление к уверенности в спасении. В то время как духовная практика в реформатской традиции никогда не было средством, через которое кто-тозаработал спасение, она часто становилась средством, через которое искали уверенность в спасении. Подход Кальвина к молитве не исключает
созерцание. На самом деле, один из наследников Кальвина, пуританин Ричард Бакстер, практиковал форму из Lectio Divina или божественного чтения , в которой молитва и размышление сочетались с размышлением над Библией.

Вывод

Подводя итог,  я отмечу, что «в то время как Кальвин часто изображается как
интеллигент и богословский рационалист, на самом деле его богословие проникнуто тайной и духовными парадоксами. 42 Нигде это не видно более ясно , чем богословии молитвы у Кальвина. Молитва является интимным разговором благочестивого с Богом: личным общением и отношениями. Молитва является участием верующего в ходатайственном служении Великого Первосвященника, воскресшего и вознесенного Господа Иисуса Христа: Христос в центре, Он действует и мы в Нем уверены. Молитва это духовная дисциплина, в которой мы рассматриваем себя, созерцани Бога, и через которую Святой Дух взращивает верующего в благодати и благочестии: это влияние динамическое, созерцательное, активное, преобразующее. Вкратце, молитва Кальвина характеризуется беседой, участием и размышлением. Молитва - это глубоко тринитарный акт: разговор с Богом, в союзе с Христом, через присутствие и силу Святого Духа. И молитва лишь один пример того, как тщательно богословие духовной жизни формируется у Кальвина тринитарным пониманием Бога.Жизнь с Богом есть жизнь с Триединым Богом благодати. Для Кальвина доктрина Троицы - это не абстрактное математическое описание божественности; она лежит в основе христианской веры и практики.
Кальвин был далек от совершенства, как человек, как пастырь и как богослов. Он сделал большие ошибки. На самом деле, Кальвин умер признавшись, «Все, что я сделал  не имеет ценности ... Я несчастное существо.»И по его просьбе, он был похоронен в общей могиле без камня. Но цель его жизни должна была служить Богу. Его личной эмблемой была картина пламенное сердце держится в руке с письменной надписью следующего содержания (на латыни): ; «Мое сердце Я предлагаю Тебе, Господи, живо и искренне.»В эпоху духовного голода, духовное богословие Кальвина продолжает призывать  мужчин женщин к поклонению Триединому Богу

1 Peter Steinfels, "Purposeful Leader", New York Times (July 10, 2009). Reprinted in
Montreal Gazette, Saturday, August 8, 2009. Section G, 8.
2 William Klempa, "500 Years of Calvin", National Post, July 10, 2009, section A, 15.
3 Peter Steinfels, New York Times, op.cit.
4 Peter Steinfels, op.cit.
5 Brian A. Gerrish, John Calvin: Writings on Pastoral Piety , edited by Elsie Ann McKee, "Classics"Western Spirituality, Paulist Press, 2001, xiii.
6 cm. Stunning novels by Marilyn Robinson "Gilead and Home", as well as her wonderful collection of essenazyvaemaya "The Death of Adam".
7 Herman Selderhuis, John Calvin: A Pilgrim's Life (IVP, 2009).
8 James Merrick, "Selderhuis Review" John Calvin: A Pilgrim's Life, August 27, 2009, www.
theologyforum.wordpress.com
9 Ellen Charry, "Renewing Your Mind" (Oxford), 199.
10 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, (Philadelphia: Westminster Press, 1960), 9.
11 Ibid. , 4.
12 Ellen Charry, op.cit., 57.
13 John Leith, "The Doctrine of the Christian Life" John Calvin , 17.
14 Ibid., 224.
15 George Hendry, "Biography of theology", Bulletin of Princeton Seminary, December 1972, quoted in John's book Leith, Basic Christian Doctrine , 262
16 Victor Shepherd, "Calvin in Prayer", Unpublished article.
17 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, (Philadelphia: Westminster, 1960). 3.20.16.
18 Marjorie Thompson, Feast of the Soul: An Invitation to Spiritual Life (Westminster), 6.
19 Ford Lewis Battles, "Introduction", "Institutes of the Christian Religion", lii.
20 institutes, 3.20.1; See Also Victor Shepherd, "Calvin in Prayer", Unpublished article.
21 The first Catechism of Calvin, French, 1537; Latin, 1538.
22 See. John Vissers, "Reformed (Calvinist) Spirituality," in Glen Scorga (ed.) Dictionary of Christian
Spirituality, Zondervan, upcoming 2010.
23 Howard Rice, Reformed Spirituality, 78.
24 Institutes, 1.1.1
25 Donald K. McKim, Westminster Dictionary of Theological Terms (Westminster John Knox, 1996) 170.
26 Ibid., 170.
27 Ibid., 180.
28 See. John Leith, "The Basic Christian Doctrine", 265
29 institutes, 3.1.1
30 P. Mark Achtemeier, "Union with Christ", Encyclopedia of the Reformed Faith, edited by Donald K.
McKim (Westminster John Knox, 1992), 379-380.
31 Institute, 3.1.7
32 John Leith, Basic Christian Doctrine, 265.
33 James B. Torrance, Worship, Community and the Triune God of Grace (IVP, 1996), 13-18.
34 Ibid.
35 William Stacy Johnson and John Leith, The Reformed Reader, Volume I, 239.
36 Institutes, 1.1.1
37 Ibid., 1.1.1
38 Ibid., 1.1.1
39 Ibid., 1.1.1
40 Donald McKim, Westminster Dictionary of Theological Conditions, 120.
41 See John Vissers, "Reformed (Calvinist) Religion" in Glen Scorgi (ed.) Dictionary of Christian Spirituality, Zondervan, forthcoming 2010.
42 Timothy George, "John Calvin: The Comeback Kid," Christianity Today, September 2009, 32.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn