Про аниме Герой-рационал перестраивает королевство

Анатолий Зоренко
"Герой-рационал перестраивает королевство" или "Как герой-реалист перестраивает королевство" - это очередная история о попаданце, т. е. очередной исекай, кои уже успели надоесть части аудитории аниме. Данную историю часто ругают - и да, отчасти, есть, за что.

Начну с завязки истории. На первый взгляд всё выглядит наивно (впрочем, частично так и есть):

Главный герой жил себе в Японии, но вдруг его призвала в другой мир кучка тамошних магов по приказу тамошнего короля. Зачем? А затем, что кто-то им внушил, будто люди из нашего мира успешно противостоят демонам, от набегов которых страдает тамошний мир (кто и с чего вдруг решил это, я так и не понял; но ладно). ГГ не торопится умирать на поле боя, а потому быстренько убеждает короля, что не столько силён, сколько умён, и может помочь королевству другими методами... Кои оказываются настолько перспективными, что король уже через несколько дней отрекается от престола в пользу нашего ГГ-попаданца - назначает того новым королём. Думаю, большинство недосмотревших бросали аниме как раз на этом моменте, который выглядит настолько притянутым за уши, что можно было бы поспешить с подведением итогов: "это очередной исекай, где имбовый ГГ-ОЯШ, коему всё будет доставаться легко просто потому, что он главгерой (расходимся)". Ан-нет! Не всё так просто! Даже такому поведению короля, которое на первый взгляд выглядит сценарной глупостью, в конце концов найдётся объяснение! Король не так прост, как кажется (во многом - благодаря его королеве!). В ходе повествования на это даются намёки; например, упоминается ожесточённая борьба за престол в недавнем прошлом - и то, что после неё на троне оказался такой, казалось бы, слабый правитель, выглядит либо сценарным косяком, либо элементом сюжетной тайны! (увы, в последнее время зрители так привыкли к сценарным допущениям в аниме, что вряд ли задумались бы о втором варианте).

Итак, что ещё? ГГ выясняет, что вверенная ему страна находится в упадке - и, прежде всего, из-за коррупции! Затем он вычисляет растратчиков путём старой-доброй бюрократии (которая в понимании многих хоть и противоречит эффективной работе, но в определённых ситуациях оказывается полезной); таким образом ГГ составляет список тех, кому доверять НЕ НАДО (в будущем это ему ой как пригодится!). Так что в отличие от многих других аниме с героями-отличниками здешний ГГ не имитирует умственную работу, решая непонятные примерчики и задачки на бумаге, а занимается по-настоящему полезным делом.

Далее - он распродаёт залежавшиеся в сокровищнице ценные предметы, но не все, а в зависимости от их практической ценности; к примеру, оставляет магические артефакты, от которых в определённой степени зависит обороноспособность страны. Грамотно? Да. Конечно, сокровища на то и сокровища, чтобы их можно было продать при необходимости; хотя предыдущий король на это не решался - надо думать, не верил, что, наконец, появилась необходимость (ну, вы знаете этих власть имущих - даже если в стране кризис, для них он не кажется таким же ужасным, как для "людей внизу").

Но затем... начинаются странности. Наш герой-король объявляет "конкурс талантов", дабы набрать новых помощников взамен не оправдавших доверия чинуш и лордов. Да, решение радикальное - возможно, необходимое; но в идеале ГГ пришлось бы много времени потратить на поиски лучших из лучших, надёжнейших из надёжных; однако ему везёт, и в числе первых откликнувшихся талантов как раз оказываются нужные люди, ещё и дружащие с понятием честности! Допущение? Да. При этом из-за количества желающих принять участие в "конкурсе талантов" ещё и должна была снизиться производительность труда во всём королевстве (ибо зачем продолжать вкалывать за гроши, когда можно попытать счастье и улучшить жизнь раз и навсегда, оставшись при дворе?!). В общем, спорный и рискованный момент; тут слишком многое зависит от "авось". Логичнее было бы поискать помощи у некоторых лордов, которые всё-таки оправдали доверие, - пойти на переговоры и попросить предоставить талантливых и надёжных людей для укрепления государства. К тому же, если даже организовывать поиски "самородков среди народа", это тоже лучше делать сообща и с заранее оговорёнными правилами - так, по крайней мере, падение производительности труда в королевстве будет менее критичным и более контролируемым.

Другая странность - то, как ГГ борется с голодом, ищет новую съедобную флору и фауну. Ладно - монстры! Конкретно мы не знаем, насколько они могут быть съедобными, так что можно поверить в уместность такого кулинарного изыска. Но то, что без надоумливаний от ГГ тамошние жители не сообразили есть осьминогов (которых много), вызывает сомнения. Во Франции в своё время смекнули есть лягушек и улиток (а всё от голода!), но тут - даже кальмара никто не пытался приготовить?.. Куда большая проблема с саранчой: один гурман предложил ГГ-королю попробовать саранчу, и тот, в свою очередь, одобрил. Хотя для нашего мира это очень спорный момент. Знаете, люди не просто так не едят определённые продукты. Например, выходцы из Европы пьют коровье молоко потому, что имеют переносимость лактозы (чем не могут похвастаться многие другие народы!); а некоторые северные народности употребляют в пищу "мясо с душком", потому что имеют устойчивость к трупному яду (для других людей это самая настоящая отрава!). Или же некоторые жители юга Азии едят насекомых, потому что хорошо усваивают их (тем временем как для других насекомые токсичны; от случайно проглоченного жучка может и ничего не быть, а вот регулярное питание... мягко говоря, плохо исследовано). Так что такая себе идея в долгосрочной перспективе - ОЧЕНЬ спорная!

Третья странность - то, что к ГГ-королю обратилась за советом лесная эльфийка, дескать "лес эльфов чахнет, и мы не знаем, что с этим делать". Серьёзно?! Эльфы, живущие в лесу, не знают, как ухаживать за лесом?! Да и с чего они решили, что это должен знать представитель человеческой расы, коей, наоборот, менее свойственно жить в гармонии с природой?! Да, это уже косяк; откровенный косяк сценария! То самое принижение умственных способностей других персонажей, дабы ГГ на их фоне смотрелся выгоднее! Это ничем не оправдать... Но всё же - что посоветовал ГГ? А посоветовал он санитарные вырубки старых деревьев, дабы новые не испытывали нехватку места и света. Просто и эффективно. Но всё равно спорно (а потому это уже двойной косяк!). Видите ли, дикие леса существовали задолго до появления человечества и его "необходимой" помощи матери-природе. Так что и санитарные вырубки им не нужны; природа сама со всем справляется! Например, там, где холоднее, деревья относительно тонкие и низкие; слишком плотно они не стоят, ибо для корневой системы тоже нужно место (из-за всего этого нет и недостатка света для менее высокой и откровенно мелкой растительности). А в местности, где климат теплее и леса выше, уже нередки сильные ветра, при которых старые, отсохшие ветки ломаются под собственной тяжестью - оказываются внизу и быстро утопают в другой растительности, затем разлагаются. Санитарные вырубки нужны в загазованной или загрязнённой техническими отходами местности, где у деревьев ослаблен иммунитет - а потому активно развиваются свойственные им болезни (беда нашей, технократической цивилизации; фэнтези-мирам это чуждо!). Ещё такие вырубки востребованы в лесах, где бездумными людьми сокращена популяция птиц, которые поедают насекомых; из-за нехватки птиц сверх меры плодятся насекомые, питающиеся листвой и древесиной - а потому представляющие опасность для деревьев. Вот и приходится проводить санитарные вырубки, срезая "поражённые вредителями" ветви и выкорчёвывая полностью погибшие деревья, дабы лес не чах! Но я очень сомневаюсь, что всё это было бы нужно эльфам. К тому же санитарными вырубками частенько прикрываются для бесчестной рубки деревьев с целью продажи в обход законов; так что с этим далеко не всё однозначно!

Впрочем, те самые эльфы даже ухитрились столкнуться с такой проблемой, как оползень. Уточню, что это явление не свойственно для местности с крепкой корневой системой, удерживающей почву. Если эльфы впрямь жили в диком лесу (который ещё и не захотели рубить даже по совету ГГ!), как же случилось, что им не посчастливилось столкнуться с таким природным явлением? Короче, трижды косяк!

Чем наш герой ещё занимался? Ну... отправился в отпуск после нескольких удачных нововведений - надо думать, дабы набраться сил перед внедрением других новшеств. И всё-таки - не слишком ли поспешно брать отпуск спустя в лучшем случае несколько месяцев после принятия обязанностей короля? Да и... о каком ОТПУСКЕ может идти речь в феодальном государстве?! Впрочем, оно было довольно прогрессивным и до появления в нём главгероя; чего стоит упоминание пенсий! Пенсий, Карл! Какие ещё пенсии?! В феодальном строе богатые люди сами откладывали себе на старость; а бедные старики получали обеспечение от молодых родственников - и то лишь, когда работать уже не могли физически. При феодализме не было никакого "пенсионного возраста"! Тогда народ работал, пока был способен работать; а подать в отставку на старости лет и уйти на заранее обеспеченный отдых могли лишь очень зажиточные люди!

Так что минусы у "Героя-рационала" есть. И те, что описаны выше, лишь сюжетные! К визуалу тоже стоит придраться. Аниме снято ОЧЕНЬ дёшево. Обилие статичных кадров, частые имитации движения картинки с помощью пролёта камеры, КУЧА моментов в разговорах, где ничего, кроме рта, не двигается (из-за банального повтора трёх-четырёх кадров с единственным отличием - разным положением того самого рта); а у бывшего короля, вовсе, один дизайн одежды: мантия и КОРОНА даже тогда, когда король уже отрёкся от престола, - абсурд! Касательно экшена - его не просто мало, а катастрофически мало... Знаете, в чём корень проблемы? В том, что раньше аниме создавалось ради Идеи, к которой относились бережно, а сейчас это бизнес, где в приоритете количество, а не качество. Для бизнесменов не важно, что некоторые произведения можно было бы сделать качественнее; им важно поставить индустрию на поток в стиле "чем больше штампуем, тем чаще имеем деньги". Такой подход позволяет тратить меньше времени на создание одних проектов и БЫСТРЕЕ приступать к другим; к тому же это даёт возможность экономить на труде художников: чем меньше они рисуют, тем выгоднее студиям, т. к. приходится меньше тратить на зарплату работникам (ибо оплата у них идёт отдельно за каждую страницу). Вопреки тому, что сейчас выпускается больше аниме, чем когда либо, можно с уверенностью заявить, что аниме скатилось, - слишком уж много появляется низкокачественных экранизаций, которые можно было бы сделать добротнее, если бы им уделялось побольше внимания и времени! Да, индустрия проигрывала бы в количестве. Но выигрывала бы в качестве! По-моему, парочка хорошо приготовленных блюд куда лучше обилия объедков; ну, не за конвеерность и бизнес-подход зрители полюбили аниме! Сколько можно халтурить?! Ведь аниме - это, независимо от подхода, долгий, кропотливый и относительно низкооплачиваемый труд! И становится очень печально, когда художники, аниматоры, сценаристы, композиторы и сэйю тратят силы на ТАКОЕ, подчиняясь хотелкам беспринципных бизнесменов, для которых важно лишь одно - поиметь деньги. Ведь дельцы НЕ заинтересованы в художественной ценности выпускаемого продукта! Им удобнее повсеместно снизить качество продукции, дабы люди стали менее привередливыми, благодаря чему можно было бы штамповать менее качественно, зато масштабнее!

Также к минусам относятся непонятные возрастные ограничения. Если верить некоторым сайтам, ранобе-первоисточник позиционирует себя как сэйнен, т. е. произведение для читателей от 18-ти лет. Логично было бы сделать аниме-адаптацию для той же возрастной категории - тогда и крови в (и без того редких!) моментах битв можно было бы нарисовать побольше; получилось бы всяко реалистичнее того, что имеем! Но нет - кто-то решил, будто выгоднее рисовать аниме-адаптацию как сёнен, т. е. для аудитории от 12-ти до 18-ти лет. Это странно, ибо герою произведения 19 лет, т. е. он "староват" для зрителей-школьников, которым привычнее наблюдать именно за героями-школьниками. К тому же при более высоком возрастном рейтинге можно было бы сделать реалистичнее взаимодействия ГГ с противоположным полом; однако вместо этого мы имеем следующую ситуацию: ГГ - очевидный девственник и даже не торопится менять статус, ещё и смущается, когда девушки... скажем так, нарушают его личное пространство. Короче, жалкое зрелище для 19-ти лет. Не знаю, может в ранобе и было также, но в аниме это можно было бы исправить - уменьшить возраст ГГ ради большего соответствия аниме-сериалу для подростковой аудитории или же повысить возрастной рейтинг и убрать "комплекс недотроги в 19 лет". Увы, но и в этом плане аниме создавали спустя рукава.

Возвращаюсь к плюсам. К ним можно отнести интересные политические интриги и боевые действия (не столько в плане экшена, сколько в плане стратегических ходов). Также в произведении логично низкий уровень технического прогресса при распространённости магии (ну, правда - незачем развивать технологии, когда есть магия).

И всё-таки смотреть данное аниме или нет - решайте сами. Его сюжет не настолько плох, как отзываются многие; да, неидеален - но неплох. Ситуацию мог бы подправить качественный визуал, но его не завезли.