Казанские татары в гребенской станице

Еремин
  Идея написания этого очерка принадлежит моему соратнику и другу профессору, доктору исторических наук Виталию Борисовичу Виноградову, руководителю "Кавказоведческого семинара" (г. Грозный - г. Армавир ), также моему научному руководителю на кафедре "Истории народов Северного Кавказа" Чечено-Ингушского государственного университета имени Льва Толстого в 1989-91 гг.

  В истории случается так, что некая часть народа отрывается вдруг от родных мест и корней и уходит вдаль, где строит жизнь свою, сообразуясь уже с другими законами.Притом, однако, не теряет связующей нити памяти, которая ведёт в глубь веков.
  В очерке пойдёт речь об историческом прошлом той части жителей нынешнего Шелковского района Чеченской республики, которые именую себя "казанскими татарами" или просто "казанцами".

   ...Даже в середине XIX века, когда на Кавказе уже довольно чётко можно было разделить горцев по складывающимся самобытным признакам народностей, русскоязычные источники нередко продолжали величать их "татарами". Истоки этого надо искать ещё в тех столетиях, когда Северный кавказ входил в сферу владений и влияния Золотой Орды.
   Слова "Кавказ" и "татары" мы нередко находим стоящими рядом в произведениях А.Бестужева-Марлинского, М.Лермонтова, Льва Толстого. И даже в наши дни бывает, иной из потомков гребенских казаков скажет о противоположной стороне Терека: "татарская сторона". Но в этой некогда общей массе чётко прослеживается особая группа - казанцы, которые, строго говоря, и были тут собственно татарами. Только не золотоордынскими, а совсем другими...

...В архивном документе, свидетельствующем об упразднении из-за натянутости внешнеполитических отношений в первой трети XVIII века российской крепости "Святого креста" на реке Сулак в Северном Дагестане и переселении к вновь построенной крепости Кизляр "служилых" людей, упоминаются "казанские татары". Тогда они составили в в Кизлярской городской черте особый квартал - "Казанте- аул".

   В начале XIX столетия в нём проживало более 50-ти семей. На Кавказ они попали из Казани, "как люди, весьма охочие к военному делу". Произошло это в 1722 году время знаменитого "Персидского похода" Петра I-го, побывавшего тогда и на Тереке. Он взял с собой татар-"охотников"(добровольцев) в качестве переводчиков-толмачей. Отсюда и пошло их название у окружающих народов, да и у них самих - "казанцы".

   Когда поход Петра I окончился, их поселили сперва в крепости "Святого Креста", а затем уже перевели во вновь образовавшийся город Кизляр. Наряду со служебными обязанностями (участие в походах, в отражении внешней опасности, функции проводников и переводчиков), татары проявляли склонность к торговле. Вместе с армянскими, грузинскими, таджикскими и персидскими купцами они держали торговые связи России с Закавказьем и Персией. Подтверждением этого является такой факт, что в ХVIII-XIX вв. один из трёх рынков Кизляра назывался "татарским".  Занятие торговлей и выполнение других служб государству требовало грамотности. Поэтому в одной из школ Кизляра в конце XVIII века работал учителем КАЗАНСКИЙ ТАТАРИН, УЧЁНЫЙ И ПУТЕШЕСТВЕННИК Мухамед Амин. В этой школе обучались и горцы-аманаты "русско-татарской" грамоте,
   Первая "встреча" гребенских казаков с казанскими татарами произошла ещё в середине XVI века. Тогда военный отряд храбрых всадников с берегов Терека, как свидетельствуют документальные источники, пришёл на помощь русскому Царю Ивану Грозному в  пору присоединения к Руси Казанского и Астраханского ханств. Важно подчеркнуть,что в те нелёгкие годы среди казанских татар-прямых потомков населения Волжской Булгарии - были немалые группы пророссийской ориентации, и вполне возможно, что известная общность интересов у гребенцов и казанцев стала определяться с тех давних времён.

   В числе письменных документов начала 80-х годов XVIII в.есть письма кизлярскому коменданту от "казанского татарина" Исака Зейтова, жившего "среди чеченцев". Он пишет о себе, что "определён был у находящихся на Амирхановом броду (местность в округе современного селения Алхан-Юрт)деревень" в качестве российского пристава-наблюдателя с целью "приласкания переселившихся туда чеченцев". Исак рассказывает:"...полтора года я безотлучно при них нахожуся и в тех местах построены деревни, которые вступили в подданство, а всего они насчитывают до трёхсот дворов". Речь тут идёт о чеченцах Алдинского и Гехинского обществ. Демонстрируя хорошую ориентированность в местных условиях и личное участие в тамошних делах, он утверждает: "Гребенчековцы (крупное чеченское общество Герменчуг)также желают вступить в подданство, о чём перед сим было писано, на которое ожидают вашего благоволения".
   Естественно, что Исак Дзейтов был не единственным казанцем, сыгравшим заметную роль в становлении и укреплении русско-северокавказских связей. И, забегая чуть вперёд, напомним, что юный Лев Толстой, поступив в Казанский университет, брал весьма уроки "по турецко-татарским языкам", изучал арабскую график и турецко-татарскую филологию. Возможно, что предполагая будущую встречу с Кавказом, он рассчитывал увидеть там и давних переселенцев-казанцев, занимавших своё оригинальное место в панораме местных тюркоязычных народов...
   В первой половине XIX в. в связи с потерей Кизляром свойств и былого значения "русской столицы на Северном Кавказе", а также упразднением военных и казачьих поселений в черте города, казанские татары покинули город. Перепетии Кавказской войны забросили было мусульман-казанцев в "единоверный" лагерь Шамиля. Но глубоко разочаровавшись в планах и делах имамата они вновь вернулись на берега Терека.

   В вышедшем в 1915 году "Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа" весьма осведомлённый казак-краевед Ф.С.Гребенец (Панкратов)писал;"...казанские татары вышли сюда из гор, куда они бежали из рядов русских войск к Шамилю, долго там жили, где поженились,приняли облик чеченцев, но впоследствии передались русскому правительству и были причислены к числу казаков станиц Новогладковской и Щедринской".

   Служили казанцы в составе старейшего в Императорской армии Кизляро-Гребенского полка. Проливали кровь на полях Манчжурии в русско-японской войне и в "в туретчине" во время Первой мировой, а там грянули и революционные события и гражданская война...
   В приказе Атамана Терского казачьего войска № 308 от 30 июня 1919 года (опубликован в газете "Терский казак" № 162 1919 г.)читаем: "Избранных станичным сбором на должность станичных Почётных судей станицы Гребенской урядников Ивашкина Макара, Уманцева Максима, ЮЗИКЕЕВА ДАУД-МИРЗУ (выд.авт.)и Брюховецкого Максима утвердить в названных должностях". На Тереке казачество тоже разделилось на "белых" и в меньшинстве на "красных", но были сторонники так называемых "зелёных", которые мечтали сохранить прежний "вольный" порядок жизни. В 1920 году из казаков станиц Старогладковской, Шелковской и Гребенской был сформирован многочисленный отряд, который возглавил казачий офицер Мамат. На вышеприведённой фотографии он в центре,по правую руку от него Махмут Нагуманов, по левую - Манап Шамшутдинов, за ним стоит казак Александр Грицак. (Надо сказать, что их потомки и ныне живут в Гребенской) Долгое время казачий отряд доставлял немало хлопот советской власти, пока чекисты не выследили Мамата и убили его на пороге родного дома...

   В годы войны с фашизмом были верны своей Родине казанцы М.А.Юзикеев, Р.А.Гайсин, И.Б.Амерханов, А.Нагуманов, М.Бектемиров. Удивительна судьба Халида Алибекова, бежавшего из фашистского плена во Франции и ставшего участником сопротивления в одном из отрядов "маки". Саид Шамшутдинов сражался в рядах  Народно-освободительной армии Югославии.

   Продолжается история "казанских татар" и сегодня. Много историй, устных преданий, легенд в своё время собрал и записал директор Воскресеновской школы Бектемиров Магомед Мусаевич. Ныне в станице Гребенской действует "Татарский культурный центр", в работе которого активно участвует старейшина Сираждин Салимгереев.Он продолжает активный архивный поиск о жизни своих предков и ныне.
  Надеемся, что этот очерк внесёт свой скромный вклад в сохранение истории "гребенских казанцев", состоявших в казачьем сословии Терского казачьего войска.

 

На фото (из архива С.Салимгереева) татары-казанцы и казаки станицы Гребенской начало ХХ в.