Голенко К. П. Мелочь, а в внутри интрига

Сергей Десимон
Слева направо: Константин Петрович Голенко; Царскосельская железная дорога вначале создания; Самуил Соломонович Поляков.
***

Любая мелочь может служить ключом к тайне, это известно каждому, кто занимается исследовательской деятельностью. Но прежде немного собственной истории в виде преамбулы. Просматривая в 80-тые годы прошлого века «Русский биографический словарь» в поисках предков и, связанных с ними, родственников, я нашёл в дополнении к этому словарю упоминание о Голенко Константине Петровиче, действительном статском советнике. Там было указано, что предполагается поместить в планируемом томе его биографию. Однако сделать это помешали события 1917 года. Между прочим, в указанном словаре помещена биография моего прапрадеда – Десимона А.Ф., так что я не напрасно в своё время перелистывал толстые многотомные фолианты.

Голенко приходится мне довольно далёким родственником. Он – отец жены (Аллы Константиновны) брата (Александра Андреевича) моего прадеда Виктора Андреевича Десимона. Его дочь – Алла Константиновна в нашем роду была довольно необычная личность. Я много о ней слышал, и не обратить внимания на неё и, следовательно, на её родителей я не мог. Так родилось небольшое эссе о её отце (См. Голенко К.П. (1823 – 1884), Георгиевский кавалер, герой Севастопольской обороны 1854 года, управляющий имениями великого князя Константина Николаевича Романова).

Недавно мне попалась в руки книга «Путеводитель И.П. Золотницкого по Царскосельской дороге. 1882 г.» Там я нашёл упоминание о Голенко К.П. и у меня появилась возможность дополнить рассказ об этом незаурядном человеке. Из прочитанного следовало, что «ранней весной 1881 г. на годовом общем собрании общества Царскосельской железной дороги последовало КОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ (обратите внимание на эти слова. – С.Д.)  состава администрации этой линии».

Невольно подумалось. С чего бы это «последовало коренное изменение»? Какими такими обстоятельствами и причинами оно было обусловлено? Кто повлиял на коренные изменения? Автор путеводителя, хорошо осведомлённый в делах Царскосельской дороги, не посчитал возможным объяснить внезапные радикальные изменениям, а вероятно и не знал их, так как его взор не поднимался до вершин, на которых эти изменения вызревали.

Читаем далее: «на места членов правления... были избраны С.С. Поляков, Ф.С. фон Лизандер и К.П. Голенко... Председателем правления избран С.С. Поляков». Требуются некоторые объяснения для пытливого читателя. Согласно «Устава Царскосельской железной дороги» члены правления избирались сроком на пять лет, в количестве 5-ти человек и назывались директорами. Кроме того, они, после подведения финансовых итогов акционерного общества получали вознаграждение в виде 10 % от годовой выручки в равных долях. И ещё, они как акционеры, а каждый из них владел минимум 50-ю акциями, имели возможность получать дивиденты на каждую акцию из расчёта 10-30 % от доходов общества.

Теперь посмотрим на эту информацию с другой стороны. С чего бы это в 1881 году при «коренных изменениях» выбрали вместо 5-ти членов правления только 3-х? Не трудно догадаться: 10% денежных доходов выгоднее распределять среди 3-х директоров, чем среди 5-ти. Вот вам первое объяснение «изменений». Теперь попытаемся объяснить с чего бы это Голенко попал в директора?

Ответить на этот вопрос невозможно не прояснив личность председателя правления – Самуила Соломоновича Полякова, (1837-1888),  получившего известность как строителя и владельца многих железных дорог, крупного предпринимателя и банкира, известного филантропа. Оставим в стороне его необычную карьеру: от еврея подёнщика до концессионера железных дорог в Российской империи, миллионера; получившего потомственное дворянство и чин тайного советника (гражданского генерал-лейтенанта).

Всех, кто знаком с его удивительной биографией, никогда не убедить в том, что в самодержавной России отсутствовали социальные лифты и, кто «был никем», не мог «стать всем». Интересуясь историей я в этом много раз убеждался на примерах и других предприимчивых и талантливых людях. Этот «капиталист» в XIX веке сделал больше для своей Родины, чем «революционеры», подрывающие её устои.

Будим объективны, под руководством созидателя Полякова было построено 2600 км железных дорог  (10% всех дорог в России); он впервые инициировал обсадки железных путей деревьями; первым основал в России: образцовое железнодорожное училище в Ельце; частное среднетехническое горное училище в Горловке, существовавшее за его счёт; пожертвовал более 2 млн. рублей на создание российских учебных, культурно-просветительских, медицинских и богоугодных заведений, а также безвозмездно вкладывал огромные средства на другие благие цели.

Однако нам следует обратить внимание на одну его склонность, помимо предприимчивости – способность заводить дружеские отношения с высшими сановниками и аристократами. Важнейшее лицо, в поддержке которого был заинтересован Самуил Соломонович для успешного функционирования акционерного общества Царскосельской железной дороги являлся владелец Павловска  – великий князь Константин Николаевич Романов. Только с его позволения можно было осваивать земли прилегающие к железной дороге и находящиеся на территории города. И Поляков понимал, что очень важно иметь в правлении общества человека великого князя, а эту кандидатуру мог утвердить только последний.

Теперь попытаемся разобраться почему таким кандидатом стал Голенко К.П.? Я уже писал в своём эссе о Голенко, что являясь управляющим города Павловска,  он пользовался полным доверием великого князя и ни только в хозяйственных, но и в личных делах, являясь крестным отцом внебрачных детей члена императорского двора Константина Николаевича от балерины А.В. Кузнецовой, и на этом основании имел поручение от князя заботиться об их жизни и дальнейшей судьбе, которое он добросовестно и выполнял.

За несколько месяцев до утверждения Голенко К.П. членом правления и акционерного общества Царскосельской железной дороги великий князь Константин Николаевич пишет ему: «Любезнейший Константин Петрович! Тебе известно, что я имею на своем попечении трех малолетних детей (рожденных вне брака от А.В. Кузнецовой. – С.Д.), подкинутых ко мне и принятых мною. Марина подкинута 8-го декабря 1875... Ты был ее восприемником. Анна подкинута 16 марта 1878 года... Восприемником ея был Ф.В. Сарычев (капитан I ранга, управляющий имениями великого князя до Голенко. – С.Д.). Наконец, Измаил подкинут 1-го августа 1879-го года... Он тоже твой крестник. Ныне, – ввиду известных тебе обстоятельств, прошу тебя, этих трех моих воспитанников принять на твое попечение, считать их твоими воспитанниками и заботиться об устройстве их дальнейшей судьбы, принимая те меры, которые признаешь для них полезными. Я впредь уверен, что ты приложишь к этому всю твою любовь и старание»  (письме от 22 декабря 1880 г.).

Обратите внимание на великокняжеские слова «принять на твоё попечение, считать их твоими воспитанниками и заботиться об устройстве их дальнейшей судьбы, принимая те меры, которые признаешь для них полезными». Для выполнения подобных обязанностей необходимо было, чтобы у попечителя имелись соответствующие личные финансовые возможности, помимо тех, которое выделялись на содержание Кузнецовой и детей Константином Николаевичем Романовым. Положение директора акционерного общества это приносило дополнительный доход управляющему городом Павловск, действительному статскому советнику Голенко К.П.  Его начальник – великий князь это хорошо понимал. Перелистывая путеводитель И.П. Золотницкого я выяснил, что «вознаграждение гг. Директорам в 1881 г. оставило 4.500 рублей», или по 1.500 рублей каждому.

Впрочем, это была  не самая большая часть доходов Голенко К.П. А то, что было рассказано – только мелочь в интриге, окружающей общество Царскосельской железной дороги, моего дальнего родственника и одного из членов императорского дома.