Хозяева и гости виллы Киджи Фарнезина

Людмила Хаустова
(Из серии «Азбука Рима»)
 
« Там некогда стоял алтарь и муз и граций. ..
   …Как смутный памятник прошедших,милых лет». 
                (М.Ю.Лермонтов)

      С восшествием на престол жизнелюбивого папы Александра VI из испанского рода Борджа   пышные торжества и празднования следовали один за другим. Самые диковинные и фантастические зрелища ожидали зрителей по вечерам.  Едва сумерки сгущались над Вечным городом, собор Святого Петра вспыхивал потоками огня от свечей, установленных на ребрах величественного купола,  от  факелов и от плошек,  расставленных повсюду на площади перед собором. (См. «Купол собора Святого Петра»). Но самые ошеломляющие представления устраивались у замка Святого Ангела. С четырех башен, посвященных четырем апостолам, взмывали в небо каскады огня, то  имитирующие извержения вулкана, то представляющие грозу с громом и молниями. К полуночи безмятежное умиротворение и расслабляющее успокоение приносили парящие в небе картины с  корзинами цветов и виноградными гроздьями. Правда, случалось, что такие праздники заканчивались пожаром.  Но подобные мелочи не могли испортить  настроения  ни жителям Рима, ни  понтифику. Пожар быстро тушили, и горожане спокойно расходились  по домам, обретая благодатное  отдохновение  у семейного очага. Обсуждая подробности прошедшего праздника, жители Вечного   города неизменно возвращаясь к пересудам о частной жизни понтифика.
    Прежде уже случалось, что некоторые священнослужители обзаводились фаворитками, но обычно  их держали втайне. Теперь же в Риме ни для кого не было секретом, что небезызвестная      Ваноцца Катанеи на протяжении пятнадцати лет оставалась возлюбленной сначала кардинала, а потом папы Борджа, и родила ему четверых детей. Со временем Александр VI признал их племянниками (nepoti, отсюда и пошло слово непотизм или кумовство, семейственность) и  почитал своей семьёй.
    Папский двор  при Александре VI мало отличался от монарших дворов Европы и дворцов высших представителей светского общества. Забыв о христианской заповеди «Не собирайте себе сокровищ на земле...» (Матфей 6.19), понтифики и кардиналы строили себе роскошные дворцы и виллы. На многочисленных празднествах и пиршествах рядом с ватиканскими  сановниками, обязанными соблюдать  обет безбрачия, всё чаще стали появляться прекрасные, великолепно образованные дамы с изысканными манерами. Они ничем не отличались от благовоспитанных представительниц  аристократических и зажиточных кругов общества, только не могли похвастаться благородным происхождением.
   Иногда это были прелестные  воспитанницы монастырских школ. Были при курии римского Папы  специальные школы, где воспитывались брошенные дети,  девочки-сиротки и дочери проституток.  Им давали пристойное образование и даже старались выдать замуж. По воскресеньям, когда скромная процессия юных барышень направлялась в церковь, стоящие на обочине мужчины могли выбрать себе невесту. Курия даже давала за избранницей  небольшое приданое. Но случалось, что выпускницы следовали по следам своих непутевых матерей и становились куртизанками. Были среди них дешевые, или «свечные блудницы»,  свидания с которыми продолжались  краткое время, покуда горела свеча. А вот приличные или «честные» куртизанки ничем не отличались от  пристойных, светских дам. Они  умели не только танцевать и играть на музыкальных инструментах, но многие из них  знали модный на ту пору греческий язык, цитировали Горация и Овидия. Нередко они сами писали стихи, посещали и даже держали литературные салоны.  В это время, когда  пробудился особый интерес к  античности, их сравнивали с  гетерами Древней Греции.  Причем римская Курия даже  легитимировала это сомнительное сословие, позволяя матерям передавать свою фамилию ребенку, если отец не признавал его.
   Куртизанки обычно имели покровителя, что не препятствовало им заводить отношения с другими мужчинами. Особую известность в Вечном городе  получила Лукреция Коньяти, которую со временем стали  именовать «божественной Империей». Она считалась первой представительницей сословия куртизанок. Лукреция родилась от связи папского церемониймейстера с женщиной вольного поведения. Родители определили девочку в  монастырскую школу, где она получила достойное образование. Как отмечали современники, великолепную внешность её дополняли просвещенность, обаяние, остроумие и рассудительность. Когда юную Лукрецию представили богатейшему римскому банкиру  Агостино Киджи, тот немедля взял  её под свое покровительство. Он построил  для возлюбленной особняк в Риме и загородную виллу. В 1500 году Лукреция родила дочь, и  дала ей свое имя.  Киджи,  мечтавший о наследнике, которого ему не смогла подарить супруга Маргарита Сарачини,  отцовство  своё не признал.  Но и при жизни жены и после её смерти в 1508 году, Киджи неизменно  окружал заботой Империю и её дочь. Они были частыми гостями на вилле Киджи, построенной на правом берегу Тибра в Трастевере.
   Проект виллы разработал известнейший архитектор того времени Бальтазар Перуцци. Как многие мастера времени Возрождения Перуцци сочетал талант архитектора и художника. Потолок центрального зала виллы он затейливо украсил мифологическими картинами двенадцати знаков зодиака. Причём  разместил их в том положении, которое они, по показаниям астрологического календаря,  занимали в день рождения Агостино Киджи – 1 декабря 1466 года, и, более того, в момент его появления на свет - 21:30.
     Верхнюю  залу  виллы Бальтазар Перуцци украсил перспективными  «обманками»: нарисованные на стене две террасы с колоннами смотрелись как настоящие, и сквозь них  словно  открывался вид на Вечный город.  Оформлением виллы  занимались виднейшие художники, включая Рафаэля. (См. «Римские предания о Рафаэле и Форнарине»). Расписывая потолок нижнего этажа в зале Галатеи,   Рафаэль попросил позировать ему   божественную  Империю, представленную в виде богини, плывущей по волнам в огромной  морской раковине.    
    На двух этажах виллы располагалось 40 комнат, а на боковом крыле был  надстроен бельведер с лоджией и видом на реку Тибр. Здание со всех сторон окружал сад с виноградниками и фруктовыми деревьями. 
     Как рассказывают в Риме, на первом банкете, устроенном на вилле Киджи, в просторной лоджии над  Тибром, присутствовал сам Папа и 14 кардиналов. Приглашенным были поданы в качестве презента личные серебряные приборы с  выгравированными на них гербами гостей. Поговаривают, что Киджи, вкушавший трапезу на золотых тарелках,  после каждой   смены блюд бросал свои приборы в Тибр.  Правда,  по слухам, внизу   предусмотрительно была натянута сеть, чтобы эти приборы вылавливать.
     По заказу Агостино Киджи для возлюбленной  Империи    в  Трастевере была построена своя вилла, также спроектированная Перуцци и расписанная Рафаэлем. На ней по  вечерам собирались самые яркие личности того времени, поэты, художники, архитекторы и кардиналы.  Однажды среди гостей  появился красивый и обаятельный аристократ Анджело дель Буфало.  Он на многие годы покорил сердце прекрасной Империи, пробудив в ней чувство искренней и настоящей любви. Однако бесконечные скандалы,  устраиваемые супругой, нарекания родных и немая  мольба в глазах подрастающего сына вынудили Буфало к разрыву с Империей.  Поручив роковое известие,  она в отчаянии  приняла яд. Призванные Киджи лекари  никак не  могли помочь несчастной.  Лежа на смертном одре, несмотря  на  раздирающие,  адские боли,  Империя творила покаянные молитвы и успела получить прощение грехов от самого папы. Через два дня бесконечных мучений Империя скончалась.  В завещании она препоручила заботу о своей дочери друзьям, а свой прах попросила поместить в церкви Сан Григорио аль Челио.  Воля покойной была исполнена, и некоторое время бренные останки Империи покоились в пышном саркофаге, подготовленном для нее  Агостино Киджи. Правда со временем её прах из саркофага перенесли неизвестно куда, а на   месте захоронения известной куртизанки обрёл вечный покой  некий  английский каноник. Выбитая в камне надпись позволяет предположить, что это был сэр Эдвард Карн, посол королевы Англии Марии I Кровавой, известный знаток  древнегреческого языка и культуры. Но спустя век его место занял каноник Лелио Гвидиччоне из церкви Санта Мария Маджоре.
    Дочь великолепной Империи, по велению Агостино Киджи, отдали на воспитание в привилегированный монастырь. По выходе из него она вышла замуж за  римского аристократа Алессандро Колонна и родила ему двух детей.
      Самому же  Агостино Киджи долгожданных  наследников подарила другая  восхитительная и высоко просвещенная куртизанка, с которой он познакомился в Венеции. Франческа Ордески, по происхождению  дочь простого венецианского торговца,      появилась на вилле  Киджи уже через несколько  месяцев после смерти первой жены. Очень скоро она стала неоспоримой первой дамой великолепной виллы, чем вызывала  неуёмную зависть  женской половины Рима.  За годы совместной жизни  Франческа родила Киджи четверых детей и к 1519 году готовилась стать матерью в пятый раз. И тогда, нарушая  законы приличия и условности, отказавшись от  предполагаемых  планов престижного замужества с герцогиней Маргеритой Гонзага, Киджи  женился на любимой женщине и матери своих детей. Несмотря на крамольный, даже предосудительный характер   брака  женщины  с сомнительным прошлым,  выходящей  замуж за одного из самых могущественных людей того времени,  церемонию венчания провёл  28 августа 1519 года сам папа Лев Х.   Бракосочетание, отмечаемое   под девизом «Amor Omnia Vincit - любовь побеждает все» (Вергилий),  праздновали на втором этаже виллы Киджи в покоях с фресками на тему свадьбы Александра Македонского с Роксаной.
   Однако рождения последнего ребенка Киджи не дождался. Он умер 11 апреля 1520 года в возрасте 53 лет. На похороны  знаменитого банкира, дельца и мецената  пришли тысячи человек. Похоронили Киджи в церкви Санта-Мария дель Пополо, в семейной капелле. Оформлением её в течение восьми лет занимался Рафаэль, который покинул бренный мир всего на четыре дня раньше своего друга и покровителя.
    Впрочем, и жена Агостино Киджи - Франческа, ставшая  наследницей баснословного состояния, пережила супруга всего на семь месяцев. По Вечному городу расползлись слухи о возможном  отравлении или о самоубийстве. С той поры начался закат могущественного рода Киджи.
   В 1580 году  виллу Киджи приобрел богатейший кардинал Алессандро Фарнезе, внук Папы Павла III.  Ещё будучи кардиналом, Павел III приобрел дворец, получивший в истории название Палаццо Фарнезе. После избрания на папский престол и переезда в Ватикан, дворец, стоящий на одной из прекраснейших  и благороднейших площадей  Рима, носящей имя могущественного рода - пьяцца Фарнезе, многократно перестраивали и расширяли.  В создании этого шедевра высокого Возрождения  принимали  участие величайшие архитекторы.  Антонио Сангалло принадлежит фасад здания, а Микеланджело украсил этот фасад великолепными карнизом, балконом  и  лоджией в центре. Джакомо делла Порта  оформил тыльную сторону дворца с большой  лоджией, выходящей на виа Джулия.  Отсюда открывался вид на стоящую на другой стороне Тибра  виллу  Киджи, приобретенную  кардиналом Алессандро Фарнезе и получившую  в отличие от  Палаццо Фарнезе новое, уменьшительно-ласкательное название – Фарнезина. Микеланджело даже  предлагал перекинуть мост через Тибр, чтобы соединить два владения рода - Палаццо Фарнезе  с виллой Фарнезина. От начатых, но незавершенных работ до наших дней сохранилась увитая зеленым плющом арка над улицей Джулия.
   С 1936 года в палаццо Фарнезе размещается посольство Франции, которое  арендует его у Италии за символическую плату. А  Италия на аналогичных условиях получила для своего посольства в Париже   дворец  Ла Рошфуко.
  Алессандра Фарнезе, нового владельца виллы с закрепившимся доныне названием Фарнезина,  в Риме называли  «Великим кардиналом». Известный коллекционер античной скульптуры и меценат, Алессандро Фарнезе   покровительствовал людям искусства, оказывал поддержку Бенвенуто Челлини, попадавшему в бесконечные передряги. Первые годы в Италии на вилле кардинала Фарнезе провёл  Эль Греко, у которого Фарнезе приобрел две ранние картины: «Христос, исцеляющий слепого» и «Мальчик со свечой».
    С приходом на ватиканский престол нового Папы и в связи с ухудшением здоровья, кардинал Фарнезе удалился  в окрестности Рима, где выстроил великолепную  виллу в Капрароле. С именем кардинала Алессандро Фарнезе также связаны обустроенные им сады Фарнезе на  Палатинском холме.
    Новые владельцы Фарнезины, унаследованной боковой ветвью рода Фарнезе, сдавали виллу в аренду выдающимся гостям, таким как кардинал Ришельё и  шведская королева Кристина Шведская, отрекшаяся от престола и приехавшая в Рим, «чтобы жить и умереть свободной». (См. «Философ и королева»).
   В 1927 году Королевство Италии приобрело виллу, предоставив её Академии Италии.  В 1944 году права собственности на виллу Фарнезина получила   Академия литераторов и философов - «Академия дей Линчеи», членом которой в далеком 1603 году был и Галилео Галилей.
    Ныне на вилле  Фарнезина размещается  музей. Помимо великолепных фресок Рафаэля и его собратьев, здесь можно ознакомиться  с собранием картин, рисунков и гравюр художников XV—XIX веков. Богатейшие сокровища искусства, собранные  Киджи и Фарнезе, с течением времени  разошлись по музеям мира.   Одна из картин, принадлежавших семье Киджи, знаменитая картина Рубенса «Союз земли и воды» хранится теперь в петербургском Эрмитаже.