Донские обители

Новосельцев Григорий Петрович
Донские обители.
Современный человек, проводя огромное количество времени за работой, в интернете, на отдыхе и в «индустрии развлечений», не всегда отдаёт себе отчёт в том, что воспринятые им ценности являются самыми универсальными, что все окружающие нас люди должны проживать свою жизнь так же как и мы, находясь в том же «ритме». Иногда трудно себе представить, что есть другая возможность жизни, и ее носители находятся от нас не так далеко, даже, можно сказать, совсем близко. Что мы знаем о людях, которые посвятили себя иному пути, пути служения Богу?
Монашество в православном мире – это духовный феномен, определить который простыми словами крайне трудно. Это не только внутреннее и внешнее удаление от мира, но и следование ряду принципов, таких как очищение ума от помыслов, образов и пристрастий, внимание к своему сердцу и непрестанная молитва. Именно потому монашество одновременно является и духовным подвигом и особым мировоззрением. Возникло оно в Римской империи в IV веке нашей эры. Одними из первых подвижниками-монахами стали египтяне: святой Антоний, отец отшельничества, и святой Пахомий, создатель общинной жизни. Позднее появился монастырский устав Василия Великого, который также был принят в качестве основного документа монастырской общины. Какие же причины побуждали человека оставлять обыденный мир в столь далёкое от нас время? Конечно же, это и моральное состояние общества, и личные духовные устремления. Александр Мень писал об этом так: «…многие люди запросили „хлеба жизни“, а не суетных мирских благ». Позднее, в эпоху византийского средневековья, монашество оставалось хранителем образцов высокой нравственной жизни, просвещения и благотворительности, которая проявлялась прежде всего в братской помощи друг другу. Отец Иоанн Мейендорф писал: «Развитие монашеского подвижничества и духовной жизни не было бы в христианской Церкви столь мощным и всеобщим, если бы оно не отвечало определенным духовным исканиям и не соответствовало пониманию самого христианского откровения» [И. Мейендорф: «Единство империи и разделения христиан»].
На Руси монашество появилось в эпоху исторического перелома. Князь Владимир сделал свой, судьбоносный, выбор Веры в пользу православного христианства. Одним из первых монастырей на Руси стал Киево-Печерский монастырь, построенный около 1071 года в лесной пещере на берегу Днепра. Основателями его стали подвижники Антоний и Феодосий. По преданию, Антоний совершил паломничество на гору Афон, где настоятель монастыря сказал, что по возвращению на родину его ждут чернецы и монахи. И действительно, в возникающих на Руси монастырях концентрировалась книжная учёность, творческие начало, закладывались основы православного искусства.
Монашество вместе с Русью пережило монголо-татарское нашествие, центром духовного единства русских земель стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским. Именно богатыри-монахи Пересвет и Ослябя, согласно легендарному сюжету, первыми встретили противника 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Монастырский уклад подготовил и подарил нашему Отечеству первопроходцев, отправлявшихся на Русский Север, просветителей, которые вели миссионерскую деятельность среди языческих племён. Именно монастыри на Руси стали центрами книжности и учёности. Монастырь был и воспитательным домом, и приютом, и больницей.

 О монастырях на Дону

Не стал исключением и наш край. На Дону в Новое время, как и повсеместно в России, монастыри продолжали быть активными центрами хозяйственной, культурно-просветительской и духовно-нравственной деятельности. Государственный архив Ростовской области хранит документы, связанные с историей монастырей на Дону.
На территории Области Войска Донского в конце XVII в. действовало три монастыря, основанных как казачьи монастыри. В них уходили престарелые и увечные казаки, давшие обет. Содержание монастырей осуществлялось за счет войсковой казны и станичников.
Пожалуй, первым из донских монастырей следует считать Преображенский, основанный в 1662 г. (по другим источникам в 1665 г.) в юрте Усть-Медведицкой станицы. Это был мужской монастырь, и первоначально он назывался Межигородскою пустынью. Через 100 лет от основания монастырь разрушен стихией и перенесен в другое место.
В 1688 г., примерно в одиннадцати километрах выше по Дону от станицы Мигулинской был основан Троицкий Мигулинский мужской монастырь. К сожалению, документы этого монастыря не сохранились.
В 1693 г. (по другим источникам в 1711 г.) в 10 верстах от станицы Кременской, на берегу Дона был основан Вознесенский нештатный общежительный мужской монастырь.
Вследствие секуляризации церковных имений и сокращения монастырей указом Екатерины II от 1788 г. все перечисленные обители были закрыты как ненужные и обременительные для казны учреждения (была закрыта почти половина всех монастырей страны). Вместе со страной монахи переживали все беды и лишения: раскол XVII века стал незаметным предвестником начала двухвекового конфликта между всё более секуляризированной элитой Российской империи и простым народом, остававшимся верным своему укладу.
Вследствие многочисленных ходатайств войсковых властей в 1798 г. появилось разрешение на открытие монастырей, но с обязательным условием содержания их из войсковых денег и других местных источников. Монастыри были восстановлены – все кроме Мигулинского.
Как отмечают историки, Вознесенский Кременской мужской монастырь был причислен к заштатным, но не мог иметь более 56 монашествующих. По решению Синода, с 1844 г. его возглавлял игумен в сане архимандрита. Войско назначило на содержание обители 2220 рублей в год, отвело 1680 десятин земли. В 1869 г. монастырь обращен в общежительный. В начале XX в. при монастыре существовали богадельня, приют для странников, школа грамоты.
Преображенский Усть-Медведицкий монастырь восстановили, превратив в женский в 1785 г. Он также стал заштатным. В год ему полагалось из войсковой казны 3155 рублей. При монастыре было основано приходское училище. В начале XX века он владел 1100 десятинами земли. В монастыре проживало около 100 монахинь и 150 послушниц. Монастырь имел подворье в г. Новочеркасске, богадельню для престарелых и больных женщин, церковную школу для девочек.
В 1837 г. указом Синода потомкам знаменитых атаманов Ефремовых при их домовой церкви (подворье) было разрешено основать на территории родового подворья в станице Старочеркасской сверхштатный полуобщежительный женский Ефремовский монастырь (ныне Свято-Донской мужской). На момент основания монастыря в его штате находилось 17 монахинь, включая игуменью. Основательница монастыря Е.А. Ефремова обеспечила его капиталом в 50000 рублей, а войсковое правление пожертвовало 320 десятин земли. Как свидетельствуют документы архива, при монастыре в 1850 г. была открыта школа для девочек, в 1867 г. – богадельня. В начале XX в. монастырская община Старочеркасского монастыря достигла небывалых размеров: в обители подвизалось 400 инокинь и послушниц. В монастырской школе обучалось до 200 детей. Старочеркасский Ефремовский монастырь был закрыт в 1927 г., все имущество его было конфисковано. Монастырское подворье в 1970 г. было передано музею-заповеднику.
На рубеже веков в 1895 г. на территории Донского края было открыто сразу два монастыря: Свято-Никольский монастырь вблизи г. Александро-Грушевска (ныне г. Шахты) и Бекреневский Свято-Никольский монастырь (по другим источникам монастырь был основан в 1903 г.) в 150 верстах от Новочеркасска, между Мариинской и Камышинской станциями. Бекреневский Свято-Никольский общежительный мужской монастырь был основан на бывшем подворье Донского архиерейского дома. В 1910 г. монастырь был преобразован в женский и стал именоваться Бекреневский – Николаевский женский общежительный монастырь. Ныне эти обители не существуют.
Создавались обители и в Ростове-на-Дону и Таганроге, которые с 1887 г. территориально входили в Область Войска Донского, но по-прежнему подчинялись Екатеринославской, а не Донской епархии. В Таганроге существовал Свято-Троицкий монастырь, основанный приблизительно в 1813 г. В 1903-1905 гг. В Ростове-на-Дону был открыт Свято-Иверский монастырь. Казачьим монастырем считался Донецкий Предтеченский монастырь, расположенный в Богучарском уезде Воронежской губернии. Обитель была основана приблизительно в начале XVII в. и до 1711 г. называлась Успенской Пустынью.
Сложной была судьба монастырей в советское время. Однако, в XXI веке на территории Ростовской области также возникают монастыри. 17 августа 2004 г. по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, по представлению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона Свято-Покровский приход с. Верхне-Макеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь.
Итак, в настоящее время на Дону существует 3 действующих монастыря: два – мужских (Свято-Донской Старочеркасский и Свято-Покровский Верхне-Макеевский) и 1 – женский (Ростовский Свято-Иверский).
В печатной литературе и описях фонда Донской консистории (Фонд 226) на сегодняшний день имеются сведения о четырех монастырях: Бекреневском-Николаевском, Кременском-Воскресенском, Старочеркасском-Ефремовском, Усть-Медвеицком-Преображенском. Это сведения обобщенного характера: монастырские и клировые ведомости о монастырях, монахах и единоверческих церквах за 1824 г. и 1881 г.; отчетные ведомости о монастырях, о настоятелях и настоятельницах монастырей, о монашествующих и послушницах за 1838-1909 гг. и многое другое.
В фонде 226 Донской духовной консистории отложилось несколько дел и о других монастырях. Это дела о постройке общежительного монастыря в юрте станицы Митякинской в 1880 г. (ГАРО, Ф.226. Оп.3, Д. 7530), Николаевского мужского монастыря на балке Цукурке в 1905 г. (ГАРО, Ф.226 Оп. 3. Д. 11202; Оп. 5. Д.308), женской общины при балке «Сенной Лог» в 1899 г. (ГАРО. Оп. 3. Д. 10328). О первых монастырях на Дону свидетельствуют и Донские епархиальные ведомости 1875 года.
Монастырь на Цукеровой балке
Есть на Юге России место, крепко связанное с историей Донской земли. Проезжая Кущёвский район Краснодарского края, мы встречаем небольшой хутор. Тишина и спокойствие окружает этот уголок Земли Русской. Позабыта история хутора, некогда входящего в состав Области Войска Донского. А история эта была связана с появлением в Ростовском-на-Дону округе Николаевского мужского монастыря на Цукеровой балке. Об этом нам поведало дело № 11202 из фонда 226 Донской духовной консистории. 5 ноября 1905 года высший орган духовенства Российской империи Святейший Синод рассмотрел прошение доверенного лица крестьян Ново-Николаевки, Аристарха и Тимофея Филей, а также крестьянина Киевской губернии Ивана Гайдая о разрешении учредить на жертвуемом ими участке земли мужской монастырь. Дело перенаправили Епархиальному начальству, так как до конца «не было установлено количество средств, необходимых для содержания монастыря».
Важно, что в столь сложные годы истории нашего Отечества – время революционной поры 1905-1907 годов, инициатива по строительству монастыря исходила от простых людей. Простые, «трудовые люди» Аристарх и Тимофей Филь пожертвовали 60 десятин земли на строительство монастыря согласно приговору Высочинского сельского схода от 2 апреля 1897 года. В селе Высочино прошёл крестьянский сход в составе 120 человек (из 180 «наличных» в деревне, что по 54 статье «Положения о крестьянах» и делало решение схода легитимным) (Ф. 226. Оп. 3. Д. 11202. Л. 1-3). Об этом пожертвовании в память «Священного Коронования Их Императорских Величеств» теперь мы знаем из дел нашего архива…
Из документов Аксайского благочиния Донской консистории мы узнаём, почему сооружение монастыря было крайне необходимо: «1) для удобства людей, живущих в округе; 2) для религиозно-нравственного просвещения населения; 3) так как при монастыре полезно было бы устроить благотворительное заведение, например приют» (Ф. 226. Оп. 3. Д. 11202. Л. 12). Также важной причиной стала борьба с революционными агитаторами из Ростова и Азова, призывавшими к бунту среди крестьян. «Монастырь пользуется в народе незыблемым авторитетом как носитель правды Божьей», — писал церковный староста священник Алексей Руднев. Также монастырский уклад нёс в себе высокую миссию культурного взаимодействия с представителями разных конфессий, а создание школы при монастыре, по мнению устроителей, «вызовет в сердцах народа отклик и поддержку».
Устанавливать общежитие в монастыре был призван схимонах Константин Семерников, который был участником русско-японской войны и служил в монашеских санитарных дружинах на фронте. В архиве содержится опись документов настоятеля афонской обители Св. Иоанна Златоуста схимонаха о. Константина среди которых были паспорт, выданный дипломатической миссией в Солуни, аттестат общества Красного креста, медаль на Георгиевской ленте (Ф. 226. Оп. 3. Д. 11202. Л. 58-59).
Понять, какова была повседневная жизнь донских монахов около ста лет назад, помогут «Краткие приблизительные правила для вновь открываемой Никольско-Иверской обители» (Ф. 226. Оп. 3. Д. 11202. Л. 81-86). Фактически, это был устав, по которому можно было  «лучше укрыться от мирских дел и жить по Апостольско-Отеческому преданию». Игумен избирается из живущей в монастыре братии (по завещанию Антония Римялнина). Согласно нему всё у братии должно быть общим. Братия должна быть в полном послушании у настоятеля, жить друг с другом во взаимной любви и согласии, тщательно исполнять заповеди Христовы, хранить церковные предания. Важно было ежедневно следовать монашескому молитвенному правилу. Правила монастырской жизни были очень строги: настоятель – не мог употреблять пищи без общей трапезы, все монахи должны были сохранять молчание во время чтения и приёма пищи. Трапеза в понедельник, среду и пятницу была постная, «без мала из трех блюд», а во вторник, четверг и субботу – с маслом. В восемь часов пили чай в общих помещениях. Без благословения настоятеля воспрещалось выходить за монастырские ворота и «входить в разговоры с приезжающими в монастырь людьми». Очень трудным был духовный путь послушника. Он должен был прожить в монастыре минимум три года.
В феврале 1911 года церковь в Цукеровой балке была освящена. Вскорости появилась и столь необходимая жителям приходская школа. Однако, как и многие монастыри России, он был закрыт в годы советской власти.
Это архивное дело даёт нам информацию только до 1915 года. Тогда страна вступила на сложный путь Мировой войны и революции. Сегодня, когда наша страна возвращается к своим истокам и находится в поисках своей национальной идентичности, как никогда важно восстановить истории таких «забытых» монастырей. Это не только наша история в сухом, фактологическом плане. Это — восстановление исторической справедливости и ещё один небольшой кирпичик в фундамент нашего Отечества.
Благодарим сотрудников ГАРО за предоставленные материалы!
Олег Елдинов
Ирина Бурмистрова