Заключение

Дмитрий Бернштейн
Признанный мастер короткого рассказа и выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов, обращаясь к своему старшему брату Александру, в одном из своих писем писал: «Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок ».

Следуя его примеру, автор данного исследования взял на себя дерзость и смелость изложить в характерной для него манере свой взгляд на феномен современной массовой культуры «Звёздные войны» и показать те религиозно-философские идеи, которые составляют идеологическое ядро рассмотренной франшизы.
 
Как видно из введения к данному исследованию, автор вполне себе отдаёт отчёт, что «Звёздные войны» есть своего рода лоскутное одеяло, сотканное из всевозможных отрезков, принадлежащих подчас не только разным культурам, но и разным временным эпохам. Однако автору наиболее близким является не иудеохристианская модель, а древневосточная в целом и буддийская в частности, в синтезе идей которых вкупе с наследием западной философии автор видит возможность преодоления духовного кризиса современного общества. В нынешнюю эпоху старые идеи получают новую форму изложения (новую обёртку), доступную для понимания современному обществу и, в первую очередь, молодому поколению. И хорошим, ярким примером такой новой обёртки оказываются столь любимые автором «Звёздные войны», где последователи разных путей преодоления страдания (джедаи и ситхи), подобно героям древнеиндийского эпоса Махабхарата, вступают в открытое противостояние в своей борьбе за обладание Силой – таинственной всеобъемлющей стихии, уподобляемой китайскому Дао.

Далее, в первой главе («Пробуждение силы»), автор счёл необходимым широкими мазками набросать картину своего формирования как начинающего мыслителя, плавно перейдя к изложению дхармы - базового понятия индийской религиозно-философской мысли и всех сопряжённых с нею категорий, институтов и священных писаний. Ибо, прежде чем переходить к изложению методов работы с человеческими страстями, кои согласно древневосточному воззрению (индуистскому, джайнскому или буддийскому) являются источником страданий и причиной пребывания в сансаре, необходимо получить хотя бы общее представление о том мире, что подарил нам в итоге учение Просветлённого (Будды Шакьямуни). Тем не менее автор, отдавая дань уважения философам прошлого, не забыл сделать, пускай и скромную, отсылку к основному понятию античной философии – логосу, показав тем самым схожесть (вряд ли заимствование) идей великих мыслителей древности. Несколько больше слов было сказано и об основном понятии китайской философии Дао, рассмотренной в рамках конфуцианской школы мысли, имеющей, на взгляд автора, самое непосредственное отношение к двум главным героям саги – Энакину Скайуокеру и его наставнику (гуру) Оби-Вану Кеноби. Ибо их понимание личной Дхармы и следование Дао стало определяющим фактором в пробуждении одной из сторон Силы.

Начало второй главы («Новая надежда») было посвящено изложению причин, способствовавших возникновению первой мировой религии - Буддизму, который поистине стал новой надеждой для представителей низших сословий ведийского общества в их желании не только повысить свой социальный статус, но и обрести возможность спасения от пут сансары, не прибегая к помощи варны брахманов и уповая лишь на собственные силы. Далее последовал рассказ о жизни Первоучителя и его Четырёх Благородных Истинах, что плавно подвело нас к трём главным религиозно-философским направлениям буддизма – Хинаяне, Махаяне и Ваджраяне.
 
Эти так называемые три поворота колеса дхармы предлагали свои методы преодоления страданий в зависимости от способностей практикующего. Их рассмотрению и была посвящена третья глава («Скрытая угроза»), где мы уже непосредственно исследовали суть методов преодоления страстей, уделив особое внимание пути отречения (сутра), что практиковали джедаи, и пути преображения (тантра), что был излюбленным методом ситхов. В качестве частного примера школы пути отречения мы рассмотрели чань-буддизм, постаравшись проиллюстрировать удивительное сходство джедаев с чаньскими мастерами, а для демонстрации методов тантры с их явной склонностью к магии и волхвованию сделали акцент на йогу-переноса сознания, использованную императором Палпатином для обретения бессмертия. «А этому [спасению от смерти] может кто-то обучить?» - вопрошает канцлера Палпатина Энакин Скайуокер, снедаемый тревогой за жизнь Падме. И получает неутешительный, однозначный ответ: «Только не джедаи!»
 
Конечно же мы постарались на конкретных примерах показать, как тот или иной метод преодоления страстей повлиял на судьбу наших героев – как происходило преображение Энакина Скайуокера в Дарта Вейдера, как магистр Йода, окончательно «постигший дзен», сжигает священные книги джедаев и как Люк Скайуокер, осознавший пустотность всех дхарм, реализует Тело Света – полностью растворяется в Силе. И это далеко не полный перечень достижений наших героев. Но главной целью третьей главы было показать, что скрытая угроза проистекает не столько от методов работы с Силой, сколько от неё самой.

Подводя итоги, не лишним будет ещё раз подчеркнуть, что ядром религиозно-философских идей киносаги «Звёздные войны» являются, согласно классификации Торчинова, религии дхармические, а если быть более конкретным, то буддизм во всём его многообразии и великолепии. Противоборство во всех смыслах ведётся между «чань-буддистами» (джедаи) и «тантриками левой руки» (ситхи). В итоге мы не видим чёткой границы между представителями так называемой светлой и тёмной сторон Силы, ибо природа всех дхарм (феноменов) пуста (относительна). Отсюда возникает и проблема интерпретации как самого сюжета «Звёздных войн», так и поступков героев киносаги. Как гласит один крылатый фразеологизм «красота в глазах смотрящего». Тем не менее киносага новым языком провозглашает старые добрые моральные принципы прошлого, так сказать, вечные истины. Но главным итогом нашего исследования автор назвал бы идею о том, что истинная «скрытая угроза» исходит вовсе не от Силы, а от того, кто её жаждет. И здесь хотелось бы привести слова одного из самых выдающихся мыслителей прошлого столетия, Карла Густава Юнга:
 
«Сегодня, как никогда прежде, становится очевидным, что опасность, всем нам угрожающая, исходит не от природы, а от человека, она коренится в психологии личности и психологии массы. Психическое расстройство представляет собой грозную опасность. От того, правильно или нет функционирует наше сознание, зависит всё. Если определенные люди сегодня потеряют голову, завтра будет взорвана водородная бомба!»

Пожалуй, автор всё, что хотел сказать, уже сказал, и настала пора прощаться с читателем. Не будем скрывать, что автор чрезвычайно, в силу «скрываемых» причин, симпатизирует героям тёмной стороны Силы. Но не потому, что она, как сказал магистр Йода, «проще и притягательнее», или потому, что автор разделяет цели ситхов. Всё гораздо проще – тёмная сторона, как наше бессознательное, таит в себе бездну возможностей, а потому обладает и большей потенциальностью. Но это уже, как говорится, «совсем другая история», которая может стать основой для дальнейших философских исследований, равно как и поиск политической составляющей «Звёздных войн», культурологических мотивов, отсылок к историческим событиям и идеям как античной философии, так и авраамических религий.

Заключительным штрихом будут несколько слов в оправдание манеры изложения, которую позволил себе выбрать автор. И здесь хотелось бы сослаться на размышления философа, который одним из первых обратился к восточному духовному опыту:
 
«Философия до сих пор терпела неудачи главным образом потому, что её искали по пути науки, а не искусства. Вот почему ни в одном искусстве нет такого ужасающего ремесленничества, как в философии… Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука ». (Артур Шопенгауэр)