«Ты – буйный зов рогов призывных…»
Ты – буйный зов рогов призывных,
Влекущий на неверный след,
Ты – серый ветер рек разливных,
Обманчивый болотный свет.
Люблю тебя, как посох – странник,
Как воин – милую в бою,
Тебя провижу, как изгнанник
Провидит родину свою.
Но лик твой мне незрим, неведом,
Твоя непостижима власть:
Ведя меня, как вождь, к победам,
Испепеляешь ты, как страсть.
Декабрь 1913
Сюжет продолжается! –
«Есть времена, есть дни, когда…» – предчувствие;
«Я вижу блеск, забытый мной…» – он увидел ее на балу;
«Ты говоришь, что я дремлю…» – они уже разговаривают;
«Ваш взгляд – его мне подстеречь…» – она, кокетничая, отвернулась;
«Натянулись гитарные струны»… – герой обернулся сцене;
«Ты – буйный зов рогов призывных» – …и рефлектирует по её поводу.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие Кому-то
Заглавие Неотступное
»
– «Ты – буйный зов рогов призывных» – образ из «Снежной маски»:
«…Ты услышишь с белой пристани
Отдаленные рога.
Ты поймешь растущий издали
Зов закованной в снега.
3 января 1907»
«…Ты опустила очи,
И мы понеслись.
И навстречу вставали новые звуки:
Летели снега,
Звенели рога
Налетающей ночи.
3 января 1907»
«…И поют, поют рога.
Над парами злой воды
…И в полях гуляет смерть –
Снеговой трубач...
8 января 1907»
« Он
…Ты гибели рада,
Дева пучины
Звездной!
Она
Я укачала
Царей и героев...
Слушай снега!
Из снежного зала,
Из надзвездных покоев
Поют боевые рога!
Он
Меч мой железный
Утонул в серебряной вьюге...
Где меч мой? Где меч мой!
Она
Внимай! Внимай! Я – ветер встречный!
Мы – в лунном круге!
Мы – в бездне звездной!»
Он
Прости, отчизна!
Здравствуй, холод!
Отвори мне застывшие руки!
8 января 1907»
Обращу внимание на «Прости, отчизна!» в последнем отрывке. Герой просит прощения за предательство. («Меч мой железный // Утонул в серебряной вьюге... // Где меч мой? Где меч мой!)» Все эти рога призывая его в вольные полеты в безднах, соблазняют его бросить пост, отринуть свой рыцарское служение, подталкивая его перерождение в демона.
– «Ты – серый ветер рек разливных…» – это о мире на разливе рек «тома I» :
«Мы живем в старинной келье
У разлива вод.
Здесь весной кипит веселье,
И река поет.
18 февраля 1902»
“Мы”– община юных иноков, занятых общим трудом, общим служением, где “Ты”:
«Целый день передо мною,
Молодая, золотая,
Ярким солнцем залитая,
Шла Ты яркою стезею.
Февраль 1902»
– «Обманчивый болотный свет» – болота – привычный пейзаж начала «тома II» – «Пузырей земли»:
«…Вот – сидим с тобой на мху
Посреди болот.
Третий – месяц наверху –
Искривил свой рот
Январь 1905»
«Полюби эту вечность болот:
Никогда не иссякнет их мощь.
Этот злак, что сгорел, – не умрет.
Этот куст – без истления – тощ…
3 июня 1905»
«О, Владычица дней! алой лентой Твоей
Окружила Ты бледно-лазоревый свод!
Знаю, ведаю ласку Подруги моей –
Старину озаренных болот.
3 июня 1905. Новоселки»
– «Люблю тебя… ~ Но лик твой мне незрим» – перебрав миры прошлого и женские лики, им сопутствующие, сквозь них проводящие («люблю… как посох странник») герой пытается разобраться: так кто же Ты? Почему-то не понимая «Все – в облике одном» не работает. Это разные лики, аватары разных сущностей.
Повторю: не понимает этого – герой стихотворения. Сам Блок – понял давно:
«Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце.
… Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
Незнакомка...»
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
«…Потом неожиданно спросил меня: «Что же, и вы думали, что Прекрасная Дама превратилась в Незнакомку, а потом в Россию?»
Я сказала: «Когда-то, давно – да. А когда поняла, – конечно, нет».
Александр Александрович улыбнулся: «Ну, конечно, я знаю, что вы так не думаете... А то я, как услышу от кого-нибудь о превращениях, так махаю рукой и отхожу... Значит, ничего не поняли!»
Павлович Надежда: «Из воспоминаний об Александре Блоке.»
То есть героя стихотворении переполняют воспоминания о прошлых его страстях, и он с некоторой долей ужаса не знает, что ждать от нее, что ждать от себя на данный момент.