Блок. Ты буйный зов рогов призывных... Прочтение

Виталий Литвин
«Ты – буйный зов рогов призывных…»





 
                Ты – буйный зов рогов призывных,
                Влекущий на неверный след,
                Ты – серый ветер рек разливных,
                Обманчивый болотный свет.
 
                Люблю тебя, как посох – странник,
                Как воин – милую в бою,
                Тебя провижу, как изгнанник
                Провидит родину свою.
 
                Но лик твой мне незрим, неведом,
                Твоя непостижима власть:
                Ведя меня, как вождь, к победам,
                Испепеляешь ты, как страсть.
                Декабрь 1913





Сюжет продолжается! –

     «Есть времена, есть дни, когда…» – предчувствие;
     «Я вижу блеск, забытый мной…» – он увидел ее на балу;
     «Ты говоришь, что я дремлю…» – они уже разговаривают;
     «Ваш взгляд – его мне подстеречь…» – она, кокетничая, отвернулась;
     «Натянулись гитарные струны»… – герой обернулся  сцене;
     «Ты – буйный зов рогов призывных» –  …и рефлектирует  по её поводу.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
     Заглавие        Кому-то
     Заглавие        Неотступное   
»

     – «Ты – буйный зов рогов призывных» – образ из «Снежной маски»:

                «…Ты услышишь с белой пристани
                Отдаленные рога.
                Ты поймешь растущий издали
                Зов закованной в снега.
                3 января 1907»

                «…Ты опустила очи,
                И мы понеслись.
                И навстречу вставали новые звуки:
                Летели снега,
                Звенели рога
                Налетающей ночи.
                3 января 1907»

                «…И поют, поют рога.
                Над парами злой воды
 
                …И в полях гуляет смерть –
                Снеговой трубач...
                8 января 1907»

                « Он
                …Ты гибели рада,
                Дева пучины
                Звездной!

                Она
                Я укачала
                Царей и героев...
                Слушай снега!
                Из снежного зала,
                Из надзвездных покоев
                Поют боевые рога!

                Он
                Меч мой железный
                Утонул в серебряной вьюге...
                Где меч мой? Где меч мой!

                Она
                Внимай! Внимай! Я – ветер встречный!
                Мы – в лунном круге!
                Мы – в бездне звездной!»

                Он
                Прости, отчизна!
                Здравствуй, холод!
                Отвори мне застывшие руки!
                8 января 1907»

     Обращу внимание на «Прости, отчизна!» в последнем отрывке. Герой просит прощения за предательство. («Меч мой железный // Утонул в серебряной вьюге... // Где меч мой? Где меч мой!)» Все эти рога призывая его в вольные полеты в безднах, соблазняют его бросить пост, отринуть свой рыцарское служение, подталкивая его перерождение в демона.

     – «Ты – серый ветер рек разливных…» – это о мире на разливе рек «тома I» :

                «Мы живем в старинной келье
                У разлива вод.
                Здесь весной кипит веселье,
                И река поет.
                18 февраля 1902»

     “Мы”– община юных иноков, занятых общим трудом, общим служением, где “Ты”:

                «Целый день передо мною,
                Молодая, золотая,
                Ярким солнцем залитая,
                Шла Ты яркою стезею.
                Февраль 1902»

     – «Обманчивый болотный свет» – болота – привычный пейзаж начала «тома II» – «Пузырей земли»:

                «…Вот – сидим с тобой на мху
                Посреди болот.
                Третий – месяц наверху –
                Искривил свой рот
                Январь 1905»

                «Полюби эту вечность болот:
                Никогда не иссякнет их мощь.
                Этот злак, что сгорел, – не умрет.
                Этот куст – без истления – тощ…
                3 июня 1905»

                «О, Владычица дней! алой лентой Твоей
                Окружила Ты бледно-лазоревый свод!
                Знаю, ведаю ласку Подруги моей –
                Старину озаренных болот.
                3 июня 1905. Новоселки»

     – «Люблю тебя… ~  Но лик твой мне незрим» – перебрав миры прошлого и женские лики,  им сопутствующие, сквозь них проводящие («люблю… как посох странник») герой пытается разобраться: так кто же Ты? Почему-то не понимая «Все – в облике  одном» не работает. Это разные лики, аватары разных сущностей.

     Повторю: не понимает этого – герой стихотворения. Сам Блок – понял давно:
     «Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце.
     … Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
       Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
       Незнакомка...»
                Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»

     «…Потом неожиданно спросил меня: «Что же, и вы думали, что Прекрасная Дама   превратилась в Незнакомку, а потом в Россию?»
     Я сказала: «Когда-то, давно – да. А когда поняла, – конечно, нет».
Александр Александрович улыбнулся: «Ну, конечно, я знаю, что вы так не думаете... А то я, как услышу от кого-нибудь о превращениях, так махаю рукой и отхожу...  Значит, ничего не поняли!»             
                Павлович Надежда: «Из воспоминаний об Александре Блоке.»

То есть героя стихотворении переполняют воспоминания о прошлых его страстях, и он с некоторой долей ужаса не знает, что ждать от нее, что ждать от себя на данный момент.