Сон о слове

Татьяна Бирченко
 Сон о СЛОВЕ             
         
              «Унесённый из дольней ночи вдохновенным ветром сновиденья…»
                Владимир Набоков. «Слово»

Невольное и дивное виденье –
в горах слежу божественную высь,
сверкание озёр и песнопенье
созданий божиих. Но точит мысль
суровая: о родине, казнимой
в горниле бед, бесчисленных страстей.
А красота зовёт – пролей, пролей
страдание, пойми: неотвратима
для вас, живущих, горняя любовь.
Чудес бессчётных видишь сотворенье,
и сонмы птиц, и царственных цветов
восторженное пряное волненье?
Отринь беду – вот, солнцем налиты,
из лепестков торжественные чаши
скользят по воздуху, дурманя… ты
всё лучшее воспомнишь.
                И пьяняще
взметнулась буря крыл – то шли  о н и,
светящиеся толпы серафимов,
и поступь плавная стирала дни
и месяцы, а я стоял, томимый
желанием: взмолиться, робко в горсть
схватить всего один дрожащий отблеск
отрадного, чтоб истребить горгон
на бедной, страшной родине. От боли
стеная, ноги ангелов обнять –
немыслимые, лёгкие – пытался,
но уходил за рядом быстрый ряд,
но их ступни моих бежали пальцев.

Последний ангел вдруг отстал от всех
и обернулся. Пристальные очи
взглянули. На земном сосредоточен
ещё он был, исчезли не совсем
и родинка, и сетка тонких жилок
на стопах. Горечь жалобы принёс
ему, скорей хотел сказать о милой
стране, летящей в пропасть. Скабиоз,
ромашек вспоминал поля, зеркальный
блеск истово навощенных полов, –
о, дом сгоревший! – шорох платьев бальных
и чувство первое; сглотнув, опять готов
залепетать о безделушках, саде,
о старых книгах… как лежал валун
в малиннике, о тишине в усадьбе,
стихах в тетрадке. Ворошил золу
тоски, тоски о невозвратном счастье,
но не нашёл речей о грудах тел,
но не умел поведать о ненастье,
которому желал найти предел.

Вдруг тихая и чуткая улыбка
на тонком лике стала мне ясна:
он понял всё. И перед ним поник я,
и родинку поцеловал. И знак
он подал, голубиными крылами
обняв за плечи. Молвил СЛОВО мне
единственное, – страстными мольбами
сего не выразить! Вошло звенеть
в висках, в сознании, с душою слилось,
и радостью наполнился мой мозг,
и звук сияющий мои утроил силы,
в ресницах заблистали капли слёз.
Великолепное, зажгло пожар
в глубинах сердца. И  е г о  я крикнул,
себя не помня, плакал и бежал,
но словно члены окунулись в тину.
(А каждый слог стал больше жизни мил,
и радугой оно взошло над миром!)

Господь, прости, я СЛОВО… я забыл…
И уничтожен пробужденьем сирым.

_______________________
Примечание: впервые рассказ был опубликован в газете «Руль» (Берлин) 7 января 1923 г.


Рисунок художницы Зинди Нильсен.


Написано сюда: http://www.stihi.ru/2013/09/18/2932

На конкурсе "PROгулка по PROзе" награждены все 5 участников лонга. Места не распределялись.
Номинация 5-го Конкурса объёмных произведений. МФ ВСМ.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЗА ВНЕКОНКУРСНЫЕ СТИХИ - 300 баллов. Страна Алых Парусов, конкурс"Слово... Слова"