Ниспровергатель авторитетов. Очерк

Николай Пахомов
КАЧМАРСКИЙ
Олег Иосифович
 (род.12.06.1967)

Журналист, публицист, литературовед.

С прозаиком и литературоведом Олегом Иосифовичем Качмарским я познакомился в июне 2016 года в Курском Литературном музее, где он на мероприятии, посвященном 220-летию со дня рождения земляка курян – Николая Алексеевича Полевого (1796–1846), выступил с докладом о жизни и творчестве этого писателя и издателя, близкого знакомого Александра Сергеевича Пушкина. Когда очередь дошла до доклада Качмарского и ведущим была объявлена его фамилия, то из глубины зала к кафедре направился среднего роста и крепкого телосложения мужчина 45-50 лет, шатен с бронзово-коричневой шевелюрой вьющихся волос, изрядно подернутых изморозью ранней проседи, обрамляющих круглое светлое лицо с высоким лбом мыслителя. Коричневого цвета широкие дугообразные брови и прямой нос, оседланный  современными очами с оправой под золото, из-под которых лучился острый взгляд карих глаз уверенного в себе человека, придавали лицу что-то орлиное.  Его внешний облик завершали темно-рыжие, такого же цвета бородка клинышком «а ля дедушка Калинин» и темного цвета одежда, по своему стилю далекая от классического костюма советского интеллигента, но практичная, удобная и любимая нынешними интеллигентами.
Став уверенно за кафедру, словно это ему было делом привычным, Качмарский, практически не заглядывая в листы с текстом доклада, несколько глуховатым голосов стал неспешно доводить до присутствующих суть дела.
Трактовка Олегом Качмарским творчества писателя Н.А. Полевого, названного им гениальным и сравнимым по творческой силе с самого Пушкина, была столь яркой, острой, нестандартной и весьма далекой от привычной со школьной поры подачи материала, что заставляла присутствующих в зале музея недоуменно переглядываться между собой и пожимать плечами. А среди присутствующих, что стоит отметить особо, было немало преподавателей литературы в школах и вузах – по большому счету, людей профессиональных и опытных в вопросах отечественной литературы. Вот они-то и переглядывались недоуменно и, не нарушая тишины, молча пожимали плечами. Особенно тогда, когда от докладчика перепадало признанному авторитету русской критики в области литературы – Виссариону Григорьевичу Белинскому (1811–1848).
Но трактовка трактовкой, их читать и слышать доводилось немало. Однако, в данном случае, она имела большую и вескую поддержку аргументами и цитатами. Причем не просто цитатами из произведений Н.А. Полевого, а в сравнении с его оппонентами из числа писателей пушкинского периода. Поэтому никакого выпендрежа в речах Качмарского не наблюдалось, чувствовалась его искренняя убежденность в своей правоте, глубокая погруженность в тему и эрудиция.
Мне, честно сказать, доклад Олега Иосифовича понравился: он задевал душу и вызывал уже неподдельный интерес к самому докладчику. Слышать подобное ранее не доводилось. Да и некоторые факты из биографии Николая Алексеевича о курском периоде жизни, о которых раньше нигде и никогда не упоминалось, пришлось услышать впервые.
Возвратившись домой, я перечел некоторые произведения Николая Алексеевича Полевого, находившиеся в моей домашней библиотечке. И как ни старался поставить земляка рядом с гением Пушкина – не смог. На мой непрофессиональный взгляд он все же не дотягивал до «нашего всего». Но что поразило меня, так это количество написанных и изданных Николаем Алексеевичем Полевым произведений и книг в разных видах и жанрах литературного творчества. В этом плане он точно опережал А.С. Пушкина и всех остальных своих современников-писателей. Итогом этому моему открытию и удивлению стало то, что сначала появился мой очерк о жизни и творчестве Н.А. Полевого, в котором акцент был сделан на его курских родословных корнях, а позже – отдельная 160-страничная очерковая книга «Все начиналось в Курске».
А что же О.И. Качмарский? А он с 2016 года стал членом Союза курских литераторов, точнее его Курского городского отделения, учрежденного в 2010 году по инициативе председателя правления Курского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Союз писателей России» Николая Ивановича Гребнева (1944–2020). (Для краткости Курская писательская организация именовалась как Курское региональное отделение Союза писателей России или аббревиатурно – КРО СПР, а Курское городское отделение Союза курских литераторов – КГО СКЛ. Руководство городским отделением с марта 2011 года, опять же с подачи Н.И. Гребнева, выпало на мою долю.) Так уж вышло, что с 2016 года мое знакомство с Олегом Качмарским получило новый импульс.
Став членом СКЛ, Олег Иосифович начал систематически посещать занятия секции прозы, проводимые публицистом и прозаиком, членом СПР с 2012 года, Сергеем Дмитриевичем Малютиным ежемесячно каждую третью субботу. Читал собственные работы, как правило, литературоведческого или публицистического плана, вычитывал, а затем и анализировал произведения коллег по секции, чего другие литераторы-прозаики делать не любили. То ли стеснялись, то ли не чувствовали в себе достаточных знаний и навыков. Вскоре Олег Иосифович стал правой рукой руководителя секции прозы и часто проводил занятия самостоятельно.
Одновременно с этим активно участвовал в издании литературного альманаха «Курские перекрестки» – печатного органа КГО СКЛ, – предоставляя  свои очерки и статьи о творческой деятельности курских писателей разных поколений. Только в 2016 году в альманахе им было опубликовано 7 очерков и статей – «Насекомая литература» (№ 23), «Время разделенности» – отзыв на книгу С.Д. Малютина «… И во дни печали не забуди обо мне» и «Как закалялась сталь» (№ 24), «Украинский Мюнхгаузен» (№ 25), «Гениальный самоучка» – о Н.А. Полевом (№ 29), «Живая энциклопедия из Курска» – о творчестве сестры Н.А. Полевого Е.А. Авдеевой (№ 30), «Последнее интервью» – о творчестве курского поэта А.Ф. Шитикова (№ 31) и «Парадокс Воробьева» – о творчестве К.Д. Воробьева. В 2017 году им опубликовано четыре очерка – «Путешествие с открытым сердцем» – о творческой деятельности В.П. Деткова и фильме, снятом по его произведениям (№ 33), «Кино-секрет Е.И. Носова» – о творчестве писателя-фронтовика Евгения Носова и фильмах, снятых по мотивам его произведений (№ 34), «Курская кинопанорама» (№ 37) и «Взыскующий целого» – о творчестве композитора-курянина Г.В. Свиридова. В 2017 году отметился он и в коллективном сборнике «Современная поэзия и проза Соловьиного края», напечатав очерк «Между Суллой и Августом – Аве цезарь!» – о книге курского писателя Андрея Курцева «Император иллюзий». А еще в этом же году опубликовал в спецвыпуске альманаха «Курские перекрестки», получившем самостоятельное название «Любимый город – в сердце моем!», очерки о Н.А. Полевом и его сестре Е.А. Авдеевой. И был признан лауреатом литературного конкурса КРО СПР «Любимый город – в сердце моем!».
Так как в литературном альманахе «Курские перекрестки» с 2011 года существовала практика подачи сведений об авторах (естественно, с согласия самих авторов), то тут и выяснилось, что Олег Иосифович Качмарский родился 12 июня 1967 года на Украине, в древнем городе Луцке, известном по русским летописям с 1085 года. Там же провел детские и школьные годы. Позже окончил исторический факультет Донецкого государственного университета. Но вскоре встал на путь литературного творчества и литературоведения. Выяснилось также, что он – член Русского культурного центра Ровенской области и автор книги «По нехоженым тропам русской литературы». А в 2015 году (в связи с политическими событиями на Украине, ростом махрового национализма и русофобии) был вынужден переехать на постоянное жительство в Курск, еще более древний город, чем Луцк. (В 2032 году Курск отметит свое тысячелетие.) В Курске, как где-то обмолвился Олег Иосифович, некогда проживали его предки то ли по отцовской, то ли по материнской линии.
Освоившись на родине предков, Олег Качмарский начал работать журналистом, в том числе в издательстве «Курск», конкуренте газеты «Курская правда». В Курске же стал членом Союза журналистов. Активно публиковался не только в СМИ, но и в Интернете.
В 2018 году после тяжелой болезни не стало С.Д. Малютина, и Олег Иосифович по просьбе руководства КРО СПР возглавил секцию прозаиков КГО СКЛ. Быть руководителем секции прозаиков, как, впрочем, и любой другой – поэтов, публицистов, краеведов, драматургов, – дело сложное и затратное по времени. Но Олег Качмарский стоически выдерживал данную общественную нагрузку до начала пандемии коронавируса «Ковид-19», захлестнувшей весь мир. Тут из-за законодательных актов, направленных на борьбу с коронавирусом и ограничивавших массовые мероприятия, деятельность КРО СПР и СКЛ сжалась до минимума.
Правда, в период с 2018 по 2020 год Олег Качмарский, помимо журналистских статей и прочих работ, связанных с его журналистской деятельностью, опубликовал в альманахе «Курские перекрестки» не меняя десяти очерков. Среди них «Винцевич интегральный» (№ 39), «Вкус воды» (№ 45), «Недосказанность русского лета» – о творчестве поэта Ю.Н. Асмолова (№ 51), «Природа пушкинской поэзии» (№ 52), «О курском писателе замолвите слово» (№ 55), «Самый современный вид искусств» (№ 55), «Учебник курской истории, или Апология Маркова» (№ 56), «Там, где рождаются образы» – о жизни и творчестве Н.И. Гребнева (№ 57), «Парадокс К.Д. Воробьева» (№ 58), «История, опередившая свой век» (№ 59), «Рассказы русского солдата» (№ 59), «Алексей шитиков» (№ 60).
В сентябре 2020 года не стало председателя Н.И. Гребнева, и у руля КРО СПР и СКЛ встал прозаик и член Союза писателей России Е.С. Карпук. Наследство ему досталось обремененное коммунальными долгами. К тому же существовавшее при Н.И. Гребневе частное издательство «Славянка», в котором печатался альманах «Курские перекрестки», приказало долго жить. Следом то же самое случилось и с альманахом «Курские перекрестки», который за время пандемии коронавируса выдохся и фактически прекратил свое существование.
В 2021 году я передал бразды правления члену КГО СКЛ, поэту и прозаику О.Н. Лузанову. А через какое-то время узнал, что и Олег Качмарский оставил руководство секции прозаиков и удалился от забот КГО СКЛ, полностью отдавшись журналистской деятельности и другим творческим делам, в том числе и в Интернете. Поэтому наши встречи стали значительно реже. И, как правило, происходили они на больших литературных мероприятиях в Литературном музее или в Курской областной универсальной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева. Иногда просто здоровались, иногда обменивались краткими фразами о житье-бытье, стараясь не «забираться в душу» ненужными вопросами, да и разбегались по своим углам и интересам.
Но вот в августе 2023 года во время очередной встречи в Домлите при подведении итогов конкурса, посвященного 80-летию победы в Курской битве, и награждении молодых литераторов, победителей этого конкурса, Олег Качмарский подарил мне три книги: «Падение Люцифера» в двух томах под его собственным авторством и «Мечты и жизнь Вальдемара Фаворского» некоего Арчила Микояна. И то, и другое было издано в Курске в 2023 году под эгидой Просветительского общества имени Николая Полевого «Светлояр», о котором, честно сказать, ранее слышать доводилось только от самого О. Качмарского. И хотя «Мечты…» А. Микояна – художественная беллетристика, которая меня всегда интересует, – однако обратился я все же к первому (340-страничному) тому «Падения Люцифера». Именно он покорил меня претенциозным подзаголовком «По нехоженым тропам русской литературы». Имея представление об отношении О.И. Качмарского к отечественной литературе, точнее, даже не отношение, а концептуальное мнение к ее подаче в школе и вузах, двухтомник должен быть чем-то кричащим, яростно противодействующим тенденциозности.
И надежды оправдались. Уже на второй странице авторского предисловия следовало риторическое, но так свойственное О.И. Качмарскому по предыдущим его литературоведческим работам высказывание: «Русская литература XVIII века – насколько мы ее знаем и насколько она ценна?». И тут же следовал далекий от дипломатичности и тактичности ответ: «Знаем очень плохо (фактически не знаем), принимая расхожее мнение, что допушкинский период беден на значимые произведения. А между тем – у нас была великая литература!».
Что же касается названия двухтомника, то в интервью, данном известному курскому журналисту, литератору и автору нескольких романов В.Н. Тутенко, О.И. Качмарский пояснил: «Само её название «Падение Люцифера» – чисто метафизический образ. Падение Люцифера – это ниспадение духа в материю и проявление феноменального мира».
Итак, двухтомник Олега Качмарского – это большой (суммарно около 650 страниц) труд об отечественной литературе XVIII века, рассматриваемый через призму осмысления критики А. Пушкина и В. Белинского, сравниваемый с иностранной литературой того времени. Акцент здесь сделан на творчестве поэтов А.П. Сумарокова (1717–1777) и М.М. Хераскова (1733–1807), хотя не забыты, естественно, В.К. Тредиаковский (1703–1768) и М.В. Ломоносов (1711–1765). Но вот в каком ключе поданы «три богатыря русской литературы» XVIII века: «Конечно, в силу его мощи, очевидности научных заслуг, предпочтение отдается Ломоносову, двое же остальных «сбрасываются с парохода современности». Грешил этим Пушкин, с пеной у рта доказывал Белинский, а поскольку его концепция стала фундаментом последующего литературоведения – так оно и утвердилось: Ломоносов – гений Тредиаковский и Сумароков – недостойные его соперники». И дальше – в том же духе скепсиса и противоречия.
(Кстати, в 11-м томе Детской энциклопедии (Москва: Педагогика, 1976) на раздел литературы XVIII века (классицизм и сентиментализм» отведено 15 страниц формата А-4, в «Истории русской литературы с древнейших времен по 1925 год» Д.П. Святополка-Мирского (Москва: ЭКСМО, 2008) – около 30 страниц  формата А-4. А в учебнике для студентов пединститутов доктора филологических наук В.И. Федорова «История русской литературы XVIII века» (Москва: Просвещение, 1982) – только 335 страниц формата А-5. Правда, Федоров на данную тему издал пять книг.)
Чтобы провести хотя бы приближенный анализ двухтомника О.И. Качмарского, на мой взгляд, понадобится многостраничный труд целого коллектива ученых филологов и литературоведов, с такой же, как у Качмарского, фанатической преданностью к литературе, а также нескольких лет упорной работы. Этими ресурсами я, грешный, конечно, не располагаю. Поэтому завершу очерк тем, что считаю двухтомное произведение Олега Качмарского отменной монографией по вопросам литературы и литературоведения, нужной, важной, актуальной в наши суматошные дни и даже претендующей, по моему мнению, на получение научной степени ее автору. Почему двухтомник – монография? Да потому, что в нем сотни, если не тысячи, цитат из произведений и трудов писателей и литературоведов разных эпох и направлений, их глубокий анализ и философское осмысление. А это присуще научно-исследовательскому труду, определяемому как монография. 
Впрочем, сам автор свое детище называет «книгой о литературе, но с позиции метафизической» и относит к жанру «литературоведческого триллера», то есть к жанру литературоведческой тревожности и страха. Что ж, спорить с автором не стоит: ему виднее. А что стоит сделать, так это всем любителям отечественной литературы, которую можно сравнить с рекой, имеющей и широкие судоходные места, и бурливый стрежень, и глубокие темные омуты, и светлые отмели, и тихие плесы, и изгибы русла, ознакомиться с данной книгой и по прочтении ее иметь собственное мнение. И о книге О.И. Качмарского, и об отечественной литературе, в том числе современной, и о литературоведении. 

Лит.: Библиографическая справка в альманахах «Курские перекрестки» за 2016-2020 годы.
Тутенко В. «Мне не нравится, когда из живого образа создают памятник» // Курская правда, № 2023.023, от 03.03.2023 г.; Интернет.