Немецкие охотники в небе Днепра - 6

Андрей Грачев 2
Рудольф Тренкель.

Оберфельдфебель Рудольф Тренкель из 2 отряда JG52 вступил в бои на этом участке только в середине октября. Тем не менее, воевал он активно, и этому есть объяснение: ас стремился одержать сотую победу. В итоге он за короткий период одержал 22 победы. Мы их и рассмотрим. Отметим, что 11 из них составили Илы и в одном случае Пе-2. И это не случайно: ведь Тренкель служил не в III группе, как все выше нами рассмотренные пилоты, а в I-й, командир которой, Йоханнес Визе, придавал главное значение именно борьбе с Илами. Манера боя Тренкеля тоже кардинально отличалась от манеры боя асов III группы. Если все выше рассмотренные асы делали ставку на внезапные атаки, разница была только в способах этих атак, то Тренкель обычно следил за боем своего звена и в нужный момент наносил удар.

13 числа ас одержал первые три победы после длительного перерыва. Причём буквально за три минуты сбил три самолёта. "Як", который он заявил, не подтверждается, так как никаких Яков 17-я ВА в тот день не теряла. А два "Ила" были из состава 109-го гшад. Полк совершал налет в полном составе, однако, как было отмечено, работали штурмовики плохо, мешая друг другу и не нанеся толком урона немцам. Бой шёл в режиме свалки, в нем участвовали не только бф-109, но и ю-87, которые случайно оказались в этом районе и почувствовали себя в роли истребителей. В итоге два "Ила" было сбито, ещё два были подбиты и сели на брюхо. Кроме Тренкеля, две заявки на штурмовики оформил командир его группы Йоханнес Визе и ведомый Тренкеля Эрих Бюттнер.

14 числа утром Тренкель подкараулил пару разведчиков из состава 237-го шап на Илах, пилоты Филин и Шкляев. Он сбил один из самолетов, а второй подбил, причём самолёт этот вынужден был сесть на брюхо. Заявлять его, однако, не стал, ограничившись одной заявкой. Затем он заявил Як. Пострадал 897 иап, в воздушном бою были подбиты два Яка, оба сели на брюхо, пилоты Барченков и Сурков, оба ведущие звеньев. Немцы оформили целых три заявки: помимо Тренкеля, снова отличился Визе и Йохан-Херманн Майер из 3 отряда. Скорее всего, двое последних оформили как сбитый один и тот же самолёт.

15 числа ас заявил ещё три победы. Как вы, видимо, помните, в тот день немцы оформили много странных заявок, но только не Тренкель. Он отработал успешно. В первом случае он сбил самолёт из состава 5-го гиап группы Глинкина. Победа была очень типичная для Тренкеля: он внимательно наблюдал за боем и, улучив подходящий момент, атаковал подставившийся Ла-5. Лётчик Васильев заявил, что сбил атаковавший Ефименко бф-109, но, увы, это было не так. Тренкель успешно завершил атаку. Ефименко Сергей Яковлевич, имевший 2 победы на счету, погиб в том бою. Увы, во втором бою весьма похожим образом, в разгар боя, улучив момент, когда ведущий советской группы остался один, Тренкель сбил его. Погиб великолепный ас Сытов Иван Никитович, имевший 28 побед на счету. Наконец, ас сбил в тот день Пе-2 из состава 221 бап.

22 числа ас сбил три Ила из состава 8 ВА. Действительно, отмечены потери Илов в указанное время, других претендентов на победы нет. А 23 числа ас оформил целых пять побед. Две из них составили Ла-5 из состава 11 гиад, оба пилота, к счастью, спаслись. Также он сбил три Ила. В первом случае он отражал большой налет 305-й шад, которая работала двумя полками. Каждый из полков в ходе налёта от атак истребителей потерял по одному Илу. Одну из побед одержал Тренкель, вторую - его напарник Пауль-Хайнрих Дэне. Затем ас заявил ещё два "Ила", отражая синхронные удары 94-го гшап и 175-го шап. И эти победы аса имеют подтверждение. 24 числа ас сбил уже Ил из состава 8-й ВА. В воздушных боях она потеряла четыре Ила, что вполне сходится с заявками немцев. Затем 27 числа ас заявил Ла-5 и Як. В тот период никаких Ла-5 на вооружении 8-й ВА не было, это был один бой против 291-го иап, в котором ас и одержал обе своих победы, один из пилотов погиб.

28 числа ас сбил ещё два истребителя из состава того же полка в двух разных боях
 В ходе боев чёткими действиями напарники Тренкеля разбили строй советских групп, чем Тренкель и воспользовался, сбив два самолёта. Погиб лётчик Брагин, а Савин Виктор Иванович, имевший 19 побед на счету, попал в плен. Примечательно, что в целом в тот день немцы очень перестарались с заявками на истребители в зоне действия 8-й ВА. Сбито было три Яка, оформлено же 7 штук плюс Ла-5 и Кобра, коих тоже не теряли.

Ас уже почти одержал сотую победу. Но 1 ноября случилось непредвиденное: в разгар ожесточённого боя с "Яками" Тренкель подвергся внезапной атаке пришедшей на помощь "Кобры", которую пилотировал ас 9-го гиап Алелюхин Алексей Васильевич. Тренкель был тяжело ранен и выбыл надолго.

В целом, как мы видим, это был хороший ас, который умел многое: и Илы сбивал, и советским асам доставлял большие неприятности. Как мы сказали, у него была иная манера боя, чем у асов III группы, он был не охотник, а скорее боец групповой. В целом, объективность аса была тоже на высоком уровне. Так что Алелюхин одержал победу над очень сильным противником.

Йоханнес Визе.

Командир I группы, майор Визе был асом очень своеобразным. Он не был склонен к рутинной работе, воевал не так часто, зато периодически сбивал много. Вот и в октябре 43 года он одержал лишь 16 побед. Причём 20 числа он одержал 7 побед, 5 из них за один бой, а 28-го ещё четыре за один бой. Из этих 16 побед всего 2 победы составили истребители. Вообще, такая манера одерживать победы очень роднит аса с пресловутым Рудорффером.

Итак, 13 октября ас открыл счёт победам, сбив два Ила. Об этом бою мы говорили в статье про Тренкеля. Напомним, что в том бою немцы заявили 5 побед, реально сбито было два Ила и ещё два тяжело повреждено. Также мы упоминали 14 число. В том бою было тяжело повреждено два Яка, немцы оформили 3 победы.

20 числа произошёл тот самый погром Илов. Около 12 часов на задание ушли две шестёрки 955-го шап. Ведущими групп были Березняков и Дорошенко. Экипаж Фесунова из группы Березнякова вернулся с задания из-за неисправности двигателя. Не доходя до цели, экипажи были атакованы совершенно неожиданно. Атаки производились снизу, да ещё и со стороны солнца. В итоге строй был сломан, и потери понесены тяжёлые, а истребители сопровождения, связанные боем, помешать не смогли. В группе Березнякова сбиты были Пастоев и Червинцев, а из группы Дорошенко уцелел лишь командир, все четыре экипажа (лётчики Кудрявых, Ионов, Костин, Овчинников) были сбиты. Это был разгром.

Мы видим, что группу Дорошенко успешно атаковал именно Визе, одержав все четыре победы. А группу Березнякова атаковали вначале пилоты 2 отряда, Дэне и Кляйн, которые, очевидно, сбили один самолёт и записали на двоих, а ещё один сбил Визе.

 Ещё две победы в тот день ас одержал в бою против 672-го шап. Из шестёрки Бурака вернулось только два экипажа. Немцы, сбив четыре штуки, заявили пять побед. Как видим, и эти победы аса близки к подтверждению.

Затем ас сбил 23 октября Ла-5 из состава 11-й гиад. А 28 числа заявил ещё четыре Ила за бой, уже из состава 8-й ВА. Пострадал 76-й гшап, который потерял три "Ила" в том бою, четвёртая заявка аса уже не имеет подтверждения.

Из этого краткого обзора можно увидеть, что ас был достаточно объективен и силен. Он действительно при случае, когда ему не мешали истребители сопровождения, мог нанести Илам большие потери. Хорошо зная их слабые стороны, он рисковал атаковать их снизу и сбивать с одной атаки. Победы его хорошо подтверждаются. Также ас был хорошим командиром, его подчинённые также талантливо сбивали "Илы".

Заключение.

Итак, мы рассмотрели победы лучших асов JG52 в небе Днепра осенью 43 года и можем сделать некоторые выводы.

На асов JG52 ложилась огромная нагрузка. Доля побед пилотов начинающих и даже среднего уровня была ничтожно мала. Причин тут несколько. Прежде всего - советские пилоты уже достаточно хорошо в то время воевали не только в одиночных схватках, но и в группе. Поэтому вести групповой бой было для немцев сложно. Пришлось перейти на тактику внезапных ударов. Но такие удары под силу были только опытным асам. Поэтому немецкие асы крутились, как белка в колесе, стремительно набирая счёт. В основном это касалось III группы, I группа была более универсальна, но, с другой стороны, успехи её были намного скромнее, чем успехи III группы.

Немецкие асы проявляли объективность в оценках. Конечно, периодически они завышали результат, но всё же мы должны признать, что это едва ли не последняя битва с участием JG52, где данная эскадра достаточно точно оценивала успехи. Дальше был Крым, где эскадра уже начала накручивать результаты.

Для ряда асов это тоже была лебединая песня. Так, Гюнтер Ралль в 44 году ещё воевал, но уже не добивался подобных успехов. Крупински сник ещё больше. Облезер растворился среди других асов, Тренкель, вернувшись после долгого лечения, был также не столь опасен. Последние свои яркие победы в ходе Войны одержал и Визе, больше ему не доводилось сбивать несколько штурмовиков за бой. С Бунцеком всё понятно. Старая гвардия асов люфтваффе исчерпала себя. И это была их последняя битва. Дальше наступила смена поколений, блистали уже другие люди - Батц, Захсенберг, Фённекольд, Липферт, Дюттманн, Вольфрум, Шалль, Хоффманн. Все те, кто в ходе этих боев ещё только набирались опыта. Пожалуй, только Хартманн и далее продолжал воевать столь же успешно. Но на бумаге. Хартманн - это тоже часть старой школы асов. Он толком не смог приспособиться к новым реалиям и новой тактике советских пилотов, оставшись, как ас, в 43 году. Но маскировал это неумение грубыми накрутками.

Тяжкими эти бои были для Советских асов, поскольку немцы, как мы говорили, зачастую старались сбивать именно ведущих советских звеньев. Сивцов, Семенишин, Сытов, Конобаев, Савин, Иванов, Школин, Гайдуков... Печальный список жертв немецких асов только среди самых лучших. Советские асы не успевали даже показать свое мастерство, ведь их атаковали внезапно. Про одну такую атаку вспоминает Ковачевич, ас 9-го гиап, которому повезло выжить после неё. Когда на него вертикально обрушился бф-109. Среагировать на такую атаку было почти невозможно. Самое же печальное, что ответить на эти атаки уничтожением немецких асов почти не получалось, особенно в сентябре и октябре. А вот к концу года, когда немцы слишком поверили в себя, удалось сбить несколько ярких асов: Тренкель, Эберхард, Бунцек. В этом плане эти бои были чуть ли не самым неприятным противостоянием. Например, в небе Дуги потери были, конечно, намного выше, но удалось сбить большое число немецких асов. В небе Кубани потери были очень высоки, но гибли большей частью не опытные советские асы, а новички. Даже в небе Моздока в 42 году, когда немцы имели полный перевес, немецким асам порой приходилось туго, мы посвящали этим боям разбор. Того же Крупински там приземлили два раза, оба раза с потерей самолёта.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем признать эти бои пиком успеха JG52, если смотреть именно на соотношение побед и потерь опытных пилотов. Причины мы указали: старые опытные асы эскадры, великолепные мастера, в этих боях показывали свой высший класс. Они воевали с полным напряжением и добивались больших успехов.

С другой стороны, разгромить советские ВВС им не удалось, да и нанести серьёзного урона тоже. После этих боев советские полки сохранили боеспособность, большую часть личного состава, а в пополнении авиапарка проблем уже не было. Иосиф Виссарионович Сталин смог наладить бесперебойную работу промышленности. Самолёты поступали на фронт уже без брака, количество аварий снизилось в разы. Советские пилоты приспособились к тактике немцев, и в 44 году она уже почти не работала.

Ну а нам остаётся только почтить память Советских Героев, которые в боях с немецкими экспертами не сломались. В отлично проведённой операции по освобождению Запорожья важнейшую роль сыграла штурмовая авиация. И в этом - заслуга наших доблестных авиаторов. Пожелаем же и сегодня Российским солдатам победить в боях, которые идут в тех же местах, новых последователей нацизма.