18. 1 Логичность безконечного

Лариса Болотова
                Как можно ощутить безконечность? Представьте, что вы попали в  белую мглу, туман, то есть, нет ориентиров конечности. Но как осознать безконечность?   

 «Когда мы тем или другим путём мышления приходим к безконечности – это знак, что данный образ мышления имеет дело с реальностями более высокого порядка, чем тот, для которого он предназначен и приспособлен. И, пытаясь представить себе тот порядок, мы можем сделать это, только рисуя безконечные ряды реальностей высшего порядка (из книги Хинтона «Новая эра мысли»).

В самом деле, что такое безконечность, как её рисует себе обыкновенный ум?

Это пропасть, бездна, куда падает наш ум, поднявшись на высоту, на которой  он  не может держаться.

Представим себе теперь на минуту, что человек начинает ощущать безконечность во всём; всякая мысль, всякая идея, приводят его к ощущению безконечности.

Это непременно должно произойти с человеком, переходящим к пониманию реальности высшего порядка. Что же он должен чувствовать при этом?».

                Если взять какое-то слово и попытаться его объяснить через другие слова, то у нас получится «безконечый» ряд слов, которые объясняются посредство других слов. Слово безконечный я взяла в кавычки, так как поле слов всё-таки ограничено нашим словарным запасом. Думаю, в конце концов, мы вернёмся к слову, с которого начали. 


«Он должен чувствовать бездну и пропасть везде, куда он ни посмотрит. И, конечно, он должен испытывать при этом невероятный страх, ужас и тоску».

                Почему?

«Мы разбирали раньше, каким путём двухмерное существо могло бы прийти к постижению третьего измерения. Но мы не задавали себе вопроса, что оно должно бы было чувствовать, начиная ощущать третье измерение, сознавать вокруг себя «новый мир».

Прежде всего, оно должно бы было чувствовать удивление и испуг, - испуг, доходящий до ужаса. Потому что прежде чем найти новый мир, оно должно бы было потерять старый.

Представим себе животное, у которого начинают являться проблески человеческого сознания.

Что должно оно сознавать, прежде всего?

Прежде всего, - что его старый мир, мир животного, тот мир, в котором оно родилось, с которым свыклось, который единственно оно представляет себе реальным, рушится и падает кругом него. Всё, что раньше казалось реальным, становиться ложным, обманчивым, фантастическим, нереальным. Ощущение нереальности всего окружающего должно быть очень сильно.

Пока такое существо научиться сознавать реальности другого, высшего порядка, пока оно поймёт, что за разрушающимся старым миром открывается безконечно более прекрасный, новый -  пройдёт много времени. И всё это время существо, в котором рождается новое сознание, должно переходить из одной бездны отчаяния в другую, от одного отрицания к другому.  Оно  должно всё отвергнуть кругом себя. И только тогда оно получит возможность перехода к новой жизни».

                А каким образом это будет происходить с человеком?

«Когда начнётся постепенная потеря старого мира, логика двухмерного существа или то, что заменило ему логику, начнет ежеминутно нарушаться, и самым сильным его ощущением будет то, что никакой логики, никаких законов вообще не существует.

Раньше, когда оно было животным, оно рассуждало:

Это есть это.                Этот человек свой.

То есть то.                Тот человек чужой.

Это не то.                Чужой – это не свой.

Теперь оно поймёт, что и чужой человек, и свой человек – оба люди».

                Что это ему даст? Каким образом человек понимает, что перед ним другой, такой же как он,  человек, а не призрак отражения его сознания?

«Как оно выразит это на своём языке представлений?

Вернее всего, что никак не будет в состоянии выразить, потому что на языке представлений общих понятий выразить нельзя. У животного просто  спутаются ощущения чужого человека и своего человека. Оно начнёт размышлять, а размышление – это смерть чувства.

 Животное перестанет ясно чувствовать те свойства, которые делали чужого чужим. Оно начинает ощущать в человеке новые свойства, которых раньше не знало. В результате у него непременно явится потребность в системе для обобщения этих новых свойств – потребность в новой логике, выражающей отношения нового порядка вещей».

                Что будет, если ребёнка не учить понятиям?

«Но, не имея понятий, оно не будет в состоянии построить аксиом логики Аристотеля, и выразит своё ощущение нового порядка в форме совершенно абсурдного положения.

                Это есть то.

Представим себе, что животному с зачатками логики, выражающимися у него в ощущениях

                Это есть это.

                То есть то.

                Это не то.


говорят, что два для него совершено разных предмета, как например, два дома – свой и чужой, - одинаковы, что они представляют собой одно и то же, что они оба дома. Животное никогда не поймёт этой одинаковости».

                А существует ли эта одинаковость, даже для человека? Если эта одинаковость была, то человек не знал (не сознавал), где его дом, в котором он живёт, а мог зайти в любой дом, что попался ему на пути. Одинаковость возможна, когда мы рассматриваем слово «дом» отдельно от  слов «чужой и свой». То есть происходит расширение понятий. Животному не нужны были эти дополнительные понятия, оно не собиралось строить дом. Права ли я? 

 «Для него два дома: свой, где кормят, и чужой, где бьют, если туда зайдёшь – останутся совершено разными. Ничего общего в  них не будет. И стремление доказать ему одинаковость этих домов ни к чему не приведёт, пока оно само не ощутить её. Тогда ощущая смутно идею общности двух разных предметов, и, не имея понятий, животное выразит это, как нечто нелогическое со своей точки зрения. Говорящее двухмерное существо идею это и то – одинаковый предмет переведёт на язык своей логики в виде формулы: Это есть то, и, конечно, скажет, что это безсмыслица, что ощущение нового порядка вещей ведёт к логическим абсурдам. Но иначе выразить то, что ощущает, оно не будет в состоянии».

                Думаю, здесь надо уточнить, что одинаковость обладает не свой и чужой дом, а дом как строение.

«Совершенно в таком же положении находим мы,  когда мы мёртвые пробуждаемся, то есть когда мы, люди, переходим к ощущению другой жизни, к постижению высших сущностей.

Тот же испуг, та же потеря реального, то же ощущение одной сплошной нелогичности. Чтобы реализовать новый мир, мы должны понять новую логичность».

                А может ли человек (его сознание) находится одновременно в трёх мирах: физическом мире, мире души и мире духа?

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 169).