Восстание декабристов

Виктор Еремин
После победы над Наполеоном в России появилась небольшая группа дворян, которые захотели изменить власть в стране. Им не нравилось, что правителями в империи становятся по наследству и на всю жизнь. Они хотели, чтобы правителя выбирали через каждые несколько лет дворяне и грамотные люди. Для скорейшего достижения своей цели, они намеревались убить императора и всю его семью.

Когда осенью 1825 года умер Александр I, злоумышленники решили расправиться с его наследником Николаем I и всей династией Романовых. Заговорщики-офицеры обманули своих солдат и матросов, убедили их, будто Николай — царь не настоящий. 14 декабря 1825 года с требованием вернуть настоящего царя они вывели на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге около трёх тысяч вооружённых людей, построили их там, но дальше сами струсили и не знали что делать. Уважаемого солдатами генерала Милорадовича, который пытался уговорить рядовых уйти в казармы, вожаки восставших застрелили. А потом сами стали разбегаться. Солдаты и матросы, уверенные, что защищают настоящего царя от незаконного, остались на площади до конца. Ближе к вечеру Николай I, не сумев убедить восставших, что он и есть настоящий царь, приказал расстрелять их из пушек. Погибло много обманутых, ещё больше зевак, но среди них не оказалось ни одного обманщика — все успели скрыться.

Заговорщикам дали презрительную кличку — декабристы. Началось следствие, которое выявило 121 декабриста. Пятерых из них — тех, кто готовил убийство императора и его семьи и кто убил Милорадовича и ещё несколько офицеров — суд приговорил к повешению. Их казнили. Остальных преступников отправили на каторгу или в ссылку.
После отречения от престола императора Николая II в 1917 году декабристов объявили героями, благородными добрыми людьми и борцами за свободу народа.

Милорадович

Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, герой войны 1812 года и любимец российских солдат Михаил Милорадович в начале восстания прискакал на коне на Сенатскую площадь. Он стал уговаривать солдат уйти в казармы и покориться царю Николаю I. Декабристы очень боялись Милорадовича, потому что солдаты и матросы ему верили. Поручик в отставке декабрист Пётр Каховский поспешно выстрелил в генерала и смертельно ранил его. Когда хирург доставал пулю из тела умиравшего Милорадовича, тот всё время с тревогой спрашивал: «Ну что, какая пуля? Пистолетная или ружейная?» У солдат были только ружья, а у офицеров-дворян только пистолеты. «Пистолетная!» — наконец ответил хирург. «Я так и знал, — прошептал Милорадович. — Солдат не стал бы стрелять в меня». И умер.
Перед смертью Милорадович отпустил всех своих крепостных крестьян на волю. Декабристы тоже много говорили о необходимости отменить крепостное право, но никто из них не отпустил на волю ни одного своего крепостного, зато с лёгкостью продавали их как товар.

Декабристки

Среди декабристов было много офицеров, женатых на светских дамах. Все они были приговорены к каторге. Одиннадцать жён декабристов пожелали разделить судьбу своих мужей. Николай I не возражал, даже принял во дворце первую декабристку княгиню Екатерину Трубецкую и похвалил её за супружескую верность. Однако по воле царя все женщины, пожелавшие разделить участь мужей, в случае отъезда лишались дворянства, прав состояния и им запрещалось возвращаться в столицу. Это не помешало декабристкам уехать в Сибирь. Богатые родственники постоянно слали им деньги и поддерживали, как могли. Так что жили декабристки не плохо. Для их мужей настоящая каторга продолжалась недолго, а потом условия жизни им смягчили, и осуждённые смогли воспользоваться всеми благами, которые получали их жёны.

Цесаревич Александр

В день восстания наследнику Николая I цесаревичу Александру было семь лет. Чтобы его не убили, переодетые люди тайком привезли мальчика в Зимний дворец к женщинам династии Романовых. И всё время страха и ожидания нападения убийц он провёл с матерью, бабушкой и своим воспитателем поэтом Василием Жуковским. Через пять лет, уже в 1830 году, Николай I как-то зашёл на урок к сыну и стал слушать, как Жуковский рассказывал о событиях 14 декабря 1825 года. Когда рассказ был окончен, Николай спросил: «Саша, как бы ты наказал декабристов?» И мальчик, потупив глаза, тихо ответил: «Я бы простил их». А ещё через семь лет после этого Александр первым из русских цесаревичей поехал в Сибирь. Он не только с симпатией и интересом отнёсся к декабристам, всё ещё отбывавшим наказание, но, возвратившись в Петербург, предстал перед отцом горячим их заступником, просившим простить бывших бунтовщиков и отпустить на свободу. Став русским царём Александром II, он первым делом простил декабристов и разрешил им вернуться домой.