Культура России первой половины XIX века

Виктор Еремин
Архитектура, книги, главные виды искусства — живопись, музыка, театр, — это и есть культура. Она показывает, как мудр, как талантлив, как изобретателен народ, сотворивший такую красоту. В XIX веке начался расцвет русской культуры. Вот имена тех, кто первыми принёс в мир её бессмертную славу.
Начало великой русской литературе положили поэты и писатели Гавриил Державин, Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, а также писатель Николай Гоголь. Весь мир прославляет имя баснописца дедушки Ивана Крылова.

Россия дорожит величественными, грандиозными полотнами живописцев Карла Брюллова и Александра Иванова. Но не менее прекрасны и тёплые скромные картины Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Павла Федотова.

Композитор Михаил Глинка создал первые русские национальные оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», которые впервые повсеместно прославили нашу музыку. Дело его продолжил великий русский композитор Александр Даргомыжский, создатель опер «Русалка» и «Каменный гость».

Тогда же родилось русское искусство игры на сцене. Связано оно с именем нашего самого знаменитого актёра Михаила Щепкина. Мировых вершин достиг балет, особенно любима всеми была первая русская балерина Авдотья Истомина. В 1820-х годах в Санкт-Петербурге открылся первый русский цирк.

Не отставала и архитектура. В обеих столицах было построено столько грандиозных зданий, что и не перечесть. Назовём самые-самые знаменитые — два главных православных собора России в Санкт-Петербурге. Это Казанский собор архитектора Андрея Воронихина и Исаакиевский собор архитектора Огюста Монферрана. Тогда же в столице было возведено изумительное здание Главного Адмиралтейства архитектора Андреяна Захарова.


Казанский собор

Казанский собор особенный. Начиная с Петра I, российские императоры и их придворные всегда и везде отдавали предпочтение иностранным архитекторам, художникам и композиторам. Всё русское считалось отсталым и подражательным. Когда на престол взошёл император Александр I, он решил показать, что могут создавать русские люди, и повелел построить в центре столицы главный собор. Строить его следовало по проекту русского архитектора из камня, добытого в России. Расписывать собор должны были русские художники, а ваять скульптуры для него должны были только русские скульпторы. Казанский собор был открыт накануне нашествия Наполеона. Когда война закончилась, в нём разместили все военные трофеи. В Казанском же соборе торжественно похоронили умершего во время зарубежного похода фельдмаршала Михаила Кутузова. Построенный в 1801—1811 годах, Казанский собор стал символом рождения Великой русской культуры и уважения русского народа к своим творцам и победителям.

Спор

Будучи на даче в Царском Селе, поэты Василий Жуковский и Александр Пушкин поспорили, кто лучше напишет сказку по мотивам народной сказки. Жуковский сочинил «Спящую царевну», а Пушкин — «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Жуковский признал победу ученика-соперника.

Особенный мальчик

Однажды весенним утром 1829 года градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев ехал лабиринтом кривых переулков вверенного ему города и заметил непорядок: забор казённого учреждения был измаран углем. Рисунок, впрочем, был неплох: рыбак, лодка и сеть. «Закрасить!» — нахмурился градоначальник. А на другой день забор был вновь испачкан: неизвестный проказник намалевал корзину с рыбой. «Закрасить снова и поставить здесь городового!» — распорядился Казначеев. В ту же ночь нарушителя удалось изловить: им оказался черноволосый смуглый отрок двенадцати лет — Ованес, сын Геворга Гайвазовского, старосты городского базара. «Хорошо рисуешь, Ваня! — сказал ему Казначеев. — Для начала определю тебя в гимназию, а там посмотрим». Жить способного мальчика Казначеев взял к себе. Отдал в гимназию, учил, приглядывался. Рисунки мальчика он отправил другу в Санкт-Петербург. Вскоре Ованеса затребовали в столицу, в Академию художеств. В Академии он очень хотел учиться на портретиста. Но самородка представили императору Николаю I, и тот повелел талантливому юноше писать картины о море. Ованес вынужден был исполнить волю императора. Так определилась судьба великого российского художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Конфуз

Рассказывали, что в день, когда впервые играли «Женитьбу» Гоголя, случился конфуз. Щепкин по роли стал бранить прачку: «Проклятая прачка, как скверно накрахмалила воротнички — никак не стоят. Ты скажи ей, Степан, что если она, глупая, так будет гладить бельё, то я найму другую…» И тут из зала ему ответил женский голос: «Грех вам, Михаил Семёнович! Уж я так старалась, так старалась. Ведь я же знала, что ваш бенефис!» Это обиделась настоящая прачка семьи Щепкиных, пришедшая посмотреть на знаменитого актёра. Щепкин исполнял роль так правдиво, что бедная женщина решила, будто он и в самом деле её ругает у всех на глазах.