Дж Хесселинк Водимые Духом пневматология Кальвина

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВОДИМЫЕ ДУХОМ: ПНЕВМАТОЛОГИЯ КАЛЬВИНА
Джон Хесселинк

1. Введение

Чтобы сфокусироваться на том, о чем пойдет речь, если мы затронем такой аспект учения Кальвина, как понимание работы  Святого Духа в христианской жизни, может быть полезно поделиться предпосылками, прежде чем изложить некоторые тезисы в отношении этого вопроса. Тем самым вы сможете увидеть, к чему я веду.
1. Хотя Кальвина часто называли "богословом Святого Духа" (1) среди реформаторов XVI в., редко уделялось внимание важным аспектам его учения о Духе, а именно, как Святой Дух ведет, направляет, регулирует и правит в жизни верующего (2).
2.  Фундаментальной предпосылкой здесь является тесная взаимосвязь Слова (Писания) и Духа в богословии Кальвина (3). "Дух действует через Слово и Слово подтверждает Дух" (4). В то же время общепризнано, что Кальвин допускал больше свободы Духа над Словом по сравнению с Лютером, который стремился объединить их.
3.  Следствием этого тезиса является тесная связь между Христом и Духом в мысли Кальвина (5). Бенджамин Милнер утверждает, что "Кальвин не говорит о Духе отдельно от Христа, не более чем о Христе без Духа" (6), хотя представляется много исключений из этого правила, если воспринимать его буквально.
4. Такие убеждения отделяли Кальвина от спиритуалов и "энтузиастов" его времени и и потомков в наше время - будь то наследники Шлейермахера или пятидесятники (7). Как показал Ф.Л.Батлс, богословие Кальвина представляет собой средний путь между крайностями римского католицизма справа и анабаптистов и либертинов слева (8). Даже если не согласиться с этим тезисом, общепризнано, что Кальвин не высказал какого-либо понимания работы Духа, противоречащей объективному откровению, которое мы имеем во Христе и Слове.
5. Кальвин не был мистиком в обычном смысле этого слова, но в его мысли есть мистические обертона. Он не только учил о мистическом союзе со Христом (unio mystica) (9), но и часто выражался в мистическом тоне.  Например, есть "тайные силы или энергии" Духа, посредством которых мы приходим к тому, чтобы наслаждаться Христом и всеми Его преимуществами" (10).
6. Таким образом, мы не должны быть слишком удивлены, обнаружив, что снова и снова Кальвин говорит о Духе как о Том, Кто руководит нами, направляет и ведет христианина в его опыте. Очевидно, что Дух ничего не добавляет при этом к библейскому учению и в любом случае не противоречит ему. Как предупреждает Вернер Краш, "нет никаких сомнений, что Кальвин - и это правильно - не выделяет отдельно заинтересованность в водительстве Святого Духа, как если бы это было нечто своеобразное по сравнению с тем,  что сегодня описывается как "реальность Святого Духа". Для него водительство Духа - это непрестанное следование Божиим повелениям, наставлениям и предупреждениям в Священном Писании (11).  Есть множество свидетельств того, что в богословии Кальвина Святой Дух играет роль гораздо более эмпирическую, мистическую и индивидуальную, нежели это признается большинством исследователей Кальвина. Виллем Балк на международном конгрессе по Кальвину в Амстердаме в 1978 г. представил доклад, где показал место опыта в богословии Кальвина, но ввиду имеющихся доказательств я должен сказать, что его выводы кажутся мне чересчур осторожными и консервативными 12.
7. Мой тезис подтверждают обильные упоминания Кальвина о регулирующей и направляющей работе Духа, которые предполагают, что, хотя конкретные истины и места Писания могут подразумеваться и пониматься, и хотя Христос всегда есть модель и образец для нашей жизни, Кальвин утверждает, что нам даны не только вера и заверение Святого Духа, но и конкретная мудрость и наставления для нашей жизни  независимо от каких-либо четких указаний в Писании или же проповеди Евангелия. Короче говоря, Дух иногда дает нечто вроде независимого и тайного руководства и своего рода сверхрациональное понимание.
8. То, что мы имеем здесь, является одним из аспектов доктрины освящения. Быть водимыми Духом Божьим значит быть преобразованными и преображаемыми Богом так, чтобы Христос мог быть сформирован в нас через обновление образа Божия.

II. Zur Sache – К делу

А. Терминология

Кальвин предпочитает использовать термины для описания этой особой внутренней работы Святого Духа: глаголы, использованные в названии этой статьи: «управлять» (guberno или фр. gouvernez) и «направлять» (duco или dirigo, фр. поведение) и их именительные аналоги, «управление» (gubernatio) и «проводник» (dux, фр. conduite) или «руководство» (directio). Однако почти так же часто встречается глагол «править» (rego, что означает «руководить», а также «править»; фр. moderor)15. Яркая иллюстрация находится в двух отрывках из  «Наставления» 2.3.10 «Господь Своим Духом направляет, подчиняет нас и управляет нашим сердцеми царствует в нем как в Своей собственности...
Очевидно, привилегия избранных состоит в том, что, возрожденные Духом Божьим, они
двигаются и управляются под Его руководством".
Из Женевского катехизиса: После определения покаяния как ненависти ко греху и
любви к праведности, Кальвин добавляет, что «все это ведет нас к самоотречению и
умерщвление плоти, чтобы мы подчинились управлению Духа Божия, и привести все действия нашей жизни в послушание Божественной воле». О людях и бесах сказано, что «хотя Бог не управляет ими Духом Своим, но Он сдерживает их Своей властью, как  уздечкой" 17.
Из комментариев: «Бог присутствует со Своими избранными, которыми Он управляет, посредством особой благодати Его Духа».18 «Сумма этого [умерщвление плоти и обновление жизнь] вытекает из того, что мы  дети Божии, когда Дух Его правит (moderatur) и управляет нашей жизнью»19.
Из проповедей: «Когда мы молимся, чтобы Бог руководил и управлял нами посредством Своего Духа в этом предприятии, люди не могут обижаться на то, что было сказано открыто и милостиво». 20 «Он [Христос] дан нам для нашего освящения, чтобы мы были водимы Его Духом.21
Из  полемических сочинений: «Писание учит, что никто, кроме избранных, не руководится Духом Божиим. Какая праведность может быть в человеке, кроме водительства Святого Духа?»22 И в предисловии к своему трактату против анабаптистов, обращенному к служителям в Невшателе: «Пусть Он [Господь] всегда направляет вас Своим Духом, чтобы посредством вашего служения вы могли бы послужить Ему к Его чести, а также к спасению Его бедных людей" 23
Наконец, из его молитв: «...чтобы Ты управлял нами по воле Твоей, и так управляй всеми нашими привязанностями Духом Твоим, чтобы мы могли всю свою жизнь стремиться прославить имя Твое... «Управляй нами Духом Твоим, чтобы мы кротко и послушно покорились Тебе".
Это только выборка; такие иллюстрации можно было бы умножить во много раз.
Они встречаются во всех трудах Кальвина, особенно в «Наставлениях», комментариях и
проповеди 26

В. Одно значение: особый аспект освящения

Уже в этой краткой выборке один мотив очевиден. Управляющая, направляющая и
правящая работа Духа в жизни верующего является главным образом аспектом учения об
освящении. В процитированных до сих пор отрывках роль Святого Духа аналогична роли Святого Духа в «тайном» или «внутреннем» свидетельство Духа относительно удостоверения Священного Писания как Слова Божия» 27. Однако во всех приведенных выше случаях эта внутренняя, тайная работа Духа другая. Это также не имеет прямого отношения к самодостоверности Священного Писания или его пониманию, хотя временами и приближается к последнему. Это также не относится к происхождению веры, которая является «главным действием Святого Духа»28. В этих случаях особая роль Святого Духа заключается скорее в осуществлении и содействии продолжающемуся всю жизнь процессу умерщвления и оживления, как это отмечал Кальвин, описывая обращение или покаяние.29 Более конкретно, как мы видели, эта особая работа Духа помогает нам подчиняться воле Бога и тем самым прославлять Его.
Поскольку воля Божия для наших жизней раскрывается в его законе30, можно заключить, как и Вернер Круше, что «послушание, к которому освобождает [нас] Дух Святой, есть... послушание по отношению к (gegen;ber) Божьей праведность, то есть по отношению к закону Божьему».31». Это обоснованное утверждение, которое может быть дополнительно подтверждено доказательствами, которые Круше не цитирует. Например, в проповеди по Еф. 2:8-10 Кальвин говорит, что Бог должен не только учить нас тому, что хорошо, через Священное Писание, но также должен «преобразовать нас и таким образом направлять нас» 32, и управлять нами Своим Святым Духом, чтобы было согласие между нашей жизнью и Его законом. Он завершает эту проповедь молитвой: Пусть Бог «так поддержит нас и управляет нами Его Святым духом, чтобы все наши усилия были не чем иным, как построением нашей жизни по Его святому закону»33.
Но это руководство и управление Духа – это нечто большее, чем просто
общее желание быть послушным воле Божией, открытой в законе. Святой Дух больше
чем вдохновитель и помощник. Быть ведомым, управляемым и водимым Духом в этом контексте подразумевает получение особого руководства, понимания и силы. Все христиане получают Святого Духа от Христа, но есть степени силы. Присутствие Духа в
жизни христиан – вещь не статичная. Для Кальвина интенсивность или природа руководства Духа может варьироваться в зависимости от конкретных потребностей в конкретной ситуации.34 Например, мы склонны быть непостоянными, неустойчивыми и самоуверенными, говорит Кальвин, если только мы «управляемы Богом» и «имеем Божий Дух, Который направляет нас и управляет нами», то подразумевается, что для нас необходимо поддерживать стойкость в христианской жизни, как постоянный, постоянно обновляющийся дар, и нам необходимо руководство Духа. Поэтому мы «должны просить у Господа духа благоразумия и силу духа, и под Его руководством мы узнаем, что целесообразно, и смело понесем через то, что, как мы уверены, возложено на нас. 35
Такого рода мудрость и осмотрительность не являются постоянным свойством. Вот почему нам постоянно нужно обращаться к Господу за водительством Духа. Мы видим это в случае Давида, который в Псалме 142:10 просит: «Пусть Твой добрый Дух ведет меня...» Кальвин комментирует: Давид «желает водительства Духа не только тогда, когда Он просвещает наши умы, но и когда Он действенно влияет на согласие наших сердец и как бы ведет нас за руку... Мы всегда должны искать руководства Духа Божьего, чтобы держать свои [страсти] в умеренности»36.
Причина, по которой нам необходимо это постоянное руководство и управление Духа, заключается в том, что ни один христианин не знает полноты Духа, ибо Христос лишь «отчасти просветил нас Его Святым Духом». Следовательно, мы должны молиться, чтобы «Он благоволил взращивать Свою благодати в нас все больше и больше, пока Он не сообщил ее нам полностью, а тем временемподдерживать нас и управлять нами Своим Святым Духом.37 Необходимо устранить не только нашу склонность к неустойчивости и усмирять наши страсти  правилом Духа; наш разум также «перегружен столь многими формами обманов, подвержен столь многим ошибкам, попадает в столь многие трудности, что у нам нужно «постоянное руководство в каждый момент». Вот почему мы обращаемся «к Святому Духу, который знает, что все помыслы мудрых тщетны» (1 Кор. 3:20; ср. Пс. 94:11). 38
Еще один аспект освящения, который Кальвин подчеркивает, используя эти
termini technici вполне может носить автобиографический характер. В своем собственном обращении и дальнейшем опыте он был «подчинен обучаемости (ad docilitatem)»39. Точно так же мы тоже склонны быть высокомерными и «скорее будем сбиты плетьми невзгод, чем исправлены, если бы Он [Господь] Духом Своим не сделал нас обучаемыми».40 В результате в своих молитвах Кальвин время от времени молился: «Управляй нами Духом Твоим, чтобы мы могли кротко и послушно подчиняйся Тебе, и с такой обучаемостью, чтобы мы могли стать мудрыми 41.
Таким образом, вся жизнь освящения - это жизнь постоянного руководства и обновления. Духом и тем самым она постепенно восстанавливается по образу Божию. Это реализуется, особенно когда мы празднуем день субботний согласно его основной цели, а именно: «чтобы перестать делать свои дела, чтобы Господь мог действовать в нас». В ответ на вопрос, «Как это делается?» Кальвин отвечает: «Умерщвляя плоть, то есть отказываясь от  собственной природы, чтобы Бог мог управлять нами Своим Духом.43 Затем Кальвин объясняет, что это то, что делается не только один день в неделю, но «должно делаться постоянно… всю наши жизнь 44

C. Другие примеры особых указаний

Необходимость такого постоянного водительства и руководства Духа была необходима не только Давиду и святым Ветхого Завета, а также христианам в наше время; это было необходимо и апостолу Павлу, который полагался на водительство Духа в своих миссионерских путешествия и деятельность. Без этого  мы отходим от роли Духа в
освящении, особенно в покаянии как деятельности на протяжении всей жизни, при особом  руководстве со стороны Духа в повседневных делах и важных жизненных решениях. «Нет сомнения,  говорит Кальвин, - что он сам [Павел] ни в чем не сохранил обычный способ жить дальше, когда он знал, что Дух Божий руководит его жизнью и действиями». Следовательно, он «не учил нигде, кроме как под руководством (manuducente) Дух... 45 Более того, поскольку у него были такие обширные обязанности, «ему нужно было особое руководство Духа». 46
Другие иллюстрации необычайного водительства Духа, Кальвин видит в евангельском рассказе о женщине, 12 лет страдавшей кровотечением. Что заставило ее поверить, что, прикоснувшись к одежде Христа, она исцелится? Кальвин заключает, что столь опрометчивый поступок произошел из-за «уникального побуждения (singularis impulsus) Святого Духа» 47. Он спешит добавить, что такой случай «не следует превращать в общее правило».в различных контекстах, ибо он предполагает, что нет ничего необычного в том, что Дух побуждает верующих совершить что-то необычное.
Другая иллюстрация - «уникальное и необыкновенное движение Духа» 48 в случае с калекой в Листре, исцеленным Павлом. Кальвин отмечает, что «Бог не повелевает нам надеяться на все, что нам заблагорассудится», однако Бог этим особым действием Своего Духа «заранее подготовил разум калеки и сделал его способным к этой новой жизни". И снова Кальвин демонстрирует свой консерватизм, предостерегая, что события, «подобные этому, не должно превращаться в общее правило», хотя все дети Божьи «наделены Духом усыновления»49.
Несмотря на такие предостережения, Кальвин часто указывает на более распространенный феномен в отношении водительства Духа, т.е. что все верующие могут
предвидеть – при условии, что они будут искать помощи Божией с правильным отношением – особое руководство Дух в вынесении различного рода суждений и решений. Соответственно, когда Давид молится: «Научи меня, чтобы я мог исполнять волю Твою», Кальвин интерпретирует эту просьбу как нечто гораздо более важное, чем искать избавления», но что еще важнее, а именно водительство Духа Божия, чтобы он не уклонялся ни вправо, ни влево, но сохранялся на пути праведности».50
У нас есть еще один образец в лице Даниила, который «был направлен Духом Божьим» сделать разумные просьбы. В решающие моменты он «говорил не опрометчиво и не по своей воле, а по повелению и импульсу Святого Духа». «Он не сказал бы так, кроме как под водительство и руководство (duce et magistro) Духа».51 В этом отрывке мы впервые встречаем другое выражение, которое становится настоящим terminus technicus в трудах Кальвина, особенно в комментариях и проповеди, а именно, «тайный импульс Духа/Бога». Бенджамин Милнер специально исследовал этот термин и указывает, что он используется в двух случаях: в совершенно разных контекстах, а именно, в связи как с благочестивыми, так и с нечестивыми 52. В  случае первых «наиболее важными ссылками на «тайный импульс» являются те случаи, когда кажется, что это заменяет или устраняет необходимость объективного откровения» 53. По сути, это то же самое, что я говорил в отношении вытекающего отсюда понятия правления и водительства Духа.
Милнер приводит множество иллюстраций, подтверждающих свою точку зрения. Здесь должно хватить одной. Комментируя внезапное признание учениками в Эммаусе воскресшего Господа, Кальвин замечает: Признание Христа привело учеников к живому восприятию (vivo sensu) тайной и сокровенной благодати Духа, которую Он прежде даровал им. Ибо Бог иногда действует на Свой народ таким образом, что на какое-то время время Его люди  не осознают силу Духа ( которым, однако, они не бедны), или, по крайней мере, не признают (agnoscat) этого отчетливо, но могут воспринимать (ощущать) Его только тайным импульсом" 54.

На этом мы должны остановиться, хотя можно было бы привести гораздо больше доказательств, опираясья на тезис о том, что «объективный» Кальвин оказывается в этом отношении удивительно субъективным. Таков особый аспект его учения о Святом Духе. Иногда кажется, что он даже проходит в опасной близости к тем самым энтузиастам (Schwarmerei), на которых он так яростно нападает и опровергает. Тем не менее, в нашем энтузиазме или тревоге, в зависимости от обстоятельств, по поводу этого открытия, нам следует помнить об определенных основных принципах, которые имеют решающее значение для правильного понимания учения Кальвина о Святом Духе 55

III. Слово и Дух – никаких новых откровений

Во всех приведенных выше иллюстрациях Кальвин никогда не предполагает, что для нас побуждение к действию от Духа противоречит Христу или подрывает откровение, которое мы имеем в Иисусе Христе и написанном Слове. Как бы тайно, свободно или независимо Дух ни мог действовать в жизни верующих,  мудрость или совет соответствуют откровению Слова. Как предупреждает Кальвин в своем трактате против распутников: «Мы заглушаем свет Божьего Духа, если мы отрезаем себя от Его Слова»56.
Быть управляемым и водимым Духом может означать новое, более глубокое понимание.
 расширения прав и возможностей и конкретные применения или направления в нашей жизни, но не новые открытия! Ключевой отрывок здесь находится в его комментарии к Иоан. 14:26: Бог учит двумя способами. Он звучит в наших ушах устами людей, и Он обращается к нам внутренне Своим Духом. Иногда Он делает это одновременно, иногда в разное время, как ему кажется уместным 57
Таким образом, несмотря на всю эту кажущуюся субъективность, фундаментальные принципы Кальвина, касающиеся отношений Слова и Духа, остаются неизменными, а именно: «Дух желает соединить нас со Словом Божьим неразрывной связью. Мы не должны ожидать ничего большего от Его [Христова] Духа, кроме того, что Он просветит наш разум, чтобы по-настоящему постичь истину Его учения» 58.

IV. Заключение

Можно интерпретировать приведенный выше материал по-разному, но нельзя отрицать, что все это представляет собой важный мотив в богословии Духа Кальвина. Это ни в коем случае не периферийный или мимолетный интерес Кальвина. Эти фразы чаще встречаются в некоторых сочинениях, чем в других, но они почти универсальны в кальвинианском корпусе. Если есть какое-либо развитие вообще, возможно, дело в более частом использовании этой терминологии в его более поздних сочинениях. Более того, можно также исследовать роль Духа в управлении и руководстве Церковью, хотя такие упоминания встречаются реже.59
Если же есть такая важная тема - или, по крайней мере, подтема - в творчестве Кальвина, как учение о Духе, как мы можем объяснить этот странный пробел? Многие годы ученые-кальвинисты описывали Кальвина как «теолога Святого Духа», и однако, за одним исключением (Вернер Круше), эта тема либо упускалась из виду, либо избегалась. Конечно, он нигде не развита как отдельный локус, но то же самое можно сказать и о наличии случайного и почти изолированного упоминания о мистическом союзе верующего с Христом; и тем не менее, эта тема была подхвачена и развита в последнем стандарте исследований Кальвина и в большой монографии В. Кольфхауса61.
В более ранних исследованиях это упущение можно было объяснить отсутствием интереса к Святому Духу, хотя пуритане и Авраам Кайпер много писали на эту тему. С бурным ростом исследований Кальвина, вдохновленных Бартом и Бруннером, особенно  начиная с 1930-х годов, можно было ожидать некоторого интереса к этой теме, но христоцентричный акцент диалектического или неореформационного богословия может объяснить чрезмерную осторожность в отношении работы Святого Духа. Вероятно, одна из основных причин отсутствия интереса или отвращения к этой теме, или нежелание признать ее значение - это страх перед мистицизмом,63 или, в нашем время, неопятидесятничеством. Ввиду эксцессов в обеих этих группах и богословия Шлейермахера, который так сильно повлиял на современную теологию, такие опасения
оправданы, но они не объясняют странного молчания относительно законного библейского мотива, который Кальвин осмелился рассмотреть конкретно и творчески.64 Мы, восхищающиеся женевским реформатором, должны сделать не меньше.


;Сначала, насколько мне известно, Б.Б. Уорфилд, а затем ряд Кальвина
такие ученые, как Саймон ван дер Линде, Вернер Круше, Джон Маккей и Х. Квисторп.
2С. ван дер Линде, который заслуживает похвалы за написание первого существенного исследования учения Кальвина о Святом Духе вообще не затрагивает эту тему, даже в своей
дискуссии о религии и благочестии, вере и возрождении ; See De Leer Van de Heiligen Geest
bij Calvijn (Wageningen: H. Veenman & Zonen, 1943), 233-235. Nor does H. J. J. Th.
Квисторп обратил внимание на эти фразы в своем весьма обширном исследовании, "Calvins Lehre vom Heiligen Geist," in De Spiritu Sancto (Utrecht: V. H. Kemink en Zoon, 1964). Вернер
Круше знает об этих фразах в своем авторитетном исследовании «Das Wirken des Heiligen Geistes
nach Calvin (Gottengen: Vandenhoeck and Ruprecht, 1957);  но он имеет тенденцию быть слишком
озабоченным, чтобы у Кальвина не обнаружилась субъективная тенденция. Одна из лучших работ «тайный импульс Духа (arcano Spiritus Instinctu)» - встречается в удивительном месте, а именно приложение к
Benjamin Milner's Calvin's Doctrine of the Church
(Leiden: E. J. Brill, 1970), 197-199.
;See Institutes 1.9.3. and 4.8.13. Here and elsewhere I am using the translation of Ford
Lewis Battles in the Library of Christian Classics edition of the Institutes edited by John T.
McNeill (Philadelphia: Westminster Press, 1960).
"Richard C. Gamble, "Word and Spirit in Calvin," in Calvin and the Holy Spirit, ed.
Peter De Klerk (Grand Rapids: Calvin Studies Society, 1989), 85. In the same volume see
also the paper by Jelle Faber, "The Saving Work of the Holy Spirit in Calvin," 4-5.
5So, e.g., W. Kreck, and H. Quistorp, 140.
"See Institutes 3.1.2-3 and 3.2.24.
'Benjamin Milner, 130. Cf. Quistorp, 130.
"Calculus Fidei-Some Ruminations on the Structure of Calvin's Theology," in Calvinus
Ecclesiae Doctor, hrsg. von W. Neuser (Kampen: J. H. Kok, 1979). Battles' thesis has been
picked up and developed in other contexts by Donald K. McKim, "John Calvin: A
Theologian for an Age of Limits," in Readings in Calvin's Theology, ed. D. McKim (Grand
Rapids: Baker, 1984), 292; and Richard Gamble, 80-81. Задолго до монографии Баттла,
такие богословы, как Уолтер Крек, утверждали примерно тот же тезис: «Кальвин, подобно
Реформация в целом велась на два фронта: против Рима и против энтузиастов.
(Schw;rmer)," "Wort Und Geist bei Calvin," in Festschrift fur Gunther Dehn, zum 75.
Geburtstag, hrsg. von W. S. Schneemelcher (Neukirchen Kreis Moers: Verlag der
Buckhandlung des Erziehungsvereins, 1957), 178. Note: All translations from the German
are mine.
'Institutes 3.2.24 and 3.11.10, " Почти все новейшие ученые-кальвинисты едины
в убеждении, что центральным учением Кальвина было communio cum Christo или
insitio in Christum, чей свет струится через каждый аспект его богословия, включая его
пневматологии»," Quistorp, 133. The pioneering effort in this regard is W. Kolfhaus'
Christusgemeinschaft bei Johannes Calvin (Neukirchen Kr. Moers: Buchhandlung des
Erziehungsvereins, 1939).
10 Institutes 3.1.1.
11Das Wirken des Heiligen Geistes, 294.
12In Calvinus Ecclesiae Doctor, 19.
13 Institutes 3.6.3: Христос, через Которого мы возвращаемся в благоволение к Богу, был
представлен нам как пример, чей образец мы должны воплощать в своей жизни". Ср.
аналогичное утверждение в проповеди к Еф 4:23-26, "... Господь наш Иисус Христос дан нам
в качестве примера и прообраза (для примера и покровителя). " (Opera Calvini, 51, 623; далее
CO).1411suo Spiritu cor nostrum dirigire, flectere, moderari." Примечание: курсив здесь и в
следующие цитаты принадлежат мне... ipsius ductu agantur ac gubernentur." Далее в этом разделе Кальвин цитирует Иоан 6:44 и комментирует: "Из слов Иоанна можно... заключить, что сердцами благочестивых Бог ghfdbn cnjkm ltqcndtytyj (sic efficacitur gubernari divinitus est), что они следуют за Yим с непоколебимой любовью". Кальвин иногда использует такие же фразы , когда объектом действия является Бог, а не Святой Дух, например, никто из нас не остается твердым в своем мнении с утра до ночи, если им не управляет Бог.Bnfr? rКогда мы слышим, проповедуемое Евангелие, мы должны иметь Духа Божьего, который направлял бы нас и управлял бы нами, чтобы мы моглиполностью принять нашего Господа Иисуса Христа и через него получить доступ к Отцу", Проповедь № 14 на Еф. 2:16-19 (КО 51, 418), курсив мой.
"Поскольку мы находимся в этом мире, давайте признаем, что Бог управляет нами здесь, что он
указывает нам дорогу, чтобы мы не были странствующими пилигримами, которые бродят от
столба к столбу, но чтобы нас вела как бы Его рука", Проповедь № 1 на Втор. 4:44-5:3
(CO 26, 246), 134.
16Q. 128 (Opera Selecta II, 96; henceforth OS).
17Q. 28 (OS II, 58).
18 Comm. Gen. 21:20 (CO 23, 305).
19 Comm. 1 John 3:23 (CO 50, 345).
20Sermon No. 11 on Deut. 5:20 (CO 26, 367).
21Sermon No. 29 on Eph. 4:20-24 (CO 26, 367).
22 The Eternal Predestination of God, tr. J. K. S. Reid (London: James Clarke, 1961),
23 Treatises Against the Anabaptists and Against the Libertines, tr. Benjamin Wirt Farley
(Grand Rapids: Baker, 1982), 18.
24Prayer following the exposition of Amos 4:12, from Devotions and Prayers of John
Calvin, compiled by Charles E. Edwards (Grand Rapids: Baker, 1954), 45.
25 Following the exposition of Hosea 5:1, Edwards, 17.
26 Я не проверял переписку на предмет таких фраз, но подозреваю, что там,тоже можно найти такие увещевания.
27 Institutes 1.7.4. C;. 1.7.5.
28 Institutes 3.1.4. Cf. 3.1.8, 35, 39. It is by "the secret energy (efficacia) of the Spirit"
that "we come to enjoy Christ and all his benefits," Institutes 3.1.1.
29 Для Кальвина обращение и покаяние почти тождественны: «Все
Обращение к Богу понимается под термином «покаяние», и вера не является последней частью
обращения», ," Institutes 3.3.5. Cf. Heidelberg Catechism, Q. 88.
30 The precepts of the law... comprehend the will of God" (Institutes 1.17.2). "God
has revealed his will in the law" (Institutes 2.8.59, cf. 2.8.5).
31Das Wirken des Heiligen Geistes, 288. In support of this contention Krusche cites
Comm. on Hosea 14:5; Hom. 1 Sam. 10:6; Institutes 2.2.8, and Comm. John 8:32.
32Sermon No. 11 on Ephesians (CO 51, 384).
33 The prayer is not included in the Calvini Opera but is found in the English translation
by Arthur Golding (revised): John Calvin's Sermons on Ephesians (Edinburgh/Carlisle, Pa.:
The Banner of Truth Trust, 1973/5), 168.
34Sermon No. 14 on Ephesians 2:16-19 (CO 51, 418).
35 Comm. on Harmony of the Gospels, on Matt. 10:32 (CO 45, 291).
36Comm. Ps. 143:10 (CO 32, 683).
37Prayer at the conclusion of Sermon No. 11 on Eph. 2:8-10, 168.
38 Institutes 2.2.25.
39Preface to the commentary on the Psalms (CO 31, 21).
40"Nisi spiritu suo nos ad eam docilitatem componeret," Institutes 2.5.13.
4141 Молитва после объяснения Осии 5:1, 17. Ср. молитва после изложения
Иоиль 2:1 (53): «Даруй, чтобы мы предались Тебе и стали такими обучаемыми
и покорный, чтобы куда бы ты ни направлял свой Дух, ты мог следовать за нами со всеми
благословение».
42 Женевский катехизис, вопрос 172 (OS II, 102). См. НХВ  2.8.29. Повторно четвертый
заповедь: «Во-первых, мы должны на протяжении всей жизни размышлять о вечном субботнем покое от всех дел наших, чтобы Господь действовал в нас Духом Своим».
4;Ibid., Q. 173 (OS II, 102).
44Ibid., Q. 174 (OS II, 103).
45 Comm. Acts 16:6 (CO 48, 373).
46Ibid. 46Там же. Подобным же образом Кальвин иногда сравнивает упрямую, непослушную натуру с дикой природой.лошади. Обратной стороной этого является то, что мы должны быть «как тихие лошади [и] позволять себе быть обращенныvb и направляемыvb Его [Божьей] рукой» ( Yf  Деян 9:5 (С) 48, 202).
47 Comm. Mt. 9:20 (CO 45, 257).
48 Comm. Acts 14:9 (CO 48, 321).
49Tbid.
50 Comm. Ps. 143:10 (CO 32, 683).
5;Comm. Daniel 1:11 (CO 40, 549).
52 Calvin's Doctrine of the Church, appendix, 197.
53Там же, 198. «В общем, Кальвин относит этот «тайный импульс Духа» к
подтверждать подлинность любой мысли, речи или действия благочестивых, которым не хватает объективного обоснования, т.е.
объективное выражение божественной воли-ordinatio Dei», там же, 199–200.
54 Комм. Луки 24:32 (СО 45, 809). Однако в случае нечестивых, когда они направлены
по тайному побуждению Бога (а не Духа) они делают это неосознанно и невольно. См
Милнер, 200–201.
55 Круше проницательно замечает, что Кальвин, несмотря на его четкое отождествление Слова и
Духа не захвачен (befangen) комплексом антиэнтузиастов, чтобы он отказывался
допускать любые идеи о «руководстве Святого Духа», 290. Однако выводы Круще
рисунки на следующей странице излишне осторожны и не в состоянии отдать должное кажущемуся радикальным характеру некоторых высказываний Кальвина.
56 Трактатов против анабаптистов и против распутников, 224–5. Несколько строк спустя
Кальвин добавляет: «Давайте придерживаться, говорю я, чистого и ясного Слова Божьего, в котором Он ясно изложил
открыл нам свою волю. И помолимся, чтобы Своим Святым Духом Он захотел насаждать это
в наших сердцах, и это его истинная должность», 225.
57 СО 47 334.
58 НХВ 4.8.13. См. 1.9.3: «Ибо благодаря своего рода взаимной связи (mutuo nexu) Господь имеет
соединил вместе уверенность Его Слова и Его Духа, так что совершенная религия
Слова может пребывать в нашем разуме, когда Дух, побуждающий нас созерцать лицо Божие,
сияет; и чтобы мы, в свою очередь, могли принять Духа, не опасаясь быть обманутыми, когда мы узнаем его по образу Своему, а именно, в Слове».
S;В первом издании «Наставления» (1536 г.) упоминаний такого типа очень мало.
и в его первом «Катехизисе» (1537/8), но они не полностью отсутствуют и здесь. Это может быть
Примечательно, что относительно мало упоминаний об управлении и водительстве Духа.
в первом комментарии Кальвина, а именно, к Римлянам, но этот комментарий претерпел несколько изменений: поэтому Кальвин мог бы добавить такие отрывки позже. Содержание данной книги кажется более определяющим, чем ее дата.
60See Institutes 4.19.6; 4.8.11; and "Reply to Sadolet," in Calvin: Theological Treatises,
229. On the role of the Spirit in church councils, see 4.9.11.
6;In the book alluded to earlier, Christusgemeinschaft bei Johannes Calvin (1939).
62See Abraham Kuyper's massive Doctrine of the Holy Spirit (Grand Rapids: Eerdmans,
1946) which first appeared in 1900.
63See, for example, Kolfhaus, 125; and S. van der Linde, De Leer van den Heiligen Geest
bij Calvijn, 118-132: "De Heilige Geest en de wedergeboorte."
64 Как указывает Александр Ганозси в своей авторитетной работе «Ecclesia Ministrans,
Dienende Kirche und kirchliche Dienst bei Calvin (Freiburg: Herder, 1968), 70:
, 70: «Описывая Это духовное действие в жизни оправданных Кальвин использует исключительно библейские термины: возрождение, освящение, новое творение, восстановление, преобразование (Neugestaltung) образ Божий. . «— и, можно добавить, водительство  Духа может
направлять, сгибать, управлять нашим сердцем Своим Духом».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn