Тупики, или Дыры Овертона 2

Виктор Еремин
***

Эпоха постимпериализма характеризуется тем, что в ней перестают работать всевозможные общественные законы и формулы, выявленные и разработанные мудрецами тысячелетий. Остаются только глобальные гегелевские естественные законы.
Объясняется это законом перехода количества в качество: огромные знания (особенно в области психологии масс) сделали невозможными революции, а эволюция в обществе жлобов есть синоним понятия гниение. В этом и кроется главный и неразрешимый тупик современного человечества. Сказка об эволюции как поступательном совершенствовании общественных отношений предназначена разве что для дур обоих полов, мнящих себя интеллектуалками и прогрессистками.
Сегодня человечество представляет собою несчастного, казнимого китайской казнью: засунутый в деревянную дырявую колоду (лишь болтающая голова торчит наружу), бессильный сопротивляться, он лежит, полупогружённый в гниль болота; его кормят и поют, но внутри колоды плоть постепенно разлагается в больной воде и разъедается многочисленными охочими до плоти тварями, пока не вывалятся наружу внутренности, и тогда он ещё живёт и ест, и пьёт, и надеется… Да, какие бы муки не терзали его тело, он всё ещё верит, что выживет, пусть хоть и калекой, а потому и ест, и пьёт, и надеется…
Оставь надежду, всяк сюда входящий, как сказал божественный Данте Алигьери.
«Бог умер!» — «Бога убили». — «Бога убили люди». — «Слово было Бог». — «Слово умерло». — «Слово убили». — «Слово убили люди». Такова эволюция общественной мысли и общественной жизни человечества на планете Земля. Или, говоря стихами Н.С. Гумилёва:

И как пчёлы в улье опустелом
Дурно пахнут мёртвые слова.

Остаётся добавить заключительную формулу: «И всё-таки Бог жив, ибо Бог есть МИЛОСТЬ, воплотившаяся в ВОЗМЕЗДИЕ». Проповедники злоупотребляли этой формулой тысячу лет, то и дело объявляя скорый конец света. Они были подобны мальчику из притчи, кричавшему ради шутки: — Волки! Волки!
Очередной тупик современности: нет возмездия на земле. Мучения есть, беды есть, проклятья есть. Но всё это для нищих и со слов болтающих. Нет возмездия, ибо хотя бы частично, но только революция дает настоящее земное возмездие виновным. Да еще победа в кровавой войне. Но, как показали нюрнбергские процессы, и в последнем случае не было должного земного возмездия. А потому злодеи рано или поздно возвратились, ибо не были истреблены, ибо они есть Алитеты — укрылись где-то, набрались силы и вернулись мстить и творить свое возмездие, не победителям, но их потомкам. Хотя бы так. Таков неотвратимый итог всем гуманистическим потугам на поле битвы.
Впрочем, не буду каркать, поскольку начатый разговор о том, что видится неизбежным, потому что человек предотвратить это не в силах.

***

Человек в истории — подёнка-имаго, живущая самое большее 5 минут. История для человека — бесконечный и непознаваемый мир фантазии. При кажущейся очевидности интерпретация событий человеком столь предвзята и основана на обрывках информации, которую иначе, как домыслом, признать невозможно. А потому версий истории множество и на любой вкус, т.е. в действительности история не может быть аргументом и тем более учителем!
Сетовать на то, что история ничему не учит — наивно. Объективно у неё нет такой задачи. Единственная задача истории — приучать человека к обязанности выживать, что означает жить в обществе.
Обязанность человека перед историей заключается не в суде и осуждении, но в памяти и незабвении, и ещё в благодарности к тем, кто творил историю. Благое ли, злое ли дело творил он — не суть важно. Ибо нет в природе однозначного добра или однозначного зла, но любая смерть есть одновременно рождение нового. Мысль эта возмутит многих, в опровержение сказанного приведут они тысячи примеров и аргументов (Гитлер и фашизм — любимый аргумент демагогов). Я и сам могу перечислить многие из них. Однако в том и есть тайна бытия человеческого, что верна именно эта мысль, а аргументы против неё справедливы, но ошибочны. Почему? Я и сам не знаю, только знаю, что именно она есть аксиома нашего существования.
Однако оставим философствование философам. Начинаю саму книгу.