Мой адрес - Советский Союз. Зарплата

Вадим Гарин
НЕМНОГО ОБ ЭКОНОМИКЕ И ЗАДЕРЖКАХ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

Предыдущий очерк: http://proza.ru/2023/09/09/866

Коллаж автора. На фото 1 -  плакат советских  времён «Куда ведёт капитализм. Фото 2 – митинг в Москве 1992 г. (оба фото из интернета в свободном доступе)

                Если пишу о парадоксах советского времени, это не значит, что я хочу его опорочить. Подготавливая к публикации очерк «Вернуться в СССР», я много читал критики советского времени – она носит злобный, во многом лживый неконструктивный и некомпетентный характер и, кроме того, критиканы показывают полное незнание происходящего в обществе того времени и механизмов, их движущих. Всё сводится к неэффективной экономике (СССР по валовым показателям занимала в 1980 году 2 место в мире после США – отставала примерно в 1,5 раза) и пустым полкам. По каждому разделу требуется тщательный анализ.
                Такие анализы делались. Практически всё опубликовано. Кто не занимается популизмом, легко их отыщет, например, статьи по методологии анализа экономических процессов лауреата Нобелевской премии по экономике Л.В. Конторовича и др.
                В своих очерках-эпизодах я пишу только о том, что происходило на моих глазах, или где я непосредственно участвовал в этих событиях. За всё на свете не берусь. Однако противникам советской экономики напомню, что мы и по сей день ей обязаны своими успехами.
                А если объективно, то при определённых изъянах (а где их нет?) за период 1922 по 1940 гг. среднегодовой прирост национального дохода составил 8,5%; построено девять тысяч крупных промышленных предприятий. За период войны ВВП падал в среднем на 0,8% ежегодно, но к 1950 г. по доходу мы достигли довоенного уровня, а с 1951 по 1960 гг. среднегодовые значения темпов роста составили 9,3%! С 1961 по 1970 – 7%, а с 1971 по 1980 гг. – 4,9%. Во времена, когда главным было «нАчать, а затем расширить и углУбить», рост замедлился и составил всего 0,6%. Ну, а дальше с приходом либералов страна полетела под откос к капитализму!
А как сейчас? По прогнозу на 2023 год рост ВВП может составить около 2-3%, но это при условии, что мировая экономика будет стабильной и не возникнут серьёзные внутренние и внешние проблемы! А как вы думаете, возникнут?

                Вернёмся к теме очерка. Кого сейчас удивишь чайником со свистком? А были времена, когда считалось удачей купить его. Производили чайник у нас в Ростове на заводе «Эмаль посуда» на Красноармейской улице. И стоимость-то чайника была около трёх рублей, однако он был вожделенной мечтой многих хозяек. Чайник дарили, везли в Москву «для решения вопросов», отсылали друзьям. Я вспомнил о нём лишь потому, что одно время на этом заводе возникла проблема выпуска мелких кастрюль. Дело в том, что учёт выпуска планировался в денежном выражении (валовая продукция), а товарная в литраже. Заводу было более выгодно производить кастрюли большого литража (проще выполнить план. Возьмём кастрюли ёмкостью 20 литров. Мы в таких солили рыбу или овощи. Например, синенькие – так называли на Дону баклажаны), чем десяток мелких. Вспомнил об этом парадоксе потому, что вопрос рассматривали в технико-экономическом совете ГК КПСС, а я в те времена был заместителем председателя совета.

                Или, например, на ростовской обувной фабрике им. А.И.Микояна план по реализации считался по сдаче обуви на склад, а когда затоварились – торговля с большим «скрипом» брала устаревшие модели, вышли с просьбой о выделении участка под строительство нового склада. Невероятно! Вместо того, чтобы перейти на модели, пользующиеся спросом у населения, решили строить новый склад для устаревшей обуви. Все эти несуразности возникали от недостатков плановой системы и отчётности.
                Рискуя вовлечь читателей (хотя охотников читать мои опусы на эту тему не слишком много) в вопросы экономики, постараюсь сверхкратко объяснить суть проблемы, а она является доминантой советской плановой системы. Иначе не понять, как происходило то, о чём я написал выше.

                В советской экономике совокупную стоимость общественного продукта выражали не только в валовой продукции (весь объём товаров с незавершённым производством), но и в товарной продукции (объём произведённой продукции в денежном выражении. Если незавершённое производство отсутствовало, то валовая продукция равнялась товарной). Кроме того, учитывалась реализованная продукция и нормативно-чистая продукция (стоимость затрат живого труда и нормативной прибыли, то есть национальный доход). Кто когда-либо участвовал в составлении или хотя бы видел техпромфинплан предприятий – понял бы сложность планирования. Там десятки учётных показателей!
                Но денежное выражение – было главной составляющей планирования. Выполнение плана по валовой и товарной продукция находилось в определённом противоречии с учётом продукции в её натуральном выражении и номенклатуре (то есть в штуках и в ассортименте).
                Задача производственников - выполнение плана производства, и до остального им дела нет – это удел плановиков.
                Предприятия были не заинтересованы в соблюдении программы (ассортимента). Благодаря наличию в программе изделий с разной долей чистой продукции, предприятию гораздо легче выполнить план (по валовой продукции) за счёт одних изделий, чем за счёт других – вот и выпускали 20-ти литровые кастрюли!
                Недостатки планирования вложили свои «две копейки» в создание дефицита товаров в целом по стране, а значит и в её развал.

                Ну, вот советская власть окончилась, и наступили времена Гайдаровских реформ с обнищанием народа и невыплатой заработной платы, что во времена СССР было немыслимым. Общая задолженность по зарплате на начало 1997 года (согласно данным Госкомстата) составила примерно 50 трлн. руб. Об этом критики советского времени вспоминать не желают.
                Попробуйте объяснить современной молодёжи, зачем в вообще ходили на работу, если им не платили зарплату? Ответ простой: советский народ был так воспитан. Не могли не работать. Верили печатному слову, телевидению. Терпели. А в стране наступал капитализм со своим «звериным оскалом» (как недавно выразился президент, повторяя советское определение сути капитализма).
                Мало того, что не платили зарплату, так ещё повсеместно практиковалась выплата натурой, а несчастные люди  пытались продать выданное вместо зарплаты люстры, посуду, спиртное… Например, на дороге М4 в районе Ельца продавали игрушки и разнообразные изделия из стекла. И так по всей стране! Сам, возвращаясь на машине из Москвы, купил там игрушку дочери.
                Появился «бартер». Зарплату, несмотря на запреты, «отоваривали» алкоголем, долговыми обязательствами, расписками, бонами и купонами. Выросшим в СССР, как я, было дико наблюдать за всем этим. Слава богу, что не отоваривали ещё оружием! А так, коль отработал полгода – получай пулемёт! Представить трудно, чем бы это могло закончиться.
                Как тут не вспомнить М. Булгакова? В «Дьяволиаде» (дело происходило в начале двадцатых годов) делопроизводитель  Главцентрбазспимата (сокращённо Спимат) Коротков получает жалованье натурой – спичками низкого качества, которые не горят, и продать их было непросто. А его соседка, работавшая на винном заводе, получила жалование вином!  В результате он сходит с ума и в отчаянии кончает жизнь самоубийством, бросившись с крыши.
А как платили зарплату в СССР, и возможны ли были задержки с выплатой?
                Открыв интернет, читаю: «Задержки выплаты зарплаты были одним из распространённых явлений в СССР. Они происходили из-за экономических трудностей, бюрократических препятствий и недостатков в управлении». Это ложь от начала до конца!
                Начав свою трудовую деятельность токарем по металлу в 1959 году, мне ни разу не задержали выплату зарплаты, кем бы я ни трудился (столяром-станочником, цеховым инженером-технологом или генеральным директором научно-производственного объединения).  И потом жил я не на Луне – никогда не слышал о задержках в стране выплаты зарплаты. У меня работали друзья на Россельмаше, Вертолётном заводе и др. И никогда там не было подобных случаев, а в Воронеже, Тамбове я хорошо знаю многие промышленные предприятия города и области, со многими был связан по работе и никогда не слышал о задержках выплаты зарплаты в советское время.
                А вот я однажды задержал зарплату на три дня и чуть не поплатился за это головой.
                История эта произошла со мной в 1978 году в Ростове-на-Дону.  В советское время, которое многие стали забывать, выплаты зарплат проводились в строго установленные дни, утверждённые коллективным договором. Разве можно забыть пятое и двадцатое? И, не дай бог, задержать! Если день выдачи зарплаты приходился на воскресенье, её выплачивали в пятницу, накануне.  За каждый день задержки зарплаты на сумму выплаты накручивалась пеня.  Задержки зарплаты считался ЧП, а то и политической и экономической диверсией одновременно!
                И вот при таких строгих правилах в день зарплаты на расчётном счету в моём НПО не оказалось ни копейки! Я в прошлом очерке писал, что строил в то время Салон мебели с объёмом финансирования более двух миллионов (по тем временам такие объекты утверждались Госстроем СССР). Салон мебели финансировался напрямую министерством через Всесоюзное Объединение.  Деньги задерживались, а с нашего расчётного счёта экспортёры сняли крупную сумму денежных средств за отгруженные и поступившие на стройплощадку материалы (гранит, мрамор и травертин).
                Это произошло потому, что в советские времена предприятия широко использовали инкассовую форма расчётов, при которой банк исполнителя по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов мог снять причитающуюся ему сумму денежных средств с расчётного счёта заказчика. Можно было, конечно, временно задержать их, договорившись с банком, и поставщик снял бы деньги позже, и всё бы обошлось, тем более, что следующий день (второй день недели) являлся днём выдачи зарплаты трудовому коллективу. День наступил, а денег не было… По жалобе в Облсофпроф меня предупредили, что если не выплачу на следующий день, рассмотрят «моё поведение» на президиуме. На следующий день задержки меня уже предупредил секретарь Городского комитета, что невыплата зарплаты является делом политическим, и если не выплачу зарплату в течение суток, заведут персональное дело и рассмотрят на бюро ГК. Дело «запахло керосином» - можно было лишиться партийного билета со всеми вытекающими последствиями.
                Вопрос решился с помощью Обкома КПСС – они поняли всё правильно и посодействовали открытию краткосрочной ссуды в стройбанке с явными нарушениями технологии открытия ссуды.
                Партия могла не только наказать, но помогала руководителям, которые "болели" за дело. И тем не менее бюро ГК уже назначили на 17 часов следующего дня…
                Деньги из банка пришли в 16 часов. Я подробно писал об этом:  http://proza.ru/2015/12/28/2025

Продолжение следует

Автор очень благодарен В. Теняеву. Он убедил продолжить очерки и отредактировал текст.