Вчера, 17 сентября 2023 года, на канале артэ французского телевидения показали прекрасный концерт из Венеции.
На площади Святого Марка играл замечательный симфонический оркестр, исполняли Девятую симфонию Людвига ван Бетховена.
Площадь Святого Марка - почти замкнутый прямоугольник, особенно это заметно с высоты, откуда фрагментами подавали кадры. Представьте себе тёплый итальянский вечер, освещенную огнями фонарей Венецию. На площади ровными рядами устроили стулья и знать Европы торжественно восседала, блистая нарядами и брильянтами.
Звучит бессмертная музыка Бетховена. На стенах Старых Прокураций рядом с собором Святого Марка возникает современная игрушка – игра светом. На этот раз – слова. И среди курсива итальянского, французского, испанского, немецкого, английского языков, квадратных китайских иероглифов всплывает наш русский – прямая кириллица.
Это языки великих империй. Это языки великих культур. Великое – к великому.
(Ну, и где ваш польский, эстонский, идиш и прочие? Где украинский, на котором ничтожными указами ничтожных президентов запретили русский язык?)
Пропущу мрачные темы аллегро и скерцо первых частей Девятой симфонии. Мне более близко просветлённое адажио. Какие же слова изображались светописью на венецианских стенах во время адажио? Вот они: сострадание, надежда, поэзия, возрождение, мольба.
Как известно, сам Бетховен назвал свою последнюю симфонию «Симфония с заключительным хором на оду Шиллера «К Радости»...». И в Финале зазвучал поразительный инструмент – человеческий голос. На немецком. А светописью на венецианских стенах возникали слова на имперских языках: тревога, одиночество, надежда, любовь, свобода, братство, объятие, радость, мир, Радость.