Семечко горчичное и Царство Небесное

Игорь Устичев
                Этой работой мы начинаем цикл статей, посвященных толкованию евангельских притч Спасителя. Для их правильного понимания необходимо четкое разграничение понятий «Царство Божие» и «Царство Небесное». Этот вопрос мы подробно разбирали в статье с соответствующим названием и интересующиеся могут к ней обратиться. Смешение этих понятий часто происходит и среди священства, и среди православных писателей, что ведет к ложному толкованию притч Христа, а значит – к искажению их смысла; и тогда богословская истина ускользает от взора читателя. В работе «Царство Божие и Царство Небесное» мы, руководствуясь Писанием и Священным Преданием, показали принципиальное отличие между ними и теперь, вооружившись полученными знаниями, как ключом, можем приступить к расшифровке сокрытых в притчах истин. В Евангелие от Матфея Христос говорит Своим ученикам: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф.13:31-32). Эта притча достаточно сложна для толкования, поскольку аллегории в ней весьма сложные и не очевидные, в связи с чем, сознанию неподготовленного читателя нелегко уловить связь между маленьким семенем, горчичным деревом и Царством Небесным. У св. отцов и богословов, как прошлого, так и настоящего можно встретить множество толкований на эту тему, общий смысл которых сводится к следующему. Горчичное зерно – это насажденное Духом евангельское учение в сердце благочестивого человека, которое дает многочисленный плод в виде мыслей, устремленных горе и стремящихся к истине. Горчичное дерево с многочисленными ветвями – это распространившиеся по миру учение Спасителя, в котором, как птицы небесные, находят свое пристанище чистые души.   Маленькое семя горчичное – это прообраз Христа, который пришел в мир, как младенец, рожденный в хлеву, и Который Своим учением просветил весь мир, а многие боголюбивые души, как птицы находят упокоение и спасение в Евангельских заповедях Учителя. Некоторые в своих толкованиях обращаются к природным свойствам горчицы: горечь, цвет, размер и аллегорическим путем пытаются раскрыть духовный смысл слов Христа. Есть и другие мнения, но общий их смысл тот же – притча о горчичном семени повествует об учении Христа, которое принимает благочестивое сердце, т.е. притча обращена на внутренний мир, духовный мир человека. Не оспаривая мнения св. отцов и учителей церкви, мы осмелимся предложить свое видение вопроса. Вся вышеприведенная экзегеза (богословское толкование) на притчу о горчичном семени строится на отождествлении понятий «Царство Божие» и «Царство Небесное», при смешении которых, первое поглощает второе. Авторы не делают различия между ними, предпочитая строго александрийский (аллегорический) способ толкования. В работе «Царство Божие и Царство Небесное» мы показали, что в богословском смысле эти понятия существенно отличаются, поскольку учение о Ц.Б. обращено на внутренний мир человека – на его сердце, а учение о Ц.Н. - отражает реальное событие, которое произойдет в будущем, во время Второго пришествия Христа. Первое говорит о духовной жизни человека в этом мире, а второе – о посмертной участи души в день Всеобщего Суда. Подтверждение этому мы находим в текстах Священного Писания: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2), (Мф.4:17), «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:29). Мы уже отмечали в предыдущих работах, что словосочетание «Царство Небесное» встречается только у Матфея в то время, как, у остальных евангелистов, его нет, хотя об одном и том же событии они повествуют по-разному: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» у Матфея, и: «…приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.» у Марка (Мк.1:15). Евангелисты не различали понятия Ц.Б. и Ц.Н., потому что каждый из них писал то, что слышал от Духа Святого. У них не было ни времени, ни возможности сличать свои тексты с текстами других евангелистов. Да, и цели такой у них не было.   Как мы уже отметили ранее, Господь никогда ничего просто так не делает. И если Промыслом Божиим было предусмотрено, что один евангелист напишет так, а остальные по-другому, об одном и том же событии, значит это было предусмотрено планом Божественного Домостроительства. Повествуя о Царствии Небесном, Матфей говорит о грядущем Втором пришествии Христа и Всеобщем Суде, после чего оправданные входят в Ц.Н. Упоминая о  Царствии Божьем, остальные евангелисты говорят об учении Христа, которое насаждается в сердце при жизни человека и, развиваясь в нем, дает плод стократный или Царствие Божие, которое «внутри вас есть» (Лк.17:21), а многочисленные ветви большого дерева – это дела веры, которые привлекают к себе множество добрых душ – птиц небесных. Не зря Христос говорит Своим ученикам: «Вы свет миру» (Мф.5:14). Поэтому оба толкования – истина! Так, как же понимать причту о горчичном зерне в Евангелие от Матфея? Нам представляется наиболее вероятной следующая версия.
1.Посеянное на поле Зерно горчичное – это Христос, который пришел на землю (поле) младенцем, т.е. ничтожно малым;
2.Человек, который посеял семя в поле своем – Бог Отец, Который послал Сына Своего к людям в этот мир;
3.Семя, которое вырастет и бывает больше всех злаков и становится деревом – учение Христа или Евангелие (хлеб жизни, сшедший с Небес т.е. злак (Ин.6:51). «Больше всех злаков» – значит превосходит все остальные учения о Боге, включая иудаизм. Мы уже говорили, что и Царство Божие и Царство Небесное являются эманациями Христа, как Сына Божьего, пребывают в Нем, а Он пребывает в них. Христос – это семя горчичное. Когда Он вырастает, т.е. прославляется в воскрешении, вознося тело человеческое одесную Отца, то становится деревом большим или древом жизни, древом познания добора и зла, что символизирует Царство Небесное, многочисленные ветви которого – это Церковь Торжествующая или Небесные силы, святые и благочестивые избранники Божии, населяющие Ц.Н. после прославления Спасителя. А, как известно, Глава Церкви Воинствующей (Земной) и Торжествующей (Небесной) – Христос, поэтому и Церковь Небесная, которая после Второго пришествия  станет Царствием Небесным, тоже берет начало в Богочеловеке Христе, т.е., исходит из зерна малого.
4.Птицы небесные, которые укрываются в ветвях его – оправданные судом крещенные во имя Святой Троицы христиане, получившие вечное упокоение в ветвях древа Истины, т.е. в Царствии Небесном, ибо души их возносятся на Небо подобно птицам.
          В заключении необходимо отметить следующее. Богочеловеческая природа Христа отражается и в Его притчах: они свидетельствуют о посмертной участи души (Человеческая природа) и об устроении сердца или духовной жизни (Божественная природа). Понимание притч Христа - это путеводная или Вифлеемская звезда каждому, ищущему путь спасения, поскольку все они говорят о жизни будущего века, т.е. о Царствии Небесном, дорогу в которое осилит идущий.