Береза

Лазарев Андрей
Как Васька березу зарубил

Во саду ли в огороде зарубил Васька березу. Зарубил ни в своем, а в соседском. Воровато зарубил, ночью, когда все село спало. А зарубив, топор в угол кинул,  и спать завалился. Проспал кряду пять суток.

И все это время снился ему длинный-предлинный сон о том, как эта береза у соседа Петьки появилась. Петька с детства лоховат был к сельской жизни. Все больше картинки малевал. Так и вырос заплатой на рубахе. Как его береза в саду. Он ведь саженец яблони покупал, а торговец ему березу всучил. Ну, не дурак ли, одно дерево от другого отличить не смог? 

Всем селом над ним смеялись и громче всех Васька. Всем селом уговаривали, негоже лесному дереву в саду быть. Там должны расти груши и яблоки, вишни какие-нибудь. А какой с березы толк? И Васька громче всех. Всем селом грозили, что это за наказание такое растет. И громче всех Васька тон задавал.

Сам по себе не злой вроде мужик был. Никаких смертных грехов за ним не водилось. Но вот береза эта ему покоя не давала. Бывало увидит,  как останавливаются у чужого плетня односельчане по весне и долго смотрят, как ветер березкины сережки колышет. И лица у них такие благостные! Аж противно до жути, ему становилось! Желваки по щекам ходуном ходят. Кулаки бессильной яростью наливаются. Что же это за дерево такое людьми и непогодой гнобимое, а Право имеет? Ну, и решил ту березу ночью зарубить. А как только топор в руки во сне взял, так и проснулся.

Проснулся-потянулся, лицо водой ополоснул и вышел в село довольный. Березы-то нет больше. Знай, Петька наших! А-то развелось тут, малявальщиков. Землю некому пахать.

В село вышел. А в селе натуральная разруха. Как будто Мамай опять прошел. И люди злые ходят и пасмурные.

- Что случилось с вами? Война пришла или эпидемия?
Люди смотрели на него как на пугало в Колонном Доме Союзов. Один не выдержал:
- А ты где,  такой довольный,  был? Что ли праздник у тебя? День рождения?
- Да, нет, никакого праздника. Проснулся с час назад.
- Ах, проснулся он. Ну, так слушай. Пока ты спал. какой-то вертопрах Петькину березу срубил. Срубил и тикать. А что это у тебя кровь на топоре? Свиней рубил?
- Это не мой топор. Под забором валялся. Ну, и что, что кто-то березу срубил. Дерево и есть дерево. Разруха тут причем?
- А при том, что сразу после этого сорока прилетела и на хвосте принесла, что это последняя исконная береза в нашем районе росла  в Петькином огороде и жила в той березе Настоящая Жизь.
- И что теперь -  без этой настоящей жизи, ваша жизь не жизь?
- Дурак ты, Васька. Оглянись вокруг, Вчера село цвело и пахло, а как березы не стало сразу засмердело!

Бросил Васька топор на землю и пошел по селу. И увидел,  во что его село превратилось. Дома все перекошены, стекла выбиты. Дети голодные, больные, облезлые. Бабы злые, мужики пьяные. Трактора без колес стоят. Земли выжжены. А на пригорке у леска четыре полудохлые клячи пасутся. И четыре незнакомых мужика тот лесок рубят. Аж щепки летят!

И стало ему так тошно, так тоскливо. Как будто он не спал пять дней, а свою жену насиловал и детей в бензине топил. Сел он тем местом на землю, которым прежде думал, сложил руки на колени и завыл белугой. Никто в тех местах белуг не видел, но каждый теперь точно знал, что именно так они воют. И навыл Васька целый Море-Океан горючих слез. а сам превратился в камень. И вот когда упала в воду последняя Васькина слеза, прилетела сорока и принесла на хвосте, что де не беспокойтесь граждане, народилась новая исконная береза, а в ней завелась Настоящая Жизь!  Разруха, Мор и Эпидемия отменяются. Прогнала, в общем, сорока четырех болезных у леска.
И снова расцвел и запах всякими приятными ароматами район. А камень тот черти унесли на сломанном тракторе.