Загряжская Натали Мама сестер Гончаровых

Антон Ромашин
Загряжская Натали Мама сестер Гончаровых

на портрете: Н.И.Гончарова (Загряжская), худ. Е.Вуалтье,
2ая половина 19 века, частное собрание, Швейцария

Судьба сироты Натальи
Итак, рождение вне брака, статус незаконнорожденной, но равное, доброе, как и к своим детям, обращение мачехи, полученное приличное образование, собственные способности и затем успехи в высшем свете Петербурга. Это начало жизни, но затем все пошло под знаком родового проклятия.

***

После смерти соперницы Ульрики, родной матери Натальи, Александра Степановна, законная жена Ивана Александровича Загряжского, так привязалась к сиротке, что не делала никаких различий между собственными дочерьми и маленькой Наташей. Она много хлопотала, подключив все свои родственные и светские связи, чтобы узаконить рождение девочки, оговорив также ее права на наследство, наряду со своими родными детьми.
Нам остается только восхищаться умом, мудростью, благородством и добродетелью этой женщины. Когда дочери подросли, Александра Степановна перебралась в Петербург и приложила немало усилий, чтобы ввести Наталью наравне с родными дочерьми в ближний круг императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Наталья стала фрейлиной императрицы, у нее появился шанс найти достойного жениха.
Как все начиналось
У Натальи было необычное для тех времен происхождение. Дело в том, что она родилась не в законном браке. У ее отца Ивана Загряжского уже была супруга, когда он влюбился в замужнюю баронессу Еуфрозинию Ульрику фон Липхарт.
Полковник Загряжский познакомился с баронессою на балу и не захотел больше отпустить от себя. Вспыхнул роман такой силы, что баронесса оставила семью и дочь и последовала за бесстрашным красавцем в неизвестные для нее Тамбовские края. Именно туда привез занемогшую от бремени, растерянную Ульрику, с душою "нежнейшей ундины", беззаботный полковник, представил ее ошеломленной супруге Александре, и отбыл обратно в полк.....
По тем временам полковник Загряжский совержил большой грех, т.к. обвенчался с Ульрикой в храме, будучи женатым и имея детей, скрыв это от Ульрики.
Ульрика - Эфрозиния осталась в имении обманувшего ее любимого на правах приживалки и подруги... Александра Загряжская жалела прелестную баронессу и представляла соседям своей дальней родственницей.... Спустя несколько месяцев Ульрика родила малышку, которую назвали Наталией. Она получила фамилию Загряжская, отчество «Ивановна» и часть родовых земель в наследство, вместе с сестрами по отцу, Софьей и Екатериной. Все это дополнялось в ней красотою и грацией, которой не было сравнения!
Ее мать, баронесса Ульрика фон Поссе, умерла шесть лет спустя после рождения девочки. Родная семья баронессы давно отказалась и от беглянки и от ее незаконного ребенка. Девочка росла в приемной семье, тщательно пряча от посторонних и свое духовное одиночество, и свои мечты, и свои желания.
Их общая дочь - Наташа родилась в октябре 1785 года. Родная мать долго не прожила, тоска свела ее с этого света. Девочку вместе со своими родными детьми воспитывала Александра Степановна (жена Загряжского). Добрая женщина не делала различий между детьми и относилась к Наташе, как к собственному ребенку.
Александра Степановна Загряжская дала девочкам своим отличное воспитание. Они умели держать себя в обществе, прекрасно рисовали и музицировали, владели русскою и французскою грамотой, легким слогом и основами арифметики.

***

Когда Наташа с сестрами подросли, Александра Степановна переехала в Петербург. Там жила их влиятельная родственница графиня Наталья Кирилловна Разумовская, она занимала высокое положение при императорском дворе и помогла своим молоденьким племянницам стать фрейлинами императрицы Елизаветы Алексеевны (жена Александра I). Да и сама Александра Степановна была в девичестве Строганова, т.е. принадлежала к знатной, богатой и влиятельной семье.
Прелестная Наташа очаровала многих мужчин при дворе. По некоторым данным, за ней даже стал ухаживать фаворит императрицы кавалергард А. Я. Охотников. Их начинавшийся роман был прерван насильственно, так как в октябре 1806 года офицера смертельно ранили при выходе из театра. Скорее всего, это была месть: не следовало становиться соперницей императрицы.
После этой истории, Наталье очень быстро нашли подходящего мужа. Им стал молодой наследник фабрик в поселке Полотняный  завод. Звали его Николай Афанасьевич Гончаров. Девушка очень нравилась молодому человеку и он с радостью сделал ей предложение.
Свадьба состоялась 27 января 1807 года. Венчание было роскошным и памятным. На нем присутствовала вся царская семья.
Родня надеялась, что Наташа при своей красоте найдет при дворе жениха-аристократа, родовитого князя или графа, но довольствоваться пришлось более скромной партией - Николай Гончаров был из семьи промышленников, которым и дворянство-то было пожаловано только императрицей Елизаветой Петровной, а потом, ввиду сомнительности этого пожалования, подтверждено специальным указом Екатерины II. Впрочем, свадьба была пышная, даже императорская фамилия на ней присутствовала. Но брак сразу же оказался не слишком счастливым... Это заметно даже по тому, как изменились молодые супруги всего за несколько лет совместной жизни. Какие у них юные, счастливые и светлые лица на овальных миниатюрах, и как они выглядят на портретах кисти неизвестного художника, сделанных всего-то года через три-четыре после свадьбы!

Другая версия истории Натальи Загряжской
Умение вести хозяйство и проверять счета за управляющим в те времена считалось едва ли не редкостью для барышни. Но Натали Загряжская именно этим и  своим умением играть в шахматы поразила двор императора Александра Первого и его прелестной супруги Елизаветы Алексеевны….
Да, и еще… Натали Загряжская осмелилась быть красивее императрицы. Или же - умнее? За нею тотчас принялся ухаживать негласный фаворит государыни, пылкий и увлекающийся, бесстрашный кавалергард Алексей Охотников. Она так легко его пленила, дочь легендарной ундины* - Ульрики!
*) Ундина (от лат. unda — «волна») — мифологическое человекоподобное существо женского пола, связанное с водоёмами, нивами и полями[1]. Германо-скандинавский и прибалтийский аналог славянской русалки, персонаж низшей мифологии народов Европы.
Ундины — прекрасные девушки, иногда с рыбьими хвостами, которые выходят из воды и расчёсывают волосы, пением и красотой, завлекая путников в глубины. Соблазняют мужчин, так как если родят ребёнка от земного человека — смогут обрести бессмертную душу.

…И уже вскоре самая красивая из всех фрейлин государыни Елизаветы  выходила замуж в ожерелье и серьгах, подаренных ей императрицею, За прекрасного ликом, как Антиной, московского дворянина, секретаря губернатора, наследника огромного калужского имения и парусиновой фабрики, Николая Афанасьевича Гончарова. Казалось, все случилось по взаимному чувству и влечению.
Брак фрейлины Натальи Загряжской и Николая Афанасьевича Гончарова был скоропалительным и весьма странным. Ни ухаживаний, ни любви этому браку не предшествовало, в его основе лежала другая любовь. Блестящий кавалергард Охотников вскружил голову, возможно сам того не желая императрице Елизавете, а сам потерял голову от её фрейлины Натальи Загряжской. Умнейшая, осторожная не по годам, Елизавета, видимо, действительно ума от любви лишилась, последовала  сцена ревности прямо на балу и решение – свою фрейлину с глаз долой!
Для Охотникова эта история закончилась трагически – 30 января 1807 года он скончался от раны*.
*)Кавалергард Алексей Охотников погиб при таинственных обстоятельствах: неизвестный нанес ему смертельную рану кинжалом, когда юноша выходил из театра. В той тёмной и злосчастной истории упоминалось имя петербургской красавицы Наталии Гончаровой, в будущем тёщи поэта. По одной из версий, Алексей Охотников влюбился во фрейлину императрицы Гончарову и хотел связать с ней свою судьбу.
Ходили слухи: Охотников был заколот по наущению великого князя Константина Павловича. Мотивы убийства объяснились двояко: будто бы сам Константин, влюбленный в Елизавету Алексеевну, пожелал убрать соперника, либо же он, столь жестоким образом, хотел спасти честь венценосного брата Александра I и предотвратить назревавший скандал в августейшем семействе.

Императрица Елизавета Алексеевна решила потушить страсть единственно возможным способом: немедленно выдать замуж фрейлину Наталью Загряжскую.
Жениха приискали достойного. Николай Афанасьевич Гончаров был единственным сыном владельца Полотняных заводов в Калужской губернии. Прекрасно образованный юноша играл на скрипке и виолончели, сочинял стихи и был хорош собой. Стройный брюнет с мечтательными голубыми глазами Гончаров и хорошенькая фрейлина Загряжская смотрелись как идеальная пара. 27 января 1807 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось их венчание. Церемония была обставлена с невероятной пышностью. В церкви присутствовала вся императорская фамилия и множество знатных особ. Однако торжество закончилось скромным финалом. Молодожены покинули дворец не с парадного крыльца, а через боковую дверь. Люди, знающие толк в придворном этикете, поняли, что флирт с Охотниковым вышел фрейлине Загряжской боком. Таким образом императрица показала свое неудовольствие.

Существует версия, что это была своеобразная месть императрицы, ставшей ненавистной, фрейлине. Уязвленная в своих чувствах императрица, тщательно подошла к выбору супруга для Натали Загряжской.
Она не могла похвастать чистотой происхождения, а что же семья жениха. Батюшка молодого жениха Афанасий Николаевич Гончаров, своим любовным пылом мог вполне потягаться с папенькой невесты. В богатом именьи Гончаровых, Полотняный завод, жили законная супруга Надежда Платоновна, урожденная Мусина - Пушкина с сыном Николаем и некая немка, любовница хозяина с сыном от Афанасия Николаевича, Августом Мюнтелем.
Таким образом, императрица, назначив в супруги Натали Загряжской Гончарова,
повенчала одного поля ягоды.
Александр I и его супруга днем изображали счастливую семейную пару, а ночи проводили врознь, в объятиях своих возлюбленных. Александр I был увлечен княгиней Нарышкиной, а Елизавета Алексеевна страстно полюбила кавалергарда Охотникова. В ноябре 1806 года императрица родила дочь Елизавету. Александр I знал, что отец прелестной малютки Охотников, но не стал раздувать скандал и признал ребенка.И вот в этот запутанный клубок отношений вмешалась фрейлина Наталья Загряжская. Возможно, она строила глазки красавцу Охотникову. Может быть, кавалергарду прискучила императрица. Ясно одно — между Натальей и Алексеем начал разгораться любовный пожар.

Жизнь в замужестве
Первые годы жизни молодых супругов прошли в полнейшей счастливой идиллии. Оба супруга полюбили друг друга и жили в абсолютной гармонии. Единственное, что омрачало их счастье - это беспутное поведение отца Николая Афанасьевича.
Владелец фабрик Афанасий Николаевич (отец) абсолютно не умел вести дела и бездумно спускал огромнейшие суммы на свои развлечения. Он постоянно влюблялся в новых женщин, а когда пассия ему надоедала, то он откупался от нее деньгами или подаренным имением. Соответственно, наследство Гончаровых таяло на глазах. Вскоре Афанасий Николаевич решил уехать за границу и возложил ведение семейного бизнеса на плечи своего сына Николая.
***
Про Наталью Ивановну говорили, что она "была довольно умна и  начитана, но имела дурные, грубые манеры и какую-то пошлость в правилах" (отзыв княгини Е. Догоруковой). Муж ее, человек образованный, владеющий иностранными языками, любящий музыку, со временем начал злоупотреблять спиртным; ситуация усугубилась еще и психическим расстройством, вызванным ушибом головы при падении с лошади.
Характер у Натальи Ивановны становился с годами все тяжелее - вечно всем недовольная, раздраженная, она могла отхлестать детей по щекам за малейшую провинность, жестоко наказать их, третировала мужа, но при этом считала себя женщиной глубоко религиозной, хотя без доброты ее религиозность превращалась в ханжество.
С будущим зятем Пушкиным она не церемонилась - к Александру Сергеевичу у нее было много претензий. Ни чинов, ни богатства, ни религиозности... Она едва не расстроила его брак еще до свадьбы. "Я уезжаю, рассорившись с г-жой Гончаровой... Она наговорила мне вещей, которых я по чести не мог стерпеть. Не знаю еще, расстроилась ли моя женитьба, но повод для этого налицо", - писал Пушкин в личном письме. Но несмотря ни на что, любовь к Наталье Николаевне победила, и свадьба все же состоялась...
Сложные отношения с тещей и ее бестактные вмешательства во все дела постоянно отравляли поэту жизнь. Это заставило Александра Сергеевича спешно оставить свою московскую квартиру на Арбате, с любовью подготовленную им для начала семейной жизни, и переехать с женой в Петербург, подальше от тещи, скандалов и сплетен.
"Теща моя не унимается; ее не переменяет ничто, ни время. ни разлука, ни дальность расстояния, бранит меня, да и только", - писал он другу Павлу Нащокину.
И все же, как только ссора затихала, Пушкин пытался все сгладить и вновь начинал писать теще почтительные письма. Он был человек не злой...
Чем все завершилось
Николай Афанасьевич вместе с женой переселился на Полотняный завод Завод и начал приводить все дела в порядок. Из него вышел отличный управленец, так как он сумел восстановить полноценную работу фабрик. Ему понадобилось 5 лет, чтобы исправить все отцовские промахи.
Это было счастливое время для него и его супруги. Наталья Ивановна рожала детей, занималась их воспитанием, а муж работал над увеличением их благосостояния. Все завершилось внезапно.
Сперва мир был нарушен войной с Наполеоном. В Полотняном заводе какое-то время находился фельдмаршалл Кутузов со своим штабом, а потом вернулся глава семейства Афанасий Николаевич. Приехал не один, а молодой возлюбленной мадам Бабет. С этого момента жизнь Гончаровых пошла наперекосяк.
Афанасий Николаевич забрал у сына узды правления фабриками и все труды Николая Афанасьевича были уничтожены. Отец принялся за старое - начались бездумные траты имущества...
К тому моменту у Натальи Ивановны родилось шестеро детей, среди них и Наташа (будущая жена Пушкина). Николай Афанасьевич получал от отца 40 тысяч ежегодно на содержание семьи, но его это не успокаивало. Мужчина находился на грани нервного истощения, он постоянно ожидал, что отец их разорит, и это подкосило его. В какой-то момент Николай Афанасьевич сломался и запил.
Алкоголь испортил отношения между Натальей Ивановной и мужем. Муж, напиваясь был резок с ней, хамил, грубил и вел себя неуравновешенно.
В доме часто разыгрывались дикие сцены, одну из них навсегда запомнила маленькая Наташа Гончарова. Они всей семьей обедали, потом мать взмахнула салфеткой, то был знак, чтобы дети поднимались из-за стола и шли наверх. Близорукая Наташа не заметила знака матери, все из-за стола ушли, а она осталась одна вместе с отцом. Когда дочь поднялась, отец взбесился и схватив нож, помчался за ней. Каким-то чудом девочка ускользнула от разъяренного родителя.
Наталья Ивановна хотела сдать мужа в лечебницу, надеялась, что его признают сумасшедшим. Но не тут то было. Как только приходили врачи, супруг становился с ними любезным, а под конец намекал, что жена его ненавидит и преследует. Врачи косо смотрели на Наталью Ивановну и уходили.
Получилось так, что к 29 годам Наталья Ивановна стала многодетной матерью (7 детей) и осталась без поддержки мужа. Более того, муж по состоянию напоминал душевнобольного и за ним требовался надзор и уход. Несчастная женщина часто не могла свести концы с концами, но средств на обучение для своих детей она не жалела, и экономя на всем, смогла дать им хорошее образование.
В начале 1830-х годов Наталья Ивановна поняла, что больше не желает заботиться о муже, все ее чувства к нему перегорели, и переселилась в отошедший ей по наследству Ярополец, а заботу о Николае Афанасьевиче взял на себя их сын Сергей.
В Яропольце Наталья Ивановна сблизилась с московским мещанином Семёном Фёдоровичем Душиным. Он управлял ее имением. Была у них любовь или нет неизвестно, но после его смерти в 1842 году, она написала в своем альбоме:
«Человек, смерть которого оставила в моей жизни такую пустоту, которая не исчезнет с годами».
Сама Наталья Ивановна прожила до 1848 года и умерла в возрасте 62 лет. Про нее существует мнение, что она была тяжелым человеком, но учитывая все выпавшее на ее долю, она, как могла, старалась достойно прожить жизнь и многим людям могла бы послужить примером.

В значительной степени своей несчастливой женской судьбой она подтвердила, то, что сформулировали её дочери Гончаровы: "несчастья в их роду по женской линии начались с загадочной и роковой баронессы Ульрики фон Поссе и продолжались, т.к. сестры Гончаровы имели ввиду себя.

***

Неисповедимы пути Господни! Одна лишь Наталия Ивановна из всей семьи Гончаровых поддерживала связь с бароном Жоржем Д Антесом после смерти Катрин и даже предложила зятю привезти детей в Россию - для воспитания.
Барон Жорж почтительно отказался от предложения «дорогой maman», но до самой смерти Наталии Загряжской и долго еще - после - требовал от гончаровского майората выплат содержания для сирот, хотя сам был отнюдь не нищим.