Толкование на Н. З. Иди и впредь не греши...

Игорь Устичев
            Евангелие от Иоанна повествует о том, как, искушая Иисуса и, пытаясь обвинить Его в нарушении Закона, книжники и фарисеи, привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии. Для нас эта история примечательна прежде всего с эсхатологической точки зрения, т.е. с точки зрения понятия греха и Суда Божьего над человеком. Все известные толкования этого евангельского события можно свести к двум точкам зрения: либо речь идет о искушении фарисеев и книжников, желающих уличить Христа в нарушении Закона Моисея, либо Христос обличает судей, которые сами не без греха. Тем самым, оправдывая прелюбодейку, Он напоминает собравшимся судьям и народу: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1).  Но это только видимая, официальная, так сказать, сторона суда Божьего. Нам же предстоит выяснить, что сокрыто от глаз непосвященных. Никто из толкователей не обращает внимание на то, что предшествует суду над несчастной. Такое поведение Спасителя больше нигде в Евангелие не встречается: Он сидит и чертит, что-то пальцем на песке. Зачем Христос это делает? Какой в этом смысл или знак? Никто на этот вопрос не отвечает. А то, что именно Он пишет на песке для многих – тайна, покрытая семью печатями! В святоотеческом наследии и Священном Предании этот вопрос вообще никак не освящен и на него нет никаких ясных толкований. Иногда появляются некоторые мнения по этому поводу. Вот одно из них: Христос мог писать следующее: "Мешулам похитил церковные драгоценности; Ашер совершил прелюбодеяние с женой своего брата; Шалум ложно поклялся; Елед ударил своего отца; Амарих присвоил имущество вдовы; Меррари совершил содомский грех; Иоел - покланялся идолам», но все это выглядит уж слишком нарочито и притянутым за уши. В Священном Писании случайностей не бывает, как и необъяснимых слов и поступков. Все имеет свое значение, но не всем оно открывается. Кто-то понимает написанное буквально, кто-то выдумывает толкования от ветра головы своея, а кто-то пытается проникнуть взором в глубины Божественного откровения. Размышляя над странным поведением Христа, внимательному исследователю не может не прийти на ум аналогия происходящего с Ветхозаветной историей, а именно с пиром Валтасара. Напомним вкратце эту историю из Книги пророка Даниила. Валтасар – царь Вавилонский, внук Навуходоносора решил устроить пир со своими женами, наложницами, приближенными. Для большего блеска он приказал вынести священные золотые сосуды: «Которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его» (Дан.5:3). Мало того, что само по себе это было оскорблением Бога и богохульством, так Валтасар к тому же приказал расставить на столах между этими сосудами разных идолов, которым поклонялись в Вавилоне, усиливая тем самым, оскорбление, нанесенное Богу. В разгар пира: «вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. (Дан.5:5). Рука Бога начертала следующие слова в толковании пророка Даниила: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. (Дан.3:26-28). Как известно, в туже ночь Валтасар был убит, а царство его распалось. Не заметить явного сходства действия Бога на пиру Валтасара с поведением Христа невозможно. Христос мог писать палочкой или веткой, что было бы намного удобнее, чем, склоняясь, делать это пальцем. Но Он пишет именно перстом, чтобы напомнить всем имеющим глаза и уши, что происходило на пиру у Валтасара! У Валтасара Бог пишет пальцем на известняковой стене дворца, что ничем не отличается от начертания слов Иисусом пальцем на песке, ибо известь и песок взяты из одной среды. Бог пишет перстом, и Христос выводит письмена пальцем. У Валтасара явление десницы Божьей предшествует суду Всевышнего над последним халдейским царем, и письмена Сына Божьего предшествуют суду над блудницей. У Даниила суд совершается над осквернителем Закона, и Христу приводят на суд женщину за нарушение Закона. Вот только последствия Божьего Суда разные: Валтасар погибает, а прелюбодейка оправдана. Это еще один пример слов Христа: «Я пришел не нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Ветхий Завет – это Закон силы и принуждения, карающий за малейшие отступление от него, а Новый Завет – это Закон любви, призванный не карать, а спасать. Исполнение Закона и пророков Христом проявляется в том, что Он не уклонился от суда. Хотя и мог бы, просто ничего не отвечать, как это было, например, на суде у Пилата. Иисус понимал, что книжники и фарисеи Его искушают: если Он осудит прелюбодейку – значит Иисуса можно обвинить в том, что Он присвоил Себе власть Синедриона, который один только мог рассматривать дела, связанные со смертным приговором, а если оправдает ее – то тем самым нарушит Закон Моисея, а значит опять таки Христа можно обвинить в нарушении Торы. Но Спаситель не уклоняется от суда, но вершит Свой Суд таким образом, что никто и ничем Ему возразить не может: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8:7), после чего обвинители, опустив головы, расходятся, оставляя женщину наедине с Господом. Мы уже обращали внимание нашего читателя, что в Священном Писании нет ни лишних слов, ни лишних букв, и даже нет лишних знаков препинания. Все находится на своих места и играет свою роль в соответствии с Промыслом Божиим и откровением Духа. Мы отметили, что приведшие на суд блудницу, увидели Спасителя, пишущего на песке какие-то слова. На время суда Христос отвлекается от письма и вершит Правосудие. После оправдания женщины Он: «…снова наклонившись, писал на земле» (Ин.8:8). Зачем Христос продолжил писать на песке уже после свершившегося приговора? Зачем Он пишет на земле, зная, что в любой момент ветер может развеять все письмена? Если мы примем за версию, что события Ветхозаветной истории повторяются, преломляясь в Евангельских событиях новой эры, то написанное Христом можно условно разделить на две части: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему», - что значит: Бог исчислил народ Иудейский и царство Ирода, как неугодное Ему и заслуживающее самого сурового наказание за отвержение Мессии, Которого Отец послал для спасения Дома Израилева; «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким», - что можно  рассматривать, как обращение к книжникам и фарисеям, которые пришли искушать Христа: нет в делах ваших, и в мыслях ваших, и в учении вашем истины и правды, а посему они легки и удобоносимы ветром, как прах нечестивых: «Да будут яко прах пред лицем ветра и Ангел Господень оскорбляя их» (Пс.34:5). После приговора Иудеям и их учителям, Господь оправдывает грешницу: «Я тебя не осуждаю. Иди, отныне больше не греши.» (Ин.8:11), и завершает Суд последними словами десницы Божьей, начертанными на песке: «Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» – что означает ни что иное, как лишение Божьего благословения народу и царству Дома Израилева и обращение лица Божьего на язычников. Мидяне и персы, как известно, являются представителям индоевропейской группы народов, семья которых включает в себя: романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, славянскую, тохарскую, индийскую, иранскую, армянскую, анатолийскую (хетто-лувийскую), греческую, албанскую и италийскую языковые группы, из чего следует, что к язычникам, будущим христианским державам и народам, Господь обращает лицо Свое и дарует им свет истинной веры, указывающий путь ко спасению. Оправдание блудницы Христом тоже имеет глубоко символическое значение. Казалось бы, ведь совершено тяжкое уголовное преступление, за которое предусмотрена Законом Божиим смертная казнь. Так почему Господь ее оправдывает? Этим поступком Христос хочет показать, что время Закона насилия и принуждения прошло и он уступает место Закону любви и свободы. Блуд, как мы неоднократно писали, является уникальным грехом в том смысле, что вопреки всем остальным имеет обратный порядок действия. Если в других грехах сначала помысел, согрешая, побуждает тело к совершению поступка, то в природе блуда – наоборот: сначала тело или плотское влечение, возникшее в человеке от греховной природы, принуждает совершить грех, и, не имея сил устоять давлению природы, ум дает команду воле к исполнению греха. Жить и не грешить человек не может, о чем во многих местах свидетельствует Священное Писание. Христос, как Законоположник всего, это прекрасно знает. Так, почему же Он заповедует женщине: «иди и впредь не греши»? К тому же, Он не говорит: «иди и впредь не прелюбодействуй», а прямо запрещает творить вообще какой-либо грех! не может она не грешить в силу природы человеческой. Такой поступок Спасителя можно объяснить, если задаться вопросом: а почему для Суда к Нему привели именно женщину, взятую в прелюбодеянии? Почему не привели, например, нарушителя Закона субботы, за что тоже была предусмотрена смертная казнь? Это не случайность, это пример наставления для имеющих глаза и уши. Понятие «блудница» в Священном Писании – образ собирательный: от Римской Империи до Иерусалима, а у раскольников – это даже Московская Патриархия или Московское Царство. В более общем смысле – Вавилонская блудница – это род человеческий, погрязший в смертных грехах. Именно поэтому всякий Ветхозаветный человек был изначально обречен на осуждение в преисподнюю, т.е. на вечную смерть за нарушение Закона. Оправдывая прелюбодейку, Христос открывает миру врата спасения, показывая, что всякий, припадающий к Нему в покаянии, может услышать от Судии всех: «Я тебя не осуждаю». В этом даже порядок слов имеет важнейшее значение. Сначала Иисус говорит женщине: «Я тебя не осуждаю», а затем добавляет: «Иди и впредь не греши». Другими словами, сначала милость, прощение, любовь, сострадание, а потом увещевание и напутствие. «Иди и впредь не греши» - не значит, что получивший отпущение грехов, больше грешить не будет. Это выше его природы. Этой заповедью Господь призывает к покаянию. Он готов каждый раз повторять те же слова блуднице, когда она вновь согрешит и припадет к Его стопам. Призыв «Не греши» - это побуждение помнить и не забывать о милости Христа ко всякому кающемуся грешнику. Именно поэтому сразу после оправдательного приговора, который есть отпущение грехов, Сын Божий провозглашает: «Я — свет миру. Тот, кто следует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Ин.8:12). О раскаянии блудницы Евангелие нам ничего прямо не говорит, но косвенно о состоянии ее души и покаянии свидетельствует тот факт, что женщина не оправдывается и не просит милости, а смиренно ждет приговора Божьего.
                На примере этого евангельского события мы показали, как много сокровенного богословия содержит Священное Писание, которое открывается по мере готовности боголюбивого сердца принять Истину.