Деятельность бейлербеев Чухур-Саад по сведениям За

Али Албанви
Деятельность бейлербеев Чухур-Саад по сведениям Закарийа Акулисского (1691)


О существовании «Дневника» Закарийа Акулисского было известно ещё около века назад. В 1934 годах лишь ограниченное число специалистов для своих трудов пользовалось рукописью дневника. Попытка напечатать этот важный документ не имела успеха. Только после Советизации Армении наряду с другими культурными ценностями этот труд Закарийа Акулисского удостаивается особенного внимания и в 1938 году издается Армянским филиалом Академии Наук СССР. Биографические сведения о Закарийи Акулисском находим в его же дневнике. Родился он в сел. Верхнее Акулис (ныне данное село в Нахичеванской Автономной Республике) 26-го сентября (по нов. ст. 9 октября) 1630 г., в семье середняка. Желая подготовить сыновей как Закарийа, так и Шмавона к торговому делу, родители отдают их на обучение местному священнику Мелкуму.

В 1647 г. родители отправляют 17 летнего юношу в сопровождении родственника, купца Никогоса, с вьюком шёлка в Турцию «для изучения торгового дела». После этого первого торгового путешествия Закарийа, имея собственный капитал всего в 150 марчил [около 90 рублей золотом] в сотовариществе с другими торговцами, а впоследствии один, торгуя и посещая известные рынки Ирана и Турции, приобретает большой опыт в торговом деле. В 1658 г. он посещает крупные европейские рынки: Венецию, Амстердам и приморские города Португалии, Испании и Италии. Затем, не раз путешествуя по Ирану и Турции с торговой целью, приобретает значительный капитал, новыми покупками увеличивает своё недвижимое имущество в родном селе. Как Закарийи, так и его брат Шмавон, отдают деньги под проценты купцам, помещикам и даже Эчмиадзинскому католикосу. Под ведением Шмавона находились Ереванский монетный двор и управление таможней Ереванского ханства. Закарийи Акулисский скончался в 1691 году, или немного позднее, в Акулис.

Труд Закарийа Акулисского — дневник армянского купца XVII века — начат в 1647 году при его первом торговом путешествии и доведен до 1691 года, последнего года его жизни. Его путевые заметки, описания разных происшествий расположены в дневнике в хронологическом порядке, с указанием года, месяца, числа. Во многих случаях месяц и число отмечены им одновременно и армянским летосчислением, и римским календарем, а также принятым среди армян Н. Джульфы — Испагани т. н. Азарианским летосчислением. Поступал он так лишь с практической целью, ибо акулисцам и вообще закавказским армянским купцам того века было понятно армянское летосчисление; армянские же купцы и вообще грамотные люди Н. Джульфы пользовались летосчислением Азарийа, в Европе же было принято римское летосчисление.

Дневник Закарийа Акулисского, по содержанию материала делится на три части. Материалы первой части не расположены хронологическом порядке; она содержит лишь общие указания торговых маршрутов, совершенных Закарием в разное время по Турции, Европе и Ирану; здесь подробно отмечены находящиеся на пути перегоны, постоялые дворы, села, города, перевалы, мосты, средства передвижения и указаны расстояния. Эти часть дневника преимущественно является путеводителем торговых сообщений. Собственно, дневником является вторая часть труда Закарийа Акулисского, в которой начиная с 5-го марта (18 н. с.) 1647 г. до 11 октября (24-го н. ст.) 1681 г., он отмечает подробными хронологическими данными как совершенные им путешествия, так и современные ему события и стихийные явления. В этой части дневники он описывает неоднократные посещения главных рынков Ирана и Турции и одно посещение главнейших торговых городов Европы (в 1658 г.). Как автор дневника, так и другие акулисские купцы занимались, главным образом, торговлей шёлком, который они приобретали в разных местностях Ирана и Закавказья и вывозили на внешние рынки. Из Европы же они привозили большею частью разные сукна. Торговля шелком считалась такой прибыльной, что ею занимались также некоторые из иранских шахов и ханов. В дневнике описываются затруднения, которыми сопровождались перевозка товаров из Ирана и Закавказья и Турцию, и Европу и обратно: нападения разбойничьих банд на караваны и пиратов на корабли, стихийные препятствия, грабительские наклонности разных правителей и, наконец, убытки вследствие банкротств, связанных с ними купцов. Однако, все это не отрывало их от торгового дела. Автор рассказывает, как закавказские купцы, возвращаясь из западных стран, отправлялись в Тбилиси и Ереван, где вырученные деньги они сдавали в тамошние монетные дворы для чеканки персидских монет, так как в Иране и в подвластных ему странах были в хождении персидские монеты. На этой операции купцы иногда выгадывали большие деньги, так как вес и процент чистого серебра персидских монет часто подвергались изменениям. Выгодным делом для купцов являлся подряд монетного двора; этим делом продолжительное время занимался брат Закарийа. Подрядчики через это предприятие совершали крупные торговые обороты, в которых участвовали и правители ханы.

Дневник Закарийа Акулисского ценный документ, в котором рельефно изображены, какой эксплуатации подвергалось крестьянство при ханском правлении в XVII веке со стороны привилегированных паразитов, в каком бесправном состоянии находилось оно и течение веков и как, начиная с самого Иранского шаха, его правителей, помещиков, армянских меликов и калантаров, духовенства и кончая самым последним служащим, безжалостно грабили пребывающего в крайней бедности беззащитного крестьянина.

Закарийи Акулисский и своем дневнике говорит только о жителях Акулиса и окружающих деревень, но, несомненно, и том же положении пребывало все крестьянство без различия веры и национальности, находившееся под игом Ирана. Шахи сдавали в аренду или дарили деревни ханам, которые, в свою очередь, или сдавали урожай деревни в подряд другим лицам, или же через своих представителей взимали с крестьян следуемую долю. Арендаторы или сами владельцы посылали своих служащих, которые с десятком всадников врывались в деревни, а крестьянство обязано было не только кормить их, но еще откупаться от их пребывания некоторой суммой. Закарийи Акулисский подробно высчитывает, во что обходилось крестьянам кормление подобных «гостей», какая сумма расходовалась ежедневно и сколько платили наличными деньгами за уход их из деревни. По приказу иранского шаха крестьяне обязаны были снабжать рабочей силой постройку стен крепости Еревана или восстанавливать разрушенные от землетрясения правительственные здания, причем часть заработной платы этих рабочих взыскивалась с самих же крестьян. Когда шаху пришлось вести войну с русскими, нападавшими на Астрабад, крестьяне принуждены были давать шаху на военные издержки крупные суммы.

В 1658 году Наджаф-Кули-хан б. Казак-хан Черкес [иранский голлар черкесского происхождения, бейлербей вилайата Ширван – 1-й срок: 1653 год, 2-й срок: 1663–1667 годы, и Эриванского вилайата [Чухур-Саад, в 1656–1663 годы]; всего он занимал пост губернатора Ширвана семь лет] назначил Шмавона, сына акулисца Курдунца Агамира, зарафом в Ереване. Этот Шмавон занимал должность зарафа до 1663 г., когда Наджаф-Кули-хан из Еревана был переведён в Шамаха.

Ереванским же ханом [бейлербей Чухур-Саад] назначили ‘Аббас-Кули-хана, сына старшего Амир-гун-хана. В этом году ‘Аббас-Кули-хан Ереванский передал монетный двор в ведение ходжа Саркиса из Анапата и ереванца ходжа Саркиса из Дзорагеха. Оба Саркиса взяли у хана монетный двор в откуп на один год за 1500 туманов. В 1664 г. Шмавон возвратился из Шамахи, и ‘Аббас-Кули-хан из-за безопасности опять передал монетный двор ему в заведывание. 10-го октября 1666 года в Ереване скончался ‘Аббас-Кули-хан. Ему было 70 лег.

На его место Ереванским ханом назначили лезгина Алхас [Алкас] Мирзу, который стал называться Сефи-Кули-ханом [был бейлербеем Эриванского вилайата Чухур-Саад, в XVII веке в государстве Сефевидов], происходил из лезгинской княжеской семьи. В молодом возрасте с отцом был отправлен ко двору Сефевидов в Исфахане во время правления шаха Сефи I (1629–1642), где он вырос и получил имя в «Сефи-Кули» — «раб Сефи». Уже при следующем шахе ‘Аббасе II с 1666 по 1674 годы он был назначен губернатором Чухур-Саад. Его сын Фатх-‘Али-хан ’ад-Дагистани [Fath `Ali Khan Daghistani, 1694–ок. 1722] стал одним из самых влиятельных людей в государстве Сефевидов, служа в качестве великого визиря шаху Султан Хусайну I. Отметим также, что племянник великого визиря Фатх-‘Али-хана ’ад-Дагистани, Мухаммад-‘Али-хан был также сефевидским чиновником и военачальником. Он служил главнокомандующим армией [сепахсалар] и губернатором [хаким] провинции Чухур-Саад во время правления шаха Султана Хусайна. Мухаммад-‘Али-хан служил в годы смуты, когда государство Сефевидов находилось в состоянии тяжёлого упадка. Он был убит в 1716 году после восстания жителей его провинции. После его смерти наследовал его двенадцатилетний [неназванный] сын, который также был назначен губернатором [вали] Грузии и Табриза.

Другой правитель Ереванского ханства, Сефи-Кули-бек II б. Рустам-хан ат-Табризи [ум. 1679, иранский голлар грузинского происхождения, управлял Ереванским ханством в 1666–1679 гг., по другим данным был назначен ханом в Казвине 15-го октября 1671 года [непосредственно вступил в должность 30 ноября 1674 года], кроме того, Сефи-Кули-бек имел сына по имени Рустам-бек], при отъезде из Еревана в Испагань свое ценное имущество повез на 700–800 верблюдах.

Известно, что Сефи-Кули-бек II провёл большой канал от реки Кара-су по безводным местам, основал село Сафиабад и заселил его крестьянами. Его жена соорудила отвод от этого канала для орошения новых земель, заселила их и назвала в свою честь Хатун-арх. Затем супруги объявили, что «воду, которую мы провели, мы сделали своим вахмом [вакф] и хейратом, чтобы навечно [сохранилась] добрая память о нас и о нашей родине. Те, кто засеют эти земли, орошаемые из наших каналов, будь то местные жители или пришельцы из других мест, мусульмане или армяне, освобождаются от уплаты кому бы то ни было десятины со своих посевов, ибо эту воду мы даруем безвозмездно».

В 1677 году слуги Сефи-Кули-хана, а именно, каджары и байаты, протестовали перед ханом, за то, что он в течение двух лет, со дня своего прибытия в Ереван, не выдавал им жалования. Они требовали выдать жалование и прекратить, подобные беззаконные действия. Вследствие этого возникли беспорядки, произошли столкновения, причем 3–4 человека было убито. Они не позволили хану выйти за: крепость и заняться судебными и административными делами. Хан донес об этом шаху; слуги также жаловались шаху.

Из этих каджаров один ага, по имени Фатх-‘Али-бек, стал во главе их, собрал около себя 400–500 всадников, согласно желания народа, и не совершал никакого насилия и притеснения. Они заявили, что более не желают этого хана. Между тем от шаха прибыл в Ереван слуга [чиновник], по имени Джалил-бек, который выслушал обе стороны и, получив с обеих сторон много, взяток, уехал доложить шаху, ибо ему и принадлежит право. Ещё до прибытия шахского посланца хан успел отправить человека к Нахичеванскому хану, Мухаммад-Риза-хану, который прибыл в Ереван с 100 всадниками и в сопровождении 3 офицеров. Эти аскеры собрали всех и в один день, неожиданно выйдя из крепости, объявили, чтобы все сторонники хана сели на коней, так как народ распался на 2 партии: одна стояла за Фатх-‘Али-бека, а другая за хана. Таким образом, вышли и собрались у реки Веди, где произошла схватка; однако кровь не пролилась. Захватили Фатх-‘Али-бека, и войско рассеялось. Фатх-‘Али-бек и с ним 50 человек заключили в крепостную темницу.

Сторонники Фатх-‘Али-бек-ага бежали, кто в сторону Ганджа, а кто в сторону Чорсу, и направились в Испагань с жалобой к шаху. Хан также обратился опять с жалобой к шаху. Все это имело место в Ереване 10-го апреля 1678 г. Затем как Нахичеванский хан, так и офицеры остались на два месяца в Ереване, но от шаха не поступило никаких известий. Они все также возвратились на свои места. После этого Сефи-Кули-хан уже мог из крепости, творить суд и т. д. Так продолжалось до 26-го января 1679 г., когда внезапно появился Зал-хан со всадниками. Он въехал в Ереван и по повелению шаха занял место хана. Бывший хан Сефи-кули б. Рустам-хан, был смещен. Шах Сулайманом было приказано, чтобы ереванским ханом отныне был Зал-хан, и чтобы он там задержал юзбаши каджар ага Гумат-бека с его 3-мя сыновьями, заковал в кандалы и отправил в Испагань, ибо он был зачинщиком этой смуты в Ереване. Сефи-кули-хан был удален и со своей казной и имуществом, навьюченными на 700–800 верблюдах, 1-го марта 1679 года выехал из Еревана в Испагань. Таков был приказ шаха.

29-го марта 1679 года, в Ереван въехал гарем Зал-хана и сын хана, по имени Мухаммад-Кули-бек, внук ‘Аббас-Кули-хана. Затем, 28-го июня 1679 года арестовали Гумат-бека с 3-мя сыновьями и из Еревана отправили в Испагань. Упомянутый Сефи-Кули-хан на 2-х дневном расстоянии от Кума скончался. Тело его привезли в Кум и похоронили 25-го мая 1679 года.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Гюльмисарян И.О. Дневник Закария Акулисского. АРМФАН. Ереван. 1939. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2023). — Яз. рус.

2. Дневник Закария Акулисского/Отдел 2. Часть 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2023). — Яз. рус.

3. Дневник Закария Акулисского. Отдел 2. Часть 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2023). — Яз. рус.

4. Мамедов С.А. Азербайджан по источникам XV — первой половины XVIII вв. — Баку, Элм, 1993. С. 33. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pdfslide.net/download/link/mamedov-15-1-18-.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2023). — Яз. рус.